«Экономика кумовства»: малайзийский опыт в изложении Линара Якупова

На минувшей неделе стало известно, какие страны вышли в лидеры рейтинга журнала The Economist по степени распространенности в них «кумовского капитализма»: первую строчку заняла Россия, а следом за ней расположилась Малайзия. Специально для «Реального времени» президент Фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) Линар Якупов рассказал о том, каким образом устроена экономика Малайзии, как на ней отражаются подобные позиции в рейтинге и какие корпорации могут «стоять у руля» в этой стране. Также автор попробовал найти точки соприкосновения между экономиками России и Малайзии, однако обнаружить сходства ему удалось с большим трудом.

Разница между доходами от экспорта пальмового масла и добычи нефти и газа составляет всего $2 млрд

Трудно сказать, плохо или хорошо то, что Малайзия располагается на втором месте рейтинга, а совокупный доход миллиардеров-«кумов» составляет 13% ВВП страны. Однако стоит заметить, что экономика Малайзии очень диверсифицирована по сравнению с российской. Несмотря на то, что Малайзия так же, как и мы, является нефтеносной страной, ее зависимость от нефти, от ее продажи, от газонефтехимической отрасли в целом ниже — ВВП всего на 20% формируется за счет топливно-энергетического сектора.

Несмотря на то, что сейчас складывается турбулентная экономическая ситуация во всем мире, в Малайзии экономика растет — ежегодный прирост составляет 5-6%. Во-первых, у них нет санкций и опять-таки из-за диверсификации экономики они не так сильно зависят от снижения цен на нефть. Также их государство до сих пор субсидирует внутренние цены на топливо. Насколько я помню, цена колеблется от 10 до 20 рублей, если на наши деньги переводить, и за последние 20 лет у них цены на бензин такими и остаются.

«Если говорить о сельском хозяйстве, то оно в первую очередь базируется на том самом пальмовом масле, которое сегодня все так сильно не любят. У них формируется экспорт на $30 млрд только за счет пальмового масла». Фото gastronom.ru

У Малайзии есть очень развитая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг. Накопления основного капитала высокие, экспорт увеличивается. Они считаются третьей экономикой Юго-Восточной Азии. Сельское хозяйство составляет порядка 10% от ВВП, горнодобывающий сектор — 10%, производственный сектор — 10%, строительство — около 9%. На промышленность приходится львиная доля — электроника, электротехническая продукция, в основном ориентированная на экспорт. Другие крупные отрасли — химическая, пищевая, резинотехническая промышленность, металлообработка, транспортное оборудование.

Отмечу, что у них работают три национальных автомобильных предприятия. В этом отношении они были первой мусульманской страной, а затем Иран тоже начал производить автомобили.

Если говорить о сельском хозяйстве, то оно в первую очередь базируется на том самом пальмовом масле, которое сегодня все так сильно не любят. У них формируется экспорт на $30 млрд только за счет пальмового масла. Для сравнения скажу, что $32 млрд у них дает добыча нефти и газа.

Также важную роль играет товарооборот с Китаем, объем которого равен $55 млрд. Если взять товарооборот России и Китая, то получается, что в прошлом году он у нас достиг $68 млрд. Малайзия находится на 8-м месте в рейтинге основных партнеров Китая по торговле. В мире она считается очень интенсивной торговой нацией — по объему продаж во всем мире Малайзия занимает примерно 18-е место.

«У Малайзии есть очень развитая промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг. Накопления основного капитала высокие, экспорт увеличивается». Фото weforex.ru

Равное благосостояние для всех наций в Малайзии

В определенный момент Малайзия оказалась на этапе, когда нужно было сформировать определенное богатство и, что немаловажно, правильно его распределить. Отмечу, что титульной нацией в Малайзии являются малайцы, и за последние 20 лет государство множество малайцев отправило на обучение за границу, большое количество университетов в Малайзии было открыто. Сегодня малайцы достойно владеют большим количеством бизнеса, и, конечно, для них были созданы некие специальные условия как для титульной нации.

Но сейчас эти титульные вещи сходят на нет. Идет более либеральный подход. Все нации получают совершенно одинаковые права. И даже есть новый слоган: «Единая Малайзия». Сейчас с точки зрения распределения благосостояние китайцев, малайцев и индусов приравнялось. Они не стали одинаково бедными — они стали одинаково богатыми.

Перед Малайзией стоял вопрос передистрибуции благосостояния страны, чтобы и у других национальностей была возможность заработать, и, к слову, у них это получилось.

В России многое работает по принципу «пока петух не клюнет»

Я знаю разные экономики: у тех же Филиппин совершенно другой экономический расклад, а у Сингапура и Малайзии более схожие конструкции. Провести же параллель между экономиками России и Малайзии, наверное, будет очень сложно. Как минимум потому, что в России в целом (как и в Татарстане в частности) до сих пор имеется зависимость от нефтегазохимического сектора — порядка 70-80%. Именно поэтому мы так сильно и просели из-за снижения цены на нефть.

«Провести параллель между экономиками России и Малайзии, наверное, будет очень сложно. Как минимум потому, что в России в целом (как и в Татарстане в частности) до сих пор имеется зависимость от нефтегазохимического сектора — порядка 70-80%». Фото fresher.ru

У нас было 10 с лишним лет на то, чтобы диверсифицировать нашу экономику, но у нас же многое работает по принципу «пока петух не клюнет». Вот «клюнул» — и был запущен процесс импортозамещения. Где-то он идет хорошо, где-то не совсем, а где-то и вовсе болезненно. Тем не менее, на мой взгляд, когда-нибудь мы все равно должны были через это пройти.

Отмечу, что бизнесу сейчас сложно хотя бы с точки зрения налоговых нагрузок. Для того, чтобы сейчас инвестировать за границу, открывать новые заводы, предприятия, нужно, чтобы у вас оставался хотя бы какой-то инвестиционный резерв, однако многие компании работают просто на уровне безубыточности, чтобы покрыть налоги и затраты, а прибыль как таковая сейчас не совсем формируется. А этот «жирок» нужен.

Всем пытаются давать «удочки», чтобы они научились «ловить рыбу»

Я понимаю, что, если бы все эти «кумовские» вещи негативно влияли на общую инфраструктуру, если бы в Малайзии отсутствовали базовые инфраструктурные вещи… Но там очень хорошая инфраструктура: аэропорты что у Сингапура, что у Малайзии входят в первую десятку в мире, автомобильные дороги везде хорошего качества, есть платные дороги, развитая туристическая отрасль. Это же практически развитые экономики, индустриализированные. Отмечу, что у Малайзии есть стратегия — к 2020 году стать полноценной индустриальной страной, и скажу, что они этого уже практически добились.

Что хорошо в Азии — финансовые рынки очень развиты, есть большая доступность кредитных средств. Государство, если говорить про малый и средний бизнес, делает много чего что в Сингапуре, что в Малайзии, несмотря на наличие вот таких «кумовских» вещей в странах. Контроль над малым и средним бизнесом сведен до минимума — человек сам по себе занял место, сам себе заработал. Всем пытаются давать «удочки», чтобы они научились «ловить рыбу». Есть очень много льгот. Государство платит за продвижение продукции, бесплатно отправляет грузы, продвигает их, выдает бесплатные кредиты, вводит образовательные программы. ВВП продукция неплохо распределяется: есть множество учебных заведений, Малайзия сейчас становится медицинским и туристическим центром, к слову, туризм генерит большой поток людей, а соответственно, нарабатывает объем ВВП. Вообще, Малайзия сейчас позиционирует себя как некий хаб для размещения иностранного бизнеса, для всей Юго-Восточной Азии. Я не восхваляю Малайзию, просто хочу сказать, что сейчас я начинаю понимать, что этот «кумовской капитализм», видимо, имеет разный эффект.

«Создаются новые отрасли, новые направления, и в этом тоже есть свои плюсы. Взять хотя бы портовую деятельность — сегодня даже по нефтехранению 10-миллионные хранилища строят, возводятся суперсовременные порты». Фото beckettrankine.com

Еще один важный момент по поводу «кумовского капитализма»: надо посмотреть, насколько эти 13% ВВП распределены между секторами. Если они все формируются вокруг нефтяной отрасли, тогда значит, что бизнесменам, близким к властям, неинтересно заходить в другие отрасли. Однако у них от ВВП всего лишь 20% нефтянка дает, значит, они и в других секторах неплохо сидят, а это в свою очередь значит, что создаются новые отрасли, новые направления, и в этом тоже есть свои плюсы. Взять хотя бы портовую деятельность — сегодня даже по нефтехранению 10-миллионные хранилища строят, возводятся суперсовременные порты.

Тяжелые поиски параллелей между экономиками России и Малайзии

Очень сложно находить одинаковые стороны экономики России и Малайзии. Взять хотя бы успешную диверсификацию: бывает, что цены на пальмовое масло падают, но ничего не обваливается, экономика продолжает стоять на ногах. Если вернуться к рейтингу, то после России и Малайзии следуют Филиппины, Сингапур и Украина. Это абсолютно разные экономики, но я могу найти много сходств у Малайзии, к примеру, с Сингапуром. А вот с Россией что-то не сосем получается найти параллели.

Еще одно существенное отличие — это средний класс. Малайзия смогла сформировать за последние 20-30 лет очень серьезный средний класс, который действительно является драйвером экономики. И потом, население в России в принципе не прирастает. Я сколько лет уже оперирую цифрой в 143 млн человек. В Малайзию я впервые приехал в 1993 году — тогда там было 19 млн человек, а сейчас там уже порядка 30 млн человек. За последние 23 года на 11 млн человек численность увеличилась. Создаются совершенно новые города, новые проекты.

Сходство я вижу только в том, что Россия и Малайзия оказались в этом рейтинге на таких близких позициях — все-таки этот список является отражением того, какая практика сложилась в экономиках этих двух стран.

«В Малайзии есть суверенный фонд, который также активно участвует в инвестиционной деятельности от имени государства. У них есть национальная нефтяная компания, которая также является крупным зачинщиком развития бизнеса — «Петронас», рулевой всей нефтехимической отрасли». Фото teknoblog.ru

В Малайзии есть госкорпорации, которые выполняют определенные проекты, куда пока частный бизнес не заходит. Как только эти корпорации формируют необходимую площадку, сферу бизнеса, начинаются процессы приватизации. Обычно в мире как происходит? Когда государственные активы начинают расти в цене, их приватизируют. Когда частные крупные проекты начинают падать в цене и их нужно спасать, тогда их национализируют. Государственные корпорации у Малайзии играют большую роль, и они есть практически во всех отраслях. Одновременно я вижу, что идет большой процесс приватизации, постоянный, не волнообразный. Какой-то бизнес созрел, стал интересен для частных инвесторов, и его приватизируют.

Стандартная теория говорит о том, что экономика в частных руках более эффективна, нежели в государственных. А госкорпорации нужны там, где пока частный сектор не готов вступать в игру. Мне кажется, в Малайзии эти процессы успешно протекают, хотя и у них есть провальные проекты. К примеру, малайзийские авиалинии сколько раз уже приватизировались и национализировались, тем не менее после недавних падений двух самолетов авиакомпания сильнейшим образом пострадала.

Также в Малайзии есть суверенный фонд, который также активно участвует в инвестиционной деятельности от имени государства. У них есть национальная нефтяная компания, которая также является крупным зачинщиком развития бизнеса — «Петронас», рулевой всей нефтехимической отрасли, далее идет автомобилестроение, также у них есть крупная корпорация, которая занимается инфраструктурными проектами, генерация энергетики у них приватизирована, порты приватизированы. Там есть компании, которые связаны с государством непосредственно, имеют государственное участие, и в то же время есть частные конторы, которые абсолютно равны и по оборотам, и по мощи.

Вот здесь какую-то параллель с Россией можно провести — государственные корпорации имеют место, и они там функционируют. Но в Малайзии все же идет частая практика приватизации и национализации.

Линар Якупов

Новости партнеров