«Люди думают о деньгах, а не о победе»: казанцы ищут поддержки для отправки беспилотников на СВО

Татарстанский завод готовится испытать тестовую партию машин для эвакуации раненых в боевых условиях

«Люди думают о деньгах, а не о победе»: казанцы ищут поддержки для отправки беспилотников на СВО
Фото: Реальное время

Российские войска скоро получат стратегические БПЛА, их выпуск в разы увеличат, заявил президент Владимир Путин. Пока речь идет об авиасистемах разных типов, но в ходе комплексного переоснащения армии планируется поставить также другие образцы современного вооружения и техники. Промышленники говорят о назревшей необходимости перейти к их серийному производству. Казанские разработчики гусеничного беспилотника «Братишка» готовы хоть сейчас отправить 10 первых тестовых машин в зону СВО и выпускать по 50—100 единиц в месяц, но все упирается в финансы. Подробности — в материале «Реального времени».

Почему татарстанский беспилотник не может попасть на СВО

Объемы поставок БПЛА в российскую армию только в прошлом году выросли в 16 раз, военные получили свыше 140 тысяч единиц, сообщили в Минобороны. В этом году выпуск беспилотников должен вырасти в 10 раз, поскольку нашим войскам в зоне СВО их по-прежнему не хватает. Современное вооружение и техника стали неотъемлемой составляющей на передовой, от превосходства в их количестве зачастую зависит исход сражений.

Волонтеры помогают участникам спецоперации, приобретая БПЛА за свой счет. Минобороны для централизованной закупки нужно проводить торги, а это сложно и долго. Сейчас в Госдуме работают над упрощением конкурсных процедур для армии. Главная задача, которую поставил президент страны — необходимо увеличить выпуск беспилотников различных типов, наращивать серийное производство дронов. По словам Владимира Путина, в ближайшее время инвестиции в отрасль вместе с госвложениями могут составить 1 трлн рублей.

Волонтеры помогают участникам спецоперации, приобретая БПЛА за свой счет. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Пока же предприятия, которые занимаются разработкой и производством БПЛА и других видов техники для армии, столкнулись с проблемой финансирования своих проектов. Так, казанский разработчик гусеничного беспилотника ищет поддержки для отправки в зону спецоперации первых тестовых машин для спасения раненых, доставки грузов, минирования и других боевых задач. Все заработанные деньги компания тратит на разработки, сборку и тестирование образцов, прохождение различных испытаний на полигонах. Объем собственных инвестиций составил немногим менее 100 млн рублей.

— Прибыль тратим на разработки беспилотников, а вот сделать и отправить на СВО денег уже не хватает. Все хотят, чтобы это сделали бесплатно. Мы, конечно, понимаем, что машина может потеряться. Она даже может выполнить свою боевую задачу и получить хорошие оценки, но при этом потеряется, а стоимость немаленькая. Мы очень много обращались в различные фонды, к нашим бизнесменам, миллиардерам, но никто денег не дал, — рассказал директор компании-разработчика Артем Барахтин.

Для отправки в войска хотя бы десяти одних беспилотников и столько же других для испытаний в боевых условиях, необходимо порядка 25—30 млн рублей, говорят создатели. Производство основной модели в базовой комплектации обходится в 1,6 млн рублей, модели поменьше — около 700 тысяч.

Казанский разработчик гусеничного беспилотника ищет поддержки для отправки в зону спецоперации первых тестовых машин для спасения раненых. предоставлено Артемом Барахтиным

Как создавали «Братишку»

Сама идея создания такой платформы у татарстанцев появилась весной прошлого года. «Пришли знакомые ребята с СВО в отпуск и рассказали, как в бою ранило одного бойца, и в попытке вытащить его из красной зоны, где идет стрельба, получили еще троих раненых. Мы предложили: можно сделать некий гусеничный беспилотник, который подъедет и раненого вытащит».

Предприниматель с компаньоном 14 лет развивает собственное предприятие в области машино— и станкостроения. На его мощностях и начали собирать беспилотник.

«Мы с моим другом Константином пополам владеем заводом по производству промышленных роботов. Компанию основали в кризис в 2010 году. Было три друга — три учредителя: Артем, Костя, Дима, отсюда и название «Аркодим». Потом Дима из учредителей вышел», рассказал бизнесмен. Прототип «Братишки» появился к началу прошлого лета, название получил по аналогии с «медбратом» благодаря своей функции — спасение раненых.

Основной беспилотник в высоту менее 30 см, весит 200 кг в снаряженном состоянии и развивает скорость до 6—12 км/ч. Дистанционно управлять машиной можно при помощи камеры, как в случае с SPV дроном, так и без нее — если объект в зоне видимости.

После создания прототипа несколько месяцев ушло на доработку и испытания на полигонах. Разработкой заинтересовались военные, добавив новых задач — доставка грузов, дистанционное минирование, монтаж оружия. Так появилась еще одна модель «Младший», более быстрая — до 25 км/ч и весом всего в 12—14 кг. У нее в основном разведывательно диверсионные функции, есть кузов для двух противотанковых мин. «Он может как камикадзе служить — подъехать и взорваться. Либо, если есть возможность, заехать под танк, сгрузить мину и быстро ретироваться, а мина дистанционно подорвется», говорит Барахтин.

В целом, по словам разработчиков, получилась универсальная гусеничная беспилотная платформа. В зависимости от задач ее можно укомплектовать любым необходимым оборудованием или оружием. «Поставишь фаркоп, прицепишь тележку — будет доставка груза. Поставишь пулемет — это уже боевая машина. Сейчас у нас разработана турель под крепление ПКМ — это пулемет Калашникова модернизированный или под ПКТ — пулемет Калашникова танковый. Оператор наводит на цель, дальномер измеряет расстояние. Датчики сгружают показания в компьютер, который по специальным формулам высчитывает баллистику, делает поправки, стрелку остается просто спустить курок. Тут уже стрельба, близкая к снайперской».

«Поставишь пулемет — это уже боевая машина. Сейчас у нас разработана турель под крепление ПКМ — это пулемет Калашникова модернизированный». предоставлено Артемом Барахтиным

«Беспилотники надо производить огромным количеством — не только для СВО»

В работе есть и третья модель беспилотника, кроме того, казанцы приступили к разработке БЭКов — безэкипажных катеров. Но для дальнейшего развития направления нужны средства, а их не хватает.

Несмотря на интерес со стороны военных, получить госконтракт очень сложно: «Во-первых, мы должны пройти кучу испытаний, что мы сейчас и делаем, и только в начале пути находимся. Во-вторых, мы получим так называемые «красные деньги», которые лягут на спецсчет, который мы должны открыть. С этого спецсчета мы можем платить только тем организациям, которые имеют аналогичные спецсчета. Люди снять деньги с них смогут только тогда, когда мы эти беспилотники отгрузим Министерству обороны, и они закроют нам этот контракт. Кому такое нужно? Никто с нами работать не захочет, а у нас такой денежной прослойки нет, так как мы небольшая компания. Мы не можем свои деньги вложить и потом ждать, когда нам их разблокируют».

Не просто найти инвестора и среди предпринимателей. Для серийного производства нужны большие деньги, но крупный бизнес оказался не готов поддержать проект.

— Люди сначала заявляют: «Конечно, надо, хорошее дело делаете, здорово!», а потом сразу: «А как вернете, когда вернете?». Говорим: ну вот есть определенный бизнес-план, а они нам: «А есть у вас гарантированный заказ? А вдруг СВО скоро закончится?». То есть люди думают о деньгах, а не о победе, понимаете? Один бизнесмен, наш друг, с которым мы общаемся, тоже сказал: «Деньги, я могу вам дать под 30 процентов в год, извините». Да еще, чтобы были залоги. Дружба дружбой, а денежки врозь.

Между тем эксперты предупреждают — концепция ведения боевых действий уже изменилась и возврата к прежней не будет. Современные комплексы вооружений будут нужны и в мирное время. «Все равно беспилотники надо производить огромным количеством, не только для СВО, но и чтобы в учебные военные заведения отдавать, учить управлять ими. Их надо огромное количество на склад положить на случай, если вдруг опять начнется. Плюс много стран, которые будут их покупать. Сейчас этот рынок — поле непаханое», — убежден Артем Барахтин. По словам предпринимателя, предприятие готово уже сейчас производить по 50—100 единиц беспилотников в месяц.

«Все равно беспилотники надо производить огромным количеством, не только для СВО, но и чтобы в учебные военные заведения отдавать». скриншот телеграм-канала Айрата Хайруллина

Собственную упрощенную модель гусеничного беспилотника недавно разработали военные группировки войск «Центр», всего за месяц собрав платформу для доставки грузов и эвакуации раненых в зоне СВО. Машина с двумя гусеницами и двигателем внутреннего сгорания от обычного мопеда имеет грузоподъемность до 500 кг. Подобные разработки также нужны фронту и высоко ценятся на передовой.

Военный эксперт, ветеран боевых действий Роман Насонов в беседе с «Реальным временем», подчеркнул необходимость серийного производства современных комплексов вооружения, в том числе беспилотников. В настоящее время, по его словам, трудно переоценить значение БПЛА в районе боевых действий. Этот вновь возникший вид оружия вынудил готовить специалистов по его применению в каждой воинской части подразделения, способствовал созданию отдельной военно-учетной специальности. Разработана методика подготовки, программы обучения, можно даже сказать, выделен отдельный род войск.

— Этот род войск существует в каждом подразделении каждой воинской части, как артиллерийской, так и воздушно десантной, мотострелковой — везде он присутствует. Переход к серийному производству даст отличную возможность правильно обучать личный состав не тем разрозненным поступлением, которое производилось, изготавливалось на коленке в гаражах, иногда частными лицами, а выверенными, имеющими специальные нормативы и качество беспилотниками. Обучать штатно обученными специалистами, — считает Насонов.

Данная техника будет нужна как в военное, так и в мирное время, убежден эксперт. Сейчас изучается методика ее применения. Вариантов использования — масса: «Огромное количество примеров, которые раньше и в голову никому не приходили. Беспилотниками можно доставить медицинское оборудование, боеприпасы, даже просто воду — обезвоженному солдату. Многие вещи были бы сделаны быстрее, качественнее, точнее и на многих позициях — скрытно», заключил спикер.

Василя Ширшова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьОПКТехнологии Татарстан

Новости партнеров