«Нам нужно начать масштабно изготавливать домбры»

На «ДәртФест» поговорили о путях развития татарской музыки

«Нам нужно начать масштабно изготавливать домбры»
Интерес к тюркско-татарской и классической музыке есть, но не хватает менеджеров.. Фото: предоставлено пресс-службой лейбла Yummy Music

В День республики в Казанском Кремле прошел фестиваль «ДәртФест». На нем был организован лекторий «Акыл фабрикасы», на котором заместитель главного редактора интернет-газеты «Реальное время» Радиф Кашапов провел дискуссию на тему путей развития татарской музыки. Участники предложили устроить флэшмоб с участием 100 кубызов, а музею Сайдашева — заполучить собственный оркестр.

«Одна из проблем — изготовление инструментов»

Первым словом взял Алмаз Асхадуллин, лидер этно-группы ALPAR, исполняющей древнюю музыку на этнических инструментах — домбрах, кыл-кубызах, кураях, различной перкуссии. В этом Асхадуллин отвечал за музыку в театрализованном прологе на казанском Сабантуе.

— У группы есть небольшие, но победы, — начал Асхадуллин. — Мы успешно выступили в прошлом году в Египте. Парни сами ездили в Турцию, Казахстан. Каждый и сам ведет наше дело. Следующий фестиваль у нас — 13-15 сентября в Анталии, где благодаря деятельности Гульназ Зиангировой, мы в прошлом году провели несколько уроков на курае, кубызе, в Анталии организуется свой ансамбль. И мы со своей группой покажем, что, кроме курая и баяна, у татар есть домбры, кубызы, знакомые тюркскому миру. Кроме того, нас позвали на канал TRT. Мы поедем 18 сентября в Анкару и сыграем наши песни. Возможно, местные татары захотят услышать более знакомые темы, но мы представим баиты и мунаджаты, понятные тюркским народам.

Также в сентябре ансамбль поедет в казахский Атырау. По общению с другими коллективами Асхадуллин понял общую боль — отсутствие хороших инструментов. Поэтому в ALPAR, как в объединении творцов и мастеров, начали сами делать инструменты.

«Почему же татарская музыка до сих пор ассоциируется с баянами?», — прозвучал вопрос. Связано это с несколькими факторами, пояснил Асхадуллин. В частности, с массовым выпуском баянов.

— Нам нужно начать масштабно изготавливать домбры, — продолжил музыкант. — Мы с мастером Джалилем начали делать красивые кыл-кубызы и домбры. Но они очень дороги. Потому что это мастеровые инструменты. Поэтому мы начали изготавливать кубызы. У нас их уже 100 штук, причем у этих кубызов есть подставка для зубов.

А потому Асхадуллин предложил устроить флэшмоб — собрать сто человек, готовых сыграть на кубызах, и записать это на видео.

Главным масштабным фестивалем татарской академической музыки остается «Мирас». предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

«На фестивале «Мирас» мне грустно»

Учащийся на дирижера Айдар Ниязов известен, как руководитель Оркестра национальной музыки. Оркестр прекратил свое существование несколько месяцев назад, но сейчас его намерены возродить, поскольку Ниязову удалось выиграть грант «Үз телем» на проведение концертов. Коллектив играет исключительно татарскую музыку.

— Нашей татарской классической музыке не дают развития, — отметил Ниязов. — Я сейчас учусь на бакалавриате в консерватории. И я там первый дирижер в их истории. Дирижерской школы нет. Композиторская школа тоже подкачала, все держится на таких людях, как Миляуша Хайруллина.

На цифровых платформах условно «татарской» музыки практически нет, указал дирижер, за исключением редких случаев. Но почему их не записывает Государственный симфонический оркестр РТ?

— Им эта музыка должна быть интересна, — выразил мнение Ниязов. — На фестивале «Мирас» мне грустно, потому что я вижу: эту музыку там не играют от души.

А потому музыкант выразил благодарность оркестру театра Камала, который в этом сезоне работает над поэмой «Су анасы» Энвера Бакирова. Отметим, что, вообще-то, такую работу должен делать театр оперы и балета.

— У нас нет молодого татарского оркестра. Все оркестры, которые вы знаете, они при театрах, — указал Ниязов, после чего прозвучала разумная мысль: ведь музыканты Оркестра национальной музыки часто играют в музее Сайдашева, почему его не приписать к этому учреждению? В конце Ниязов посетовал: музыкантам, занимающимся классикой, не хватает опытных менеджеров.

Айдар Ниязов дирижирует в музее Сайдашева. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

«То, что происходит сейчас — это круги по воде»

Директор музея Айдар Ахмадиев отметил, что любое движение, проект, начинается со 100-300 человек. Так что это только вопрос времени, когда он станет масштабным. Ахмадиев сидел рядом с Миляушой Хайруллиной, с которой, как либреттист, написал оперу «Кави-Сарвар». Сейчас Хайруллина учится в Москве.

— Я обросла контактами, — рассказала она новости. — Делаю оркестровки, редактуры, запланировала несколько проектов на следующий год. Последние два года у меня прошли под знаком «Кави-Сарвар». Когда был выбор, фестиваль, лабортория в других городах или моя опера, спевки, репетиции, — я выбирала Казань.

— У меня в плане — мои будущие произведения, то, что я хочу успеть написать, — продолжила композитор. — Наверное, важно мыслить стратегически, жестко, карьерно. Но для меня важно, чтобы хватило духовных сил написать задуманное. В творчестве мы не тянемся к деньгам, но мы готовы на разную работу. Где-то ты делаешь все бесплатно, где-то тебе с благодарностью достойно платят. Но когда мыслишь только на уровне «сколько тебе заплатят» — это тупик. Я всегда за музыку, творчество, искусство.

Всем композиторам трудно дается «мягкая сила нетворкинга», отметила Хайруллина, указав, что учебные заведения выпускают много авторов музыки, но большинство мы даже не знаем. Сейчас она готовится к песенному концерту в БКЗ 20 сентября.

— Я полгода на него коплю, — призналась Хайруллина. — Я вообще не отдыхаю. Работаю до 3-4 утра, чтобы собрать деньги: аренда зала, рояля, проекторов. В БКЗ ведь даже нет нормальных микрофонов! После «Кави-Сарвар» люди придут — и это должно быть по-особенному. Миллион позиций, которые хочется сделать качественно. И сейчас я работаю, коплю над свой концерт.

— Мне кажется, что развитие строится на отдельных личностях, — резюмировала Хайруллина. — Серьезная господдержка была в начале XX века, когда в СССР решили показать, что у каждого народа в стране есть свое лицо. Сейчас такого нет. То, что происходит сейчас — это круги по воде. Теперь все зависит от нас лично.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультураОбразование Татарстан

Новости партнеров