Поиск национальной идентичности в татарской эстраде — в Казани вручили XI национальную премию «Болгар радиосы» «Алтын йолдыз»

Статуэтки получили исполнители 30 песен

Поиск национальной идентичности в татарской эстраде — в Казани вручили XI национальную премию «Болгар радиосы» «Алтын йолдыз»
Фото: realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

В Казани в одиннадцатый раз вручили премию «Болгар радиосы» «Алтын йолдыз» («Золотая звезда»), в этом году в 30 разных номинациях. К слову, это единственная эстрадная премия, где на сцену вместе с певцами выходят и авторы песен, композиторы и поэты. Кто на этот раз стал обладателем «Золотой звезды» —в материале «Реального времени».

Подведение итогов

В этом году у церемонии вручения премии новый режиссер — Марсель Махмутов, педагог актерского мастерства, продюсер, режиссер, актер, сценарист.

— Это повлияло и на декорации, и на световые эффекты, и на видеоконтент, и в целом на всю атмосферу шоу, к которому мы готовились весь год. Это некое подведение итогов и со стороны радиостанции, и со стороны исполнителей. На сцене сегодня только те из них, которые заслужили народную любовь, — отметил исполнительный директор «Болгар радиосы», АО «ТРК «Новыйс век» Ильфар Каримов, который, кроме того, стал одним из трех ведущих церемонии.

Вторым конферансье стал ведущий утреннего шоу «Иртэнге чәй», актер театра имени Карима Тинчурина Рустем Гайзуллин. Женскую партию исполняла известная теле- и радиоведущая, автор программы «Сәхнәдэш» Айгуль Хайруллина.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Кстати, наряд для ведущей предоставил знаменитый этнодизайнер Султан Салиев, который в 2001 году переехал из Киргизии в Казань. Он вице-президент Евразийской ассоциации этнодизайнеров, доцент Казанского государственного института культуры, член союза дизайнеров Киргизии. Сам Султан говорит, что создал коллекцию из хлопка, «которая не отдает в лоб татарскостью». Кроме платьев для ведущей церемонии Салиев предоставил и уникальные украшения — невесомые хаситэ, серьги и калфак, сделанные из трех металлов: бронзы, серебра и мельхиора.

— Каждый год мы через нашу премию ищем ответ на вопрос, а что такое национальная идентичность. В этом году мы находим его через диалог поколений, который происходит и непосредственно на сцене, и на большом экране, — рассказал Ильфар Каримов.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

К слову, особенность и красоту сцены в этом году заметили все. Экраны и световые эффекты погружали зрителей то в татарские национальные узоры, то в ночной город, то в роскошный танцевальный зал дворца из сказки.

Почему премия «национальная»?

Как отметил режиссер шоу Марсель Махмутов, потребовались усилия, чтобы привести все выступления под единую концепцию.

— Главный процесс, который предстояло выстроить, — это дисциплина. Мы работали с очень многими артистами, у каждого есть свой характер, свои стереотипы, свои амбиции. Мы четко выстроили сюжетную линию, и артистам предстояло ее реализовать, — рассказал главный режиссер.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Вся сюжетная линия церемонии была основана на поиске национальной идентичности в песнях.

— Как только меня пригласили стать режиссером церемонии, первый вопрос, который возник,— почему премия «национальная»? Премий сейчас очень много, а вот в чем ее национальная идентичность — нужно было понять и показать зрителю. Мы смогли ответить на этот вопрос через связь поколений, — подчеркнул Махмутов.

На большом экране зрители увидели спор между дедушкой и внуком. Старшее поколение представлял актер театра имени Галиаскара Камала Асхат Хисмат, а младшее — победитель песенного конкурса «ШАЯН ТВ» «Сәйлән» Рустем Хусаинов. Дед говорил, что ничего национального в этой премии нет, внук же пытался убедить его в обратном.

— К концу этой церемонии мы даем ответ на изначальный вопрос и говорим, что национальная идентичность — это душа. Это не тюбетейка, не сундук и не треугольник, и даже не «моң», а ДУХ народа. Можно жить в Австралии и не знать татарского языка, но все равно быть татарином. Это включается, когда мы слышим наши песни, знакомые нам с детства, мелодию баяна или гармони, — объяснил режиссер.

В финале и молодое поколение, и старшее поколение пришло к единому мнению, что дух народа необходимо сохранить, и сделать это можно через искусство, через татарскую литературу, через татарскую музыку.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Кто же победил?

Статуэтками «Золотой звезды» были отмечены исполнители 30 композиций. Среди них и корифеи эстрады, такие как Салават Фатхутдинов и Зайнап Фархетдинова, и начинающие исполнители — Альберт Валиуллин, Искандер Валиев. В почетной номинации «Легенда» в этом году победила народная артистка РТ Зухра Сахабиева. Она исполнила знаменитую песню «Җидегән чишмә» («Семиструйный родник»), этот номер стал одним из самых красивых. К слову, Зухра Сахабиева уже больше 50 лет на эстраде.

1/91
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыховов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыховв
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыховов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов
  • realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Полный список обладателей Национальной премии «Болгар радиосы» «Алтын йолдыз» — 2023:

  1. «Самая обаятельная группа» — трио «Ямьле».
  2. «Самый целеустремленный исполнитель» — Альберт Валиуллин.
  3. «Самый народный дуэт» — Гузель Идрисова и Ильназ Бах.
  4. «Народная любовь» — Ришат Фазлиахметов.
  5. «Народное исполнение» — Зульфира Шайдуллина.
  6. «Необычный тембр» — Марат Файрушин.
  7. «Народный голос» — Зарина Хасаншина.
  8. «Легендарный исполнитель» — Зухра Сахабиева.
  9. «Новое имя» — Искандер Валиев.
  10. «Самый целеустремленный дуэт» — Алсу и Азат Фазлиевы.
  11. «Песня, проникающая в душу» — Вадим Захаров.
  12. «Творческая семья» — Гульсирень Абдуллина и Азат Абитов.
  13. «Необычный исполнитель» — Винарис Ильегет.
  14. «Мелодичный голос» — Айгуль Хаернасова.
  15. «Самый энергичный исполнитель» — Рифат Зарипов.
  16. «Самый креативный исполнитель» — Марат Яруллин.
  17. «Самый опытный наставник» — Венера Ганиева.
  18. «Самый энергичный дуэт» — Рамиль и Рамиля Хайрутдиновы.
  19. «Самый искренний дуэт» — Эльмира Гильфанова и Рафиль Залялиев.
  20. «Выбор слушателей» — Ильшат Сафин.
  21. «Самая изящная певица» — Асылъяр.
  22. «Моң» — Филюс Кагиров.
  23. «Самый неугомонный дуэт» — Гульназ и Ильсур Шарипзяновы.
  24. «Самый романтичный дуэт» — Гузалия и Артур Мингазов.
  25. «Певец любви» — Раяз Фасыхов.
  26. «Самый популярный дуэт» — Зинира и Ризат Рамазановы.
  27. «За вклад в развитие татарского песенного искусства» — Ришат Тухватуллин.
  28. «За сохранение татарского песенного искусства» — Зайнап Фархетдинова.
  29. «Самый популярный исполнитель года» — Ильсия Бадретдинова.
  30. «Бессмертный хит» — Салават Фатхетдинов.
Миляуша Кашафутдинова
ОбществоКультура Татарстан
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 10 дек
    Салават уж вечный)
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    За какую песню, кстати, наградили Салавата?
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    Уфтанма
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    Странно, но не увидел Саиду Мухаметзянову…. .
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    "Болгар радиосы" молодцы!

    И еще:
    "Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью." (Спасский Н. А. «Очерки по родиноведению», 1912 г.)

    C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. :
    стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
    Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».

    Cлова "татары" (монголы) и "татарский" первыми по отношению к булгарам/болгарам Волжско-Уральского региона начали применять православные миссионеры, начиная с середины 16-го века (после взятия Казани).

    Карамзин: «Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».

    "татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т.64, с. 671).

    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    Материалы научной сессии АН СССР 1946 года вышли под названием "Происхождение казанских татар". Казань. 1948 г.
    Выводы научной сессии: «Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.

    И если бы по результатам той научной сессии поменяли якобы этноним "татары", например на булгары-тюрки, то мы, казанцы, перестали бы оскорблять себя и своих давних предков, называя себя фактически монголами. А ведь наши предки героически сражались тогда с монгольским войском и погибали от них.

    И что же мешает исправить эту ошибку (с этнонимом) сейчас?

    А вот что - в современном "татарском" языке (который на самом деле не татарский, а булгарский - булгар тюрки) слово "татары" имеет хорошее (и даже очень хорошее значение - народ, мы), а вот в других языках (кроме некоторых восточных) - плохое, очень плохое (татаро-монголы) или в лучшем случае нейтральное значение.
    Это результат трагических исторических событий 13 века и событий 20 века.
    И сейчас "татары" (булгары) просто не понимают, что они сами себя называют фактически убийцами своих далеких предков из 13-го века, потому что учителей и филологов до сих пор готовят по советским методикам.
    История булгар скрывается, потому что ее не выгодно озвучивать. И с историей этнонима то же самое.
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    История этнонима "татары": только в 1920 году булгарам (а многие называли себя просто