Научная конференция с духом зла

От лабораторий Гете до снов на сцене: новая постановка «Фауста» превращает классическую трагедию в театральный эксперимент бессознательного

Научная конференция с духом зла
Фото: Руслан Ишмухаметов

В воскресенье, 22 сентября, в Творческой лаборатории «Угол» прошла премьера дебютной постановки Савелия Виноградова faust по мотивам поэмы «Фауст» Иоганна Вольфганга фон Гете. Этот спектакль разрушает границы традиционного театра. На первый взгляд, перед зрителем научная конференция. Но границы реальности быстро стираются, сцена становится сновидческим лабиринтом, а само сознание зрителей — полем борьбы за душу и разум. Погружение в бессознательное через свет и тень, диалоги и мизансцены — это постановка, в которой Гете наверняка бы узнал и себя, и свой эксперимент с разумом и страстью.

От алхимии к философии

Идея Фауста — искателя тайн мироздания и смельчака, продавшего душу дьяволу, появилась задолго до Гете. Фигура реального доктора Иоганна Георга Фауста, странствующего мага и астролога XVI века, была известна задолго до выхода книги «История о докторе Фаусте» (1587). Это собрание легенд описывало Фауста как чародея, который с помощью дьявольских сил творил чудеса, пока, как и полагается в хорошем моральном уроке, не встретил заслуженное воздаяние.

Но Гете изначально видел своего Фауста иначе. Это был не просто колдун, увлеченный магией. Это был человек, стремящийся к знанию, до конца раздираемый сомнениями. Образ Фауста обрел философский масштаб, вбирая в себя стремления и противоречия эпохи Просвещения. Этот герой искал смысл за пределами религии и морали, обдумывал природу жизни, власти и разума. Легенда об алхимике превратилась в философскую трагедию, где человек сражается не столько с дьяволом, сколько с собственной бессмысленностью.

«Фауст» Гете — многослойное произведение. Гете работал над ним более 60 лет, начав в юности и закончив в старости. Первая часть поэмы вышла в 1808 году, а вторая, уже посмертно, в 1832-м. В результате на свет появилась не просто пьеса, а философский трактат в стихах, метафора бесконечного поиска истины.

Театральные эксперименты при жизни Гете

Несмотря на театральные элементы в тексте, сам Гете был скептически настроен по отношению к сценическим постановкам «Фауста». В его эпоху существовал жанр Lesedrama — драма для чтения, и Гете изначально писал «Фауста» именно как такой текст. Первые театральные попытки были далеки от его замысла. Пьесу ставили как марионеточные представления, а сам Гете отзывался о первой постановке в 1809 году как о профанации — настолько сильно его раздражала адаптация текста к театральным условностям.

Тем не менее после долгих сомнений, в 1819 году он поддержал идею князя Радзивилла поставить первую часть «Фауста» как мелодраму. Это была значительная уступка, которая существенно упростила и романтизировала философскую ткань текста, сведя его к истории трагической любви Фауста и Гретхен. Постановка была успешной, но с существенными сокращениями. Настоящая сложность текста оставалась в тени, а публика видела в основном историю о любви, соблазне и искуплении.

От конференции к снам

Савелий Виноградов решает пойти другим путем. Его дебютная постановка выбрала форму научной конференции. Зал театра обставлен как академическая аудитория: трибуна, микрофоны, слайды на экране. Лектор — сам Генрих Фауст — обсуждает физику. Однако по мере того как сюжет разворачивается, эта внешняя форма стремительно теряет силу. Сцена наполняется бессознательными образами: в пространство врывается демон, который словно разрушает законы физики, окружает Фауста как его мрачные воплощения.

Форма научной конференции внезапно трансформируется в лабиринт снов. Зрители больше не наблюдатели академического диспута, они вовлечены в погружение в бездну — мрак бессознательного, в котором теряются не только герои, но и зрители. Постановка превращается в визуальный калейдоскоп из движений, звуков и света, в котором логика бессознательного пересиливает слова и разум. Здесь Виноградов проводит параллель с тем, что Гете сам избегал театральности — но как бы непреднамеренно создавал самый театральный текст.

Маргарита: образ невинности и трагедии

Трагическая история Маргариты (Гретхен) — один из ключевых эпизодов как в оригинальном «Фаусте», так и в постановке Виноградова faust. Виноградов, как и Гете, уделяет особое внимание этому персонажу. Маргарита у Гете — это не просто жертва соблазна. Ее прототипом была реальная женщина, Сюзанна Маргарета Брандт, утопившая своего ребенка и осужденная на смерть. Гете услышал эту историю в юности, и она оставила неизгладимый след в его восприятии. Но в трагедии Маргарита — это не просто преступница, а символ человеческого страдания.

Маргарита у Виноградова становится живым воплощением невинности, уничтоженной жестокой реальностью. Сны на сцене, в которые погружаются герои, предстают как реальная драма ее души. Маргарита Виноградова не топит ребенка, она делает аборт. И если ее образ остается близким к оригинальной задумке Гете, то Генрих Фауст больше похож на современного человека, одержимого своими амбициями и готового уничтожить всех для достижения своей цели. В какой-то степени он, низкий и мелочный, он желает Маргарите таких же страданий, что и себе.

Мефистофель выполняет желание Фауста, заставляет Маргариту страдать. Но делает ли это Мефистофель? Или он всего ли часть бессознательного Фауста, неготового принять ответственность за свои поступки. Не только в отношении Маргариты. Его страсть к познанию приводит к созданию ядерного оружия. Фауст готов «разрушить вселенную, чтобы ее познать».

В конце спектакля сцена остается почти пустой. Темные силуэты медленно растворяются во мраке, зритель остается наедине с финальной сценой искупления, где раздается голос свыше: «Спасена!»

Постановка Савелия Виноградова — это театральный эксперимент, который использует форму конференции как отправную точку, чтобы затем увлечь зрителя в мир бессознательного. Сны, философские дискуссии, трагедии человеческой души — все это сплетается в единую ткань спектакля, в котором «Фауст» Гете становится чем-то большим, чем просто театральным текстом.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров