Последний адрес Мусы Джалиля

Три года в Казани: оперный театр, общественная работа, жизнь в коммуналке и очень много влюбленностей

Последний адрес Мусы Джалиля
Фото: Динар Фатыхов

«Писатель Муса Гумеров-Джалиль, мусульманин, проживающий в Берлине, Шарлоттенбург, Хафельштрассе, 9, умер 25 августа 1944 года в 12 часов 18 минут в Берлине, Шарлоттенбург, Кёнигсдамм, 7. Причина смерти: обезглавлен». Так записано в карточке о казни татарского писателя Мусы Джалиля. Если не считать адрес заключения, то последним местом проживания Джалиля была коммунальная квартира №28 по улице Горького в Казани. Здесь он жил с октября 1940-го по июль 1941 года. Литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова рассказывает о казанском периоде жизни Мусы Джалиля.

Попытка поступить в пединститут

Впервые Муса Джалиль приехал в Казань в ноябре 1922 года, ему тогда было 16 лет. Он хотел поступать в Казанский педагогический институт, но к этому моменту прием абитуриентов уже завершился. Чуть позже, в 1923 году, Джалиль поступил учиться на рабфак. Именно в Казани в 1925 году у писателя вышел первый сборник стихов «Барабыз». После окончания рабфака Джалиль вернулся к себе на родину, в Оренбургскую область, где занимался комсомольской деятельностью.

С 1927 года начался московский период жизни писателя. Он поступил на литературный факультет Московского государственного университета, который закончил в 1931 году. А в 1934-м при консерватории им. П.И. Чайковского в Москве открылась татарская студия, в которой обучались будущие артисты и композиторы казанского оперного театра. Уже через год туда попал Джалиль. Он занимался литературной частью студии: подбирал репертуар и писал либретто для опер. Студенты закончили свое обучение и в конце 1938 года вернулись в Казань, а Джалиль переехал в начале 1939-го.

Казанские влюбленности

Но до переезда Джалиль неоднократно посещал Казань. К примеру, в 1934 году он познакомился здесь с артисткой театра им. Галиаскара Камала Раузой Хисматуллиной. Она родилась в 1913 году в деревне в Ульяновской области. Через год после знакомства у женщины родился от Джалиля сын, Альберт Залилов. Отношения у пары не сложились, и их пути разошлись. Хотя, по словам заведующей Музеем-квартирой Мусы Джалиля Айгуль Сафиуллиной, связь с сыном писатель поддерживал и помогал ему. Позже Хисматуллина вышла замуж и уехала жить в Украину, в театр она больше не вернулась.

Сын, Альберт Залилов, стал кадровым военным. Он с детства мечтал быть летчиком, но из-за травмы не смог осуществить свою мечту. Окончил Саратовское военное училище, после чего служил на Кавказе, где руководил десантным войсками. Затем его отправили в ГДР, откуда он вернулся в Казань в звании подполковника. Умер в 1999 году в возрасте 64 лет.

В Казани Муса Джалиль познакомился и с поэтессой Закией Садыковой, которая в 1936 году родила от него дочь Люцию. По словам дочери, у Джалиля и Садыковой был никах.

— Сейчас мы не можем это проверить и документально доказать. Даже если у них состоялся никах, то документа такого нет. Это сейчас выдается свидетельство, а раньше его не выдавали, — сказала «Реальному времени» старший научный сотрудник Музея-квартиры Мусы Джалиля Лейсан Харасова.

Первый сборник стихов у Закии Садыковой вышел в 1940 году. А вообще, она почти всю жизнь, 48 лет, работала редактором на радио. Умерла в 1999 году в возрасте 85 лет. Дочь Люция Залилова окончила ВГИК по специальности кинорежиссер, сейчас живет в Санкт-Петербурге.

Амина Сейфуллина с дочерью Чулпан. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

А будущую жену, Амину Сейфуллину, Муса Джалиль встретил в Москве. Они поженились в 1936 году, а в 1937-м у супругов родилась дочь Чулпан. После работы в татарской студии при консерватории в Москве Джалиля пригласили в Казань на должность заведующего литературной частью оперного театра. И как раз в 1939 году семья переехала. Уже во время войны, в 1943 году, Амина Сейфуллина вместе с дочерью уехала в Подмосковье, где жили родители супруги поэта.

— Представьте, военное время, а она здесь одна с маленькой дочкой. Переехала в Москву, там были все ее родственники. Для нее это была большая поддержка. С тех пор официальные наследники Джалиля живут в Москве, — сказала Лейсан Харасова.

Казанская коммуналка

В 1939 году в Казани еще не было отельного здания оперного театра. Артисты театра им. Г. Камала и оперного ютились в здании театра им. Карима Тинчурина. Там же на музыку Назиба Жиганова была поставлена опера «Кычкын» («Беглец»), премьера которой прошла 17 июня 1939 года. В этом же году Джалиля избрали председателем Союза писателей ТАССР и депутатом Казанского городского совета. Днем он работал и вел общественную деятельность, для творчества оставлял вечер и ночь.

