Не ездил — плати: с татарстанцев необоснованно требуют плату за пользование М-12
Как «Единый оператор» с помощью автоинформаторов «терроризирует» автовладельцев
![Не ездил — плати: с татарстанцев необоснованно требуют плату за пользование М-12](/uploads/mediateka/3d/3f/1dfa735e612baad3.md.jpg)
Требования заплатить за проезд по новой федеральной трассе М-12 стали поступать татарстанцам, которые на нее не выезжали. По словам водителей, попытки разъяснить отсутствие задолженности и пресечь спам от автоинформатора удаются далеко не сразу даже после звонка на горячую линию «Единого оператора». Последний отвечает за обслуживание и эксплуатацию системы взимания платы по автобану. О том, что можно предпринять в подобных ситуациях и как привлечь к ответственности оператора больших дорог, выясняло «Реальное время».
Обещать — не значит перестать звонить
В конце апреля житель Казани Булат Арсланов начал получать звонки от автоинформатора московского ООО «Единый оператор». От мужчины требовали заплатить 970 рублей за проезд по трассе М-12 на автомобиле с неизвестным ему госномером под угрозой штрафа за неоплату.
Как рассказал «Реальному времени» Арсланов, в указанные день и время он сидел в офисе за компьютером в окружении коллег, никогда не ездил по платным трассам и не имел отношения к упоминаемому автомобилю. Вначале казанец занервничал, а потом возмутился, позвонил в кол-центр «Единого оператора» и попросил больше его с такими вопросами не беспокоить. Сотрудник компании объяснил случившееся ошибкой другого водителя машины при «привязке» телефона на въезде на платную трассу и заверил, что звонки прекратятся. Однако этого так и не произошло, хотя мужчина еще не раз обращался на горячую линию оператора.
![](/uploads/mediateka/f9/0f/54c815e5f2274790.md.jpg)
— Занести номер автоинформатора в черный список я не рискнул, ведь тогда, случись действительно поехать по платной трассе, я не узнаю, если за мной будет числиться реальный долг, — рассказал Булат Арсланов. — Но должна же быть какая-то ответственность за то, что меня второй месяц беспокоят звонками без причины?
Случай не единичный, в адрес компании пожаловалось еще много автовладельцев, причем не только из Татарстана, но и по всей России. «Я произвела оплату в день проезда, а мне снова пришло уведомление об оплате. Куда обратиться? Чек об оплате есть в телефоне», — спрашивает Надежда Карпова. Похожих претензий еще много: «Живу в Татарстане, в пределах Казани не бываю, что за штраф в 250 рублей? Позвонила на горячую линию — марка машины другая»; «Звонили о задолженности авто, которое уже 2 года как продала!»; «Позвонил робот о задолженности в 371 рубль. Как узнать, за какой участок дороги? На М-12 я не выезжал».
«Иногда они ошибаются»
«Реальное время» обратилось с запросом к гендиректору ООО «Единый оператор» Марселю Нигметзянову. На просьбу пояснить, по каким причинам звонки с требованием оплатить проезд поступают гражданам, не совершавшим поездок по трассе М-12, и почему даже после неоднократного обращения на горячую линию единого оператора они не прекращаются, в компании пока не ответили. Комментарий будет опубликован по получении.
![](/uploads/mediateka/83/7d/238b6b7b1aba2f54.md.jpg)
Впрочем, один из ответов на эти вопросы приводится на официальной страничке «Единого оператора» в соцсети. Судя по всему, после многочисленных обращений компания решила разъяснить, как случаются подобные ошибки:
— Обычно информирование поступает по номеру телефона или e-mail, который пользователи сами указали при проверке своей задолженности за проезд на сайте «Единого оператора» или «Автодор — Платные дороги». Но иногда автовладельцы при вводе номера телефона или e-mail ошибаются, и автомобиль «привязывается» к постороннему номеру. Тогда звонки поступают не собственнику. Если это произошло с вами, сообщите о том, что вы не имеете отношения к автомобилю любым удобным способом. Ваш номер исключат из базы информирования, и звонки по чужому автомобилю вас больше не побеспокоят.
Претензии продолжают поступать, в том числе от людей, которые давно продали и сняли с регистрации автомобили с госномерами, которые указывает автоинформатор, требуя с них «долги». Житель Северодвинска Юрий Дворецкий, который проехал по платной дороге и оплатил проезд, а потом стал регулярно получать требования об оплате, даже попытался наказать ООО «Единый оператор» через суд. Он подал иск о взыскании компенсации морального вреда — на 10 тысяч рублей. Однако факт оплаты сочли недоказанным и отказали, мужчина подал апелляцию.
![](/uploads/mediateka/73/d7/ac73859d191a9e53.md.jpg)
Попробуй докажи
В декабре 2023 года не ездившему в сторону Москвы жителю Костромы автоинформатор сообщил о «счете» на 700 рублей за проезд по платной дороге автомобиля с зарегистрированным на него госномером. А его попытки получить подтверждение в виде фотографии машины разбились о необходимость трат, сопоставимых с требуемой с него суммой, для этого, как ему ответили, «собственнику ТС или его законному представителю необходимо лично обратиться с письменным заявлением в любой удобный Центр поддержки и обслуживания, предоставив СТС, доверенность (в случае обращения законного представителя) и документы, удостоверяющие личность». «В городе Костроме такого центра нет, ближайший во Владимире (200 км)», — написал он на drive2.ru.
Всем жалующимся на незаконные требования оплаты на страничке «Единого оператора» в соцсети дается ответ с предложением написать обращения со сканами свидетельств о регистрации автомобиля (нереально, если авто продано и снято с учета), ПТС и прочей информацией, без которой «детализация не предоставляется».
Совсем нет шансов отбиться от претензий по оплате проезда тем, кто заехал на платные трассы, сам того не желая, и даже не заметил этого.
— По дороге в Москву, куда я езжу нечасто, навигатор упорно «тащил» меня на платную трассу, — вспоминает прошлогоднюю поездку жительница Казани Елена Н. — И как я ни следила, чтобы там не оказаться, все-таки кусочек дороги по ней действительно проехала — пришлось оплатить. Самое возмутительное, что я и не могла заранее узнать, что въезжаю на платную трассу: никаких шлагбаумов, никаких предупреждений, терминалов и прочей атрибутики на моем пути не встретилось.
Куда обратиться с жалобой?
С вопросом, что делать и куда жаловаться, если «Единый оператор» не сдержал обещание и продолжает беспокоить граждан по поводу поездок, которых они не совершали, «Реальное время» обратилось в службы Роспотребнадзора, Роскомнадзора и Федеральную антимонопольную службу.
Вопрос к ФАС не по адресу, поскольку в данном случае звонки не носят рекламного характера.
В Роспотребнадзоре в ответ на вопросы о правомерности действий компании и ответственности, предусмотренной для тех, кто требует плату за неоказанные услуги, порекомендовали направить заявление в территориальный орган ведомства, пообещав, что в установленный законом срок «рассмотрят обращение».
Ответ из Роскомнадзора будет опубликован по получении.
![](/uploads/article/e5/02/4ae3d82734163a77.jpg)
Тем же, кто по дороге не ездил, но получил требование оплатить проезд автомобиля со своим госномером, Копвиллем настойчиво рекомендует собирать доказательства своей «невиновности» и судиться с «Единым оператором». За это тоже можно наказать рублем — выиграв дело с помощью юриста или адвоката, всегда можно взыскать расходы на их услуги.
Согласен с этой рекомендацией и известный казанский адвокат Лаврентий Сичинава:
![](/uploads/article/e8/b3/0b5f23355083e9cf.jpg)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.