«Идет подготовка к введению налога с продаж, иначе зачем налоговой знать о покупках?..»

Что стоит за желанием Минфина ужесточить наказание для тех, кто работает без кассовых аппаратов

Минфин России предлагает ужесточить наказание для тех, кто работает без кассовых аппаратов. В случае если поправки в закон будут приняты, предприниматели будут штрафоваться на круглую сумму или вовсе будут лишаться права вести деятельность на срок до 3 месяцев. Эксперты «Реального времени» уверены, что эта мера должна способствовать тому, чтобы предприниматели скорее перешли на новую систему, по которой контрольно-кассовые аппараты будут передавать через интернет в налоговые органы информацию о каждой покупке. Предприниматели уже хватаются за головы и считают, во сколько им обойдутся нововведения. Но вполне вероятно, что это лишь ступень к гораздо более серьезным изменениям — введению налога с продаж.

«Это нормальные действия правительства. Другой вопрос — где взять такую ораву проверяющих»

Минфин России предлагает ввести поправки в закон о кассовых аппаратах, которые ужесточат наказание для предпринимателей, работающих «мимо кассы». Так, магазины и предприятия сферы обслуживания, которые не будут применять контрольно-кассовые аппараты, будут оштрафованы на сумму от трех четвертых до 100% от стоимости покупки, при этом сумма должна быть не менее 30 тыс. рублей. Минимальный штраф для должностных лиц – 10 тыс. рублей. Отметим, что ранее наказание было куда мягче: 30 тыс. рублей для юрлиц и 3-4 тыс. рублей для должностных лиц. Вместе с тем предлагаются и совсем радикальные меры: злостных нарушителей, которые продолжат работать без кассовых аппаратов даже после наложения штрафа, ждет приостановка деятельности до 90 суток.

Эксперты считают, что на сегодняшний день на рынке много недобросовестных предпринимателей, которые не торопятся обзаводиться контрольно-кассовой техникой.

— Это нормальные действия правительства – наверное, в любом государстве оборот должен контролироваться. Другой вопрос, как сделать так, чтобы предприниматели захотели аботать с кассовыми аппаратами и где взять такую ораву проверяющих, чтобы они стояли целый день рядом с продавцом на рынке и следили за тем, проходят ли все покупки через кассу, — говорит руководитель ГУП «Торговая марка» Илсур Сафиуллин.

«Попытка введения налога с продаж заманчива, особенно когда денег в бюджете нет»

Еще одна цель, которую преследуют ужесточающие поправки, – стимулирование предпринимателей к скорейшему переходу на новую контрольно-кассовую технику. Напомним, что Госдума во втором чтении рассматривает законопроект, по которому данные о каждой покупке будут передаваться налоговым органам в онлайн-режиме с помощью кассового аппарата. По системе, которая действует сейчас, каждый кассовый аппарат снабжается электронной защитной лентой (ЭКЛЗ), которую необходимо менять каждый год и которую изготавливает единственный в России производитель ООО «Безант». После принятия нового закона необходимость в ЭКЛЗ должна отпасть, зато предприниматели начнут платить за услуги дата-центров и за выход в интернет. В случае если законопроект будет одобрен, изменения начнут вводиться уже с 2017 года. Но в тестовом режиме онлайн-система была опробована еще в прошлом году. В частности, эксперимент поддержал и Татарстан.

Предприниматели уже ломают голову над тем, во сколько им обойдутся нововведения. Однако, пожалуй, в данной ситуации следует задаться другим вопросом: для чего вообще налоговым органам понадобилось собирать информацию о каждой покупке? Дмитрий Кобзев, директор торгового центра «Бахетле», справедливо отмечает, что в случае, когда речь идет о фиксированном налогообложении, применение кассово-контрольной техники и вовсе может потерять смысл.

— Государство должно регулировать и контролировать то, что контролировать есть смысл. Если предприниматель платит единый налог на вмененный доход, например, его налогооблагаемая база вообще налоговые органы не интересует. Он платит постоянную фиксированную сумму каждый месяц. Зачем этому человеку контрольно-кассовая техника? – подчеркивает Кобзев.

По его мнению, если говорить о малом бизнесе, который платит фиксированный налог, нужно контролировать два вопроса. Первый — где работает предприниматель, поскольку налог зависит от количества его точек. Второй — сколько работников у него трудится и как они оформлены юридически. В то же время Кобзев уверен, что применение контрольно-кассовых аппаратов необходимо, когда речь идет о предпринимателях, которые платят налоги по упрощенной системе.

Закон, в том случае если он будет принят, должен подвести к более значительным изменениям, а именно к введению налога с продаж, считает руководитель ГУП «Торговая марка» Илсур Сафиуллин.

— Я так думаю, правительство хочет в конечном счете ввести налог с продаж. Наверное, идет подготовка именно к этому, иначе зачем налоговой знать о покупках? Попытка введения налога с продаж, конечно, заманчива, особенно когда денег в бюджете нет. Но в итоге от него уже отказались один раз, потому что администрировать его очень сложно. Конечно, сейчас техническая база изменилась, но если такой закон введется, то в худшем положении окажутся те, кто работает легально. Это попытка сделать всех добросовестными, — рассуждает он.

«Наши предприниматели хотят работать честно, но…»

А вот президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин уверен, что новый закон и поправки к нему могут привести к совершенно противоположному результату.

— Понятно, что наши предприниматели хотят работать честно, но опять это стимулирует к тому, чтобы они избегали налогооблагаемой базы, — говорит он и добавляет, что закон, вероятно, будет принят Госдумой, поскольку контроль выгоден для налоговых служб. Однако он убежден, что в кризисное время для предпринимателей, наоборот, нужно делать послабления, в том числе облегчить налоговое бремя. По его словам, зачастую из-за снижения доходов предпринимателям даже приходится увольнять сотрудников.

Дмитрий Кобзев считает, что нововведения могут привести к тому, что некоторые ИП и вовсе будут ликвидированы, и даже приводит конкретные цифры:

— В Татарстане на сегодняшний день 88 тысяч ИП, а 5 лет назад их было 125 тысяч. Почему? Ответ очень прост: потому, что в разы увеличилась нагрузка пенсионного фонда и в разы увеличилась налоговая нагрузка. Колоссальное количество предпринимателей просто закрылись. Хоть что-то, но они же платили.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров