Александр Михайлов: «В Татарстане соревнование МВД и ФСКН дошло до мерзких проявлений...»

Генерал-майор ФСБ в отставке об упразднении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков

Сколько генералов останутся без работы после ликвидации наркополиции как ведомства, каковы шансы Фаяза Шабаева возглавить подразделение Нацгвардии и почему Россия не смогла сдержать наркоцунами спайса, рассказал в интервью «Реальному времени» бывший зампред Госнаркоконтроля России и бывший руководитель управления правительственной информации аппарата Правительства РФ, генерал-майор ФСБ в запасе и генерал-лейтенант полиции в отставке Александр Михайлов.

Спасая человечество, забыли про людей

— Здравствуйте, Александр Георгиевич! Когда мы договаривались об этом интервью, вы оценили результат работы ФСКН одним словом — провал. Почему?

— Я не могу давать такую оценку — провал. Эту оценку уже дал президент, ликвидировав структуру. Могу с ним только согласиться. В этом ведомстве я работал со дня создания. Видел, с каким азартом все начиналось, как разворачивалась новая структура, как набирала обороты, как после 2008 года результаты посыпались вниз. Служба ведь создавалась не только для того, чтобы заниматься борьбой с химическими веществами, ликуя от изъятий: чем больше, тем лучше. Основная задача была — народосбережение, а именно создание условий, при которых в первую очередь у нас будет сокращаться число наркозависимых и наркопотребителей.

Поэтому первые 5 лет ФСКН, помимо оперативных результатов, большое внимание уделяла первичной профилактике — снижению количества лиц, проявляющих интерес к наркотикам. И если до 2004-2005 годов ежегодный прирост поставленных на учет в связи с наркозависимостью составлял 25%, то к 2008-му он сократился до 1,5%. То есть основная задача была по определению решена. Нам удалось сбить, и очень здорово сбить, прирост числа употребляющих наркотики. За счет чего? Первичная профилактика, работа с детьми, с подростками, в группе риска, активная и даже агрессивная пропаганда, развитие молодежных инициатив, создание условий для позитивных увлечений, как альтернатива алкоголю и наркотикам. Была программа «Неприкосновенный запас — дети Отчизны» и 250 детских организаций, которые работали по ней, в том числе Детский союз журналистов. Особое внимание уделялось группе риска, в которой, как известно, формируется формат аддитивного поведения… Выпускались специализированные журналы «Наркомат» и «Антидоза». Проводились фестивали антинаркотического кино, в 2008 году был подготовлен проект театрального фестиваля… Да много чего. Учили учителей по нашей тематике, готовили волонтеров для создания новых стандартов молодежной культуры…

Нам удалось сбить, и очень здорово сбить, прирост числа употребляющих наркотики. За счет чего? Первичная профилактика, работа с детьми, с подростками, в группе риска, активная и даже агрессивная пропаганда, развитие молодежных инициатив, создание условий для позитивных увлечений, как альтернатива алкоголю и наркотикам

Мы понимали, что первичная профилактика — это, по сути, формирование гражданского слоя, людей, которые в данном случае активно противодействуют распространению наркотиков. И все это работало, формировался гражданский антинаркотический фронт — достаточно вспомнить, как люди добились, чтобы в 2005-2006 годах в Калининградской области фактически пошел под снос целый поселок Дорожный, в котором цыгане торговали наркотиками. Активно работали в этом плане в Нижегородской области, в которой город Бор был рассадником заразы (хотя не только он, таких городков в стране было много), в Кимрах Тверской области громили наркодилеров с позиций гражданского общества, а не только силовых структур. Скажу больше: при появлении спайсов еще в 2005-2008 годах нам удалось блокировать их таким образом, что на территории России они были непопулярны. Была лишь группа людей, которая проявляла к ним интерес, но по большому счету на первых порах спайсы еще не представляли такой опасности. Но с 2008 года все покатилось вниз. Чем больше говорили, тем хуже становилось.

«Новое руководство начало надувать щеки и раздувать проблему...»

— Почему именно в 2008 году?

— Потому что с приходом нового руководства [в мае 2008-го главой ФСКН был назначен помощник президента РФ Виктор Иванов, — прим. ред.] профилактическая работа была фактически прекращена. В первую очередь стали сокращаться именно эти подразделения, и, как следствие, стала рушиться система первичной профилактики, которая давала эффект. Можно ведь сколько угодно наловить преступников, ликвидировать групп, посадить десятки тысяч, но ради чего все это делается?! Забить лагеря? Отчитаться перед начальством? В последние годы Иванов вроде бы осознал ситуацию. Начал говорить о судебной практике. Что-то предлагать. Но это же было ясно еще в 2008 году! Так нет, его команду (это вообще отдельная тема) не интересовали наработки коллег, карты минных полей, кучи, которые надо обходить… По тем же граблям и в те же кучи. А время ушло! Ведь смысл всего этого — снизить интерес к наркотикам. Будет спрос — будет предложение.

Ведь потребление наркотиков является элементом молодежной субкультуры. И хорошо ли, плохо мы работали, но мы занимались конкретными людьми. ФСКН на последнем этапе своей работы стала спасать человечество, а не конкретных людей. Человечество спасать легко, и говорить о проблемах где-то там в Колумбии, Афганистане, Гондурасе… в то время как у нас самих — работы «за гланды», как говорил Гоцман [герой сериала «Ликвидация», — прим. ред.].

«Формировался гражданский антинаркотический фронт — достаточно вспомнить, как люди добились, чтобы в 2005-2006 годах в Калининградской области фактически пошел под снос целый поселок Дорожный, в котором цыгане торговали наркотиками». Фото regnum.ru

В 2008 году была прекращена работа по программе «НЗ — Дети Отчизны», в 2009-м завершилась федеральная целевая программа по противодействию распространению наркотиков. Недорогая была программа — 3 млрд 660 млн, но она давала свой результат. И новую уже не смогли принять. И вот в попытках поднять собственную значимость, особенно в последнее время, руководство ФСКН начинало надувать пузыри и говорить, что все плохо — число потребителей и смертей растет. Цифры были запредельно нелепые. Я какое-то время отвечал в службе за статистику, и никогда 140 тысяч смертей в год мы не фиксировали! Конечно, когда президент увидел весь ужас сложившейся ситуации, наверное, у него возникли какие-то мысли по поводу того, эффективно ли работает структура.

— По-вашему, получается, что хорошие наработки ведомства почили еще до его ликвидации. А чего ждать теперь?

— Хуже не будет. Я просто хорошо знаю президента, захватил какой-то период его работы в качестве директора ФСБ. Знаю, что президент смотрит в корень, у него шесть тузов в колоде. Так что по большому счету все эти разговоры — «Ах, у нас ликвидировали ФСКН, и тут же все умерло», — бессмысленны. Если ведомство уже не работало так, как предполагалось на первом этапе, смысл его держать был?.. Сейчас создается один-единственный ударный кулак. И если с таможни и ФСБ можно спрашивать за борьбу на зарубежном транзите наркотиков, то с МВД мы сможем спросить за все — розничную торговлю, притоны и предотвращение завоза на территорию РФ.

«За такие вещи в офицерском собрании канделябром надо бить!»

— Мы прекрасно понимаем, на этой «поляне» раньше работали два серьезных субъекта — МВД и ФСКН, где-то — очень хорошо и рука об руку. Но в Татарстане эта работа поставлена была как некое соревнование… И доходило до отвратительных, мерзких проявлений со стороны моих бывших коллег, которые просто организовывали различного рода провокации в отношении сотрудников полиции. И как могут правоохранительные органы работать, если меж ними согласия нет?!



«Дело ОБНОНа» я считаю чистым контрафактом <…>. Это совершенно тупое, бездарное, мерзкое по-офицерски состязание между двумя структурами, чтобы показать, кто круче

«Дело ОБНОНа» я считаю чистым контрафактом. Это разворачивалось на моих глазах. Я видел, как все это происходило. Я был в это время в республике, видел, местный суд сразу сказал, что нет никакого состава преступления. Потому что действительно не было там ничего… Заметьте, я не называю фамилий, дабы меня не обвинили в давлении на следствие. В настоящее время, я так полагаю, речь о тех эпизодах, на основании которых закрыли этих сотрудников, уже не идет. Но если люди отсидели 2 года в СИЗО — надо чем-то объяснить, оправдать их пребывание в условиях несвободы. Найти нечто, чтобы можно было сказать, что да, они действительно виноваты…

Считаю, это совершенно тупое, бездарное, мерзкое по-офицерски состязание между двумя структурами, чтобы показать, кто круче. За такие вещи в офицерском собрании канделябром надо бить! Если у тебя есть материалы, приди к своему коллеге в МВД Татарстана и скажи: «Брат, вот такие косяки у твоих сотрудников». Так нет же, нужны сложные комбинации, дабы подставить своего партнера, создать напряжение, парализовать работу ОБНОНа. Причина — непомерные амбиции лица, видевшего себя на посту министра внутренних дел по РТ. Должность эта, может, и не сладкая, но она очень ресурсная с точки зрения своего влияния.

Вы поговорите с теми, кто служил до прихода в управление господина Шабаева. По моим данным, после его назначения в Татарстане работы лишились около 200 офицеров. Аналогичное происходило, когда он приехал в Чувашию и начал увольнять целыми отделами. В маленьком спокойном субъекте, где наркотики-то редкость. Что было гнать пургу и на костях честных офицеров карьеру строить? Причем мотив его назначения в Татарстан мне был не совсем понятен: при прежнем начальнике регион был вполне заметен в рамках всероссийского рейтинга, выглядел очень достойно. И результаты были, и профилактика велась. А само смещение моего товарища было обставлено мерзко и не по-человечески. О времена! О нравы! Как я уже упомянул, не было какой-то особой причины. Значит, какие-то личные мотивы?

«Если у тебя есть материалы, приди к своему коллеге в МВД Татарстана и скажи: «Брат, вот такие косяки у твоих сотрудников». Так нет же, нужны сложные комбинации, дабы подставить своего партнера, создать напряжение, парализовать работу ОБНОНа». Фото openinform.ru

— Недавно прошел слух, что после ликвидации ФСКН упомянутый вами руководитель может возглавить Национальную гвардию в Татарстане...

— Как сказать… Этот персонаж, прямо скажем, хорошо известен в России… А профессионалов на этот пост более чем достаточно. Вообще, меня абсолютно не волнует карьера этого господина…

Реформа катком пройдется по судьбам огромного количества людей. В ФСКН есть люди, которые вполне могут уйти на пенсию — и по возрасту, и по выслуге. Есть те, кому до этой пенсии еще далеко, им еще можно поменять профессию. Но ведь есть люди, которым осталось до пенсии год-полтора. Так что в условиях общих сокращений по всем ведомствам за бортом оказывается огромное количество людей.

Бумеранг всегда возвращается на базу

МВД сегодня просто не в состоянии обеспечить работой всех сотрудников ФСКН. Насколько я знаю, даже генерал в этом управлении МВД будет лишь один, а ведь в нашей службе их было больше 120. А ведь есть еще полковники, подполковники, майоры, лейтенанты. У людей были кредиты, планы. Проблема очень серьезная! И вот тут, как говорится, бумеранг всегда возвращается на базу: где нормальные отношения были между ведомствами, можно ожидать, что вопрос с устройством и увольнением будет решаться по-человечески и порядочно.

В ряде субъектов сразу после указа руководители управлений ФСКН и МВД сели за стол, чтобы обсудить своих подчиненных. Это по-офицерски. А кое-где ждут команд из Москвы, где многие начальники только своей судьбой озабочены.

Как председатель исполкома общероссийской организации «Офицеры России», могу сказать, что постараемся хотя бы в условиях Москвы создать некую биржу труда — единый реестр лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, имеющих определенный опыт работы, навыки и уровень образования. Чтобы можно было уволенных предлагать если не в силовые, то в гражданские ведомства, в коммерческие структуры. Потому что надо парней поддержать. Никто же не думал, что так случится…

МВД сегодня просто не в состоянии обеспечить работой всех сотрудников ФСКН. Насколько я знаю, даже генерал в этом управлении МВД будет лишь один, а ведь в нашей службе их было больше 120. А ведь есть еще полковники, подполковники, майоры, лейтенанты…

Полезут все скелеты из шкафа

— Также с переделом сфер влияния можно ожидать, что полезут все скелеты из шкафа. Я хорошо помню, как в 1981 году в Московском управлении КГБ СССР было создано подразделение по борьбе с оргпреступностью. Его сотрудники хорошо «оседлали тему» — стали работать не только по преступности, но и по тем, кто ее «крышевал». Тогда определенное количество персонажей в других погонах отправились в места лишения свободы, но в 1983-м это подразделение было ликвидировано, и сразу же начались «посадки». В том числе тех людей, кто очень активно работал и помогал раскрывать «крышевателей».

Так и ФСКН за первый год работы посадила порядка 2,5 тыс. сотрудников правоохранительных и военных органов. Тогда мы фактически сломали сложившиеся криминальные связи между дилерами и представителями силовиков. Такая задача перед нами и стояла. И на криминальной поляне началась паника. А сейчас бумеранг может вернуться.

О болезни системы свидетельствует коррупция. Напомню, что в свое время за вымогательство взятки был осужден начальник Рязанского управления ФСКН, арестован и осужден входивший в преступное сообщество замначальника Новосибирского управления.

— В интервью газете «Завтра» вы говорили, что в первый год работы ФСКН изъяла 130 тонн наркотиков, а в предпоследний — меньше 30. Откуда такое снижение?

— Мои коллеги увлеклись большими весами наркотических средств. А рейтинги, которые реально существовали в ведомстве, создавали условия для этого. Если человек понимал, что вот этот изъятый вес ему в «зачет» не пойдет, он выбирал ждать, пока удастся изъять большой. А еще был принцип, как в МВД: прирост показателей к уровню прошлого года.

«Некоторые персонажи в службе имели своих прикормленных дилеров (уголовные дела тому свидетельство). И те привозили наркотиков ровно столько, чтобы их можно было изъять и выдать результат, аналогичный периоду прошлого года». Фото dagpravda.ru

И вот представим себе ситуацию. Маленький патриархальный городок, в котором есть алкоголики, мелкие наркоманы, но все спокойно. И вдруг завозят 1 кг героина или, не дай бог, 20 кг. Какая реакция должна быть у начальника подразделения ФСКН? Он понимает: если сейчас накрою эту партию — буду на коне. Но ровно до следующего месяца! Потому что в следующем месяце и последующие 20 лет у меня вообще не будет ничего. Зато будут вызывать в Москву, говорить, мол, у вас полный провал, было 20 кг изъято, а теперь нет.

Мальчик для рейтинга?

— Поэтому некоторые персонажи в службе имели своих прикормленных дилеров (уголовные дела тому свидетельство). И те привозили наркотиков ровно столько, чтобы их можно было изъять и выдать результат, аналогичный периоду прошлого года. Не буду тыкать пальцами, но замечу, что после ареста ОБНОНом крупного дилера в вашей республике Управление ФСКН по РТ значительно упало вниз рейтинговой таблицы. И вот тут начинаешь задумываться: а был ли мальчик? Не в этом ли смысл всего конфликта?

Сегодня мы должны реально исходить из главного. Ради чего создавалась специальная служба? Она создавалась для народосбережения — снижения числа потребителей и спроса на наркотики. Всеми способами, рука об руку с гражданскими ведомствами. Вот ключевая проблема, все остальное — это лирика! Мы никогда не вычистим преступность до донышка, но мы можем минимизировать потери от нее. Если создадим условия, при которых дети учатся говорить «нет», значит, мы свою задачу выполнили. А вторая важная задача — брать дилеров на дальних подступах, изымать большие партии на границе, максимально к тому месту, откуда везут… Ведь по мере продвижения наркотрафика вглубь страны тот же героин начинает терять концентрацию. Его разбодяживают на каждом этапе. Бывали нелепые ситуации. Возьмут крупный груз, растрезвонят в СМИ, а эксперты говорят: в том большом весе лишь 10% нарковещества…

Так что снижать потребление можно и нужно за счет первичной профилактики и снижения предложения, но если один блок выпадает, второй уже не может эффективно работать. Если есть спрос, то будет и предложение…

Ирина Плотникова, фото oficery.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Михайлов Александр Георгиевич

  • родился 27 октября 1950 г. в Москве
  • генерал-майор ФСБ запаса, генерал-лейтенант милиции в отставке, генерал-лейтенант полиции
  • член Совета по внешней и оборонной политике РФ, помощник депутата Госдумы РФ — генерала армии Ковалева Н. Д. (директор ФСБ 1996-1998 гг.)
  • окончил Московский электромеханический техникум им. Мосгорисполкома в 1969 г., факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова в 1977 г., прошел службу в Советской Армии (1969-1971 гг.)
  • 1971-1974 гг. — старший техник на Московском радиозаводе
  • с 1974 г. служил в органах государственной безопасности на оперативных должностях; занимал руководящие должности, в том числе в пятом управлении КГБ СССР (политическая контрразведка); в 1989 г. назначен руководителем первой в СССР пресс-службы в органах госбезопасности; 1993-1996 гг. — начальник центра общественных связей Федеральной службы безопасности РФ; 1996-1998 гг. — первый заместитель начальника информационно-аналитического управления департамента анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ РФ
  • май 1998 г. — май 1999 г. — начальник Управления информации МВД РФ
  • май — октябрь 1999 г. — руководитель Управления правительственной информации аппарата Правительства РФ
  • с октября 1999 г. занимал должность руководителя Российского информационного центра
  • в июле 2003 г. был назначен заместителем председателя созданного указом президента России Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (позднее — ФСКН)
  • в октябре 2008 г. вышел в отставку
  • проректор независимого института политических технологий «Русская школа РR»; академик Академии российской словесности
  • сопредседатель президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами
  • член Союза писателей России; автор ряда книг детективного жанра и публикаций научного характера
  • Кавалер золотого почетного знака «Общественное признание» (2003); лауреат премии им. Константина Симонова, Владимира Пикуля, Аркадия Кашко, лауреат премии им. Ю. В. Андропова (с вручением золотой медали) — за выдающийся вклад в обеспечение безопасности РФ (2002); награжден орденом Державина, медалями Шолохова, Сергея Есенина; награжден орденом Русской православной церкви «Дмитрия Донского».

Новости партнеров