Гид по улице Дзержинского: любитель канареек и борец с реакционизмом

Прогулка по Левой Черноозерской. Часть 1-я

Гид по улице Дзержинского: любитель канареек и борец с реакционизмом
Улица Дзержинского. Фото: Радиф Кашапов

Предыдущая прогулка по историческому центру Казани привела нас к парку «Черное озеро», по двум сторонам которого тянется улица Дзержинского. Долгое время это были Левая и Правая Черноозерские улицы, появившиеся еще в конце XVIII века при регулярном плане застройки. Ранее ближайшая к Кремлевской носила название Кузнецкой. А с другой стороны парка часть улицы называлась Озерной. Объединили и переименовали их 2 ноября 1927 года.

Дом Деевой — Манасеина (Дзержинского, 3)

Сейчас здесь располагается Министерство образования и науки РТ. Когда-то двухэтажный кирпичный дом с высоким цоколем принадлежал сначала дворянской семье Деевых, а потом Манасеиных. Имение Петра Андреевича Манасеина располагалось в Казанской губернии. Продав его, он купил село Брехово (ранее находилось в Рыбно-Слободском районе, сейчас исчезло). Служил дворянин сначала в Рязанском пехотном полку поручиком, а потом в Казанском гарнизоне капитаном, работал в Казанском магистрате и был лаишевским уездным предводителем дворянства. Пишут, что Манасеин любил певчих птиц, особенно — канареек. А купленных соловьев выпускал в сад Черного озера. Жена Прасковья была сестрой декабриста Антона Арбузова. В этом доме Манасеин скончался в 1834-м.

А в еще 1809 году здесь разместилась типография Казанского университета. В 1829 году ее объединили с типографией 1-й Казанской мужской гимназии и Азиатской типографией, и она стала главной в Казани по объему книг на татарском и восточных языках. В 1839 году дом купили под городское 4-классное училище.

Дом Манасеина. скриншот с сайта Яндекс.карты

Музей «Городская панорама» (Дзержинского, 7)

Музей открылся в январе 2017 года, здесь историю республики рассказывают с помощью масштабных макетов Казани разных эпох и 3D-мэппинга, виртуальной реальности, экспонатов. Особенно интересно изучать здесь Старо-Татарскую слободу.

Музей «Городская панорама». Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Дом Бурнаевых (Дзержинского, 9/1)

На углу с улицей Япеева находился дом Бурнаевых, о внешнем облике которого теперь напоминает только дом Чекмарева — Каменева конца XVIII века на Карла Маркса, 15. Бурнаевы известны нам по одноименной мечети, которую построил Мухаметсадык Бурнаев на углу современных Ахтямова и Сары Садыковой. Любопытно, что один из его предков возвел самую первую каменную мечеть в этом крае — она находилась в его родном селе Нижнее Береске (современный Атнинский район). Мечеть в 2020-м открыли после реставрации.

Дзержинского, 9/1. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Дом Петонди (Дзержинского, 11)

На месте здания 2005 года стоял дом, в котором обитал архитектор Фома Петонди. Его отец родился в Швейцарии, переехал в Россию в 1779 году. Мать была орловской мещанкой. В Казань Фома прибыл в 1834 году из Орла, получив должность губернского архитектора. Среди крупнейших его проектов — участие в возведении Казанского Богородицкого собора, после — здание городской думы, усадьба Боратынского, дом Дротоевского, а также Родионовский институт благородных девиц. При постройке последнего Петонди обвинили в допущении технических погрешностей, возбудили дело и лишили всех должностей, чинов, орденов и пенсии. Лишь спустя 10 лет, в 1854-м, его полностью реабилитировали. Вскоре он продал дом и ушел на пенсию.

Сохранился флигель дома. Дело в том, что с осени 1846-го по 23 апреля 1847-го здесь жил Лев Николаевич Толстой с братьями, занимая в нем пять комнат на втором этаже. В конце XIX века здесь размещался дом инвалидов, поскольку его с соседним угловым домом купил благотворитель и купец Василий Михайлович Лошкин, чья богадельня стояла на Япеева — для приюта «для увечных граждан г. Казани».

Флигель дома Петонди. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Номера Банарцева (Дзержинского, 13)

Сейчас это здание, воссозданное в 2014-м «с применением современных материалов». Сначала же это были построенные в 1881 году трехэтажные номера Николая Федоровича Банарцева. Купец владел швейной фабрикой, а участок купил у купеческой вдовы Арской. Известна гостиница тем, что здесь по приезду в Казань останавливались Глеб Успенский и Владимир Короленко, причем несколько раз. Последний активно печатался в местной газете «Волжский вестник», критикуя реакционный режим, установившийся при Александре III. Также он напечатал здесь такие рассказы, как «В ночь под светлый праздник» и «Старый звонарь». В Казани Короленко оказался впервые после сибирской ссылки. В 1888 году Короленко организовал здесь первую поволжскую писательскую организацию, Общество писателей и журналистов.

Банарцев известен еще и тем, что разрабатывал проект искусственной бухты в Ново-Татарской слободе с созданием нового речного порта, еще до появления у нас железной дороги.

Новые «номера». Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Сам дом был украшен в стиле псевдобарокко, при нем работала портняжная мастерская. Одним из ее работников был руководитель Казанского комитета РСДРП(б) Абрам Комлев. После революции в номерах работало студенческое общежитие, а потом просто жили люди.

Дом из реестра объектов культурного наследия (куда он попал в июле 1987-го) снесли в январе 2011 года. Впрочем, в документах он до сих пор значится как ОКН.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоВластьКультураИстория Татарстан

Новости партнеров