Домашний кабинет Мусы Джалиля. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Поскольку Муса Джалиль занимал высокую должность, ему выделили две комнаты в трехкомнатной коммуналке на улице Горького, 17. Вместе с семьей Джалиля жила еще русская семья с двумя детьми, отец которых преподавал в вузе. Джалиль с супругой и дочкой занимали две комнаты. Одна из них была кабинетом. По словам Айгуль Сафиуллиной, вечером Джалиль приходил с работы, несколько часов отдыхал, а затем уходил работать в кабинет. Здесь у него был стол, который он купил в 1935 году в комиссионке. На столе разложены рукописи писателя, чернильница, пресс-папье, часы, берестяной стаканчик, медный короб, в котором писатель хранил запас перьев.

Муса Джалиль очень любил читать и тщательно вел список книг, которые у него были. Он их записывал в специальную амбарную книгу, так поэт называл эту тетрадь. В ней в алфавитном порядке записаны все издания, которые он когда-либо покупал или получал в подарок. В кабинете также стоял книжный шкаф, купленный в 1936 году. Из личной библиотеки Джалиля сохранилось 30-томное собрание сочинений Владимира Ленина, книги Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

— Еще в его библиотеке была русская классическая литература. Он ведь занимался и переводами. Переводил на татарский язык Пушкина, Некрасова, Шевченко и других поэтов. Была татарская литература, книги по истории, философии, музыкальному искусству. То есть все то, чем он пользовался в своей работе, — рассказала Айгуль Сафиуллина.

Кстати, несмотря на то, что Джалиль писал либретто, музыкального образования у него не было. Но при этом он прекрасно играл на пианино. А в 1934 году поэт купил себе мандолину.

Шахматы Мусы Джалиля. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Туалет, ванная комната и кухня в квартире были общими. В 1939 году дом был новым, и жильцы 28 квартиры были в ней первыми. В доме уже провели центральное отопление, но газа еще не было. Поэтому на кухне вместо плиты стояла печь.

Жилая комната была скромно обставлена. В углу лежали игрушки Чулпан. До наших дней сохранился молоточек, который Джалиль купил для дочери, и темнокожая кукла. У Джалиля были шахматы, подаренные ему Гази Кашшафом. Мужчины часто сидели за столом и играли. Если Джалиль проигрывал, то называл себя «грошмейстером», отсылая к фразеологизму «грош тебе цена». На стене в жилой комнате висел термометр. Джалиль часто на него поглядывал, когда супруга собиралась купать маленькую дочь. Дело в том, что она в детстве часто болела, и Джалиль боялся, что девочка простудится.

Предчувствие недоброго

Когда началась война, у Мусы Джалиля, как значимого деятеля культуры, была бронь. Он от нее отказался и по своей воле пошел в военкомат. Уже в июле 1941 года его отправили на курсы политработника. По плану он должен был поехать в Курскую область, но там наступали немцы. Поэтому Джалиля отправили на обучение в Мензелинск, что в 300 км от Казани. Обучение длилось 56 дней. По завершении у писателя была возможность на несколько дней вернуться в Казань и повидаться с семьей.

Его дочь Чулпан вспоминала, что с курсов отец вернулся другим. Уехал из дома в гражданской одежде, а приехал в военной форме. Когда Джалиль ненадолго вернулся домой, Чулпан сильно болела и лежала с высокой температурой. Она вспоминала, что отец долго держался за металлическую спинку кровати, охлаждал руку, а затем прикладывал ее к горячему лбу дочери. Так Чулпан запомнила последнюю встречу с отцом.

На следующий день он уехал, когда девочка еще спала. Решил дочку не будить, боялся, что поймет все и расплачется. Это было 8 января 1942 года. А уже 12 января Джалиль написал супруге письмо:

Я до этого два раза расставался с тобой, уезжая на фронт, но последнее расставание было во сто крат тяжелее, чем первые два расставания. Почему это так, я объяснить не могу. Даже я, подпадая под влияние суеверия, думал, не предчувствие ли это недоброго. Я ведь верил и верю в наличие некоторого предчувствия (инстинктивного чутья у людей). Не видя никаких особых причин своей грусти и переживаний в день расставания, я с испугом начал сомневаться: не есть ли это предчувствие того, что я больше не увижу ни тебя, ни Чулпан. Но такая мысль пришла только на миг, и недолго она оставалась в моей голове. Я просто не знал, чем объяснить, что так тяжело расставаться. Но расставаться было очень тяжело…

Предчувствие Мусу Джалиля не обмануло. Он больше так и не увидел жену и дочь.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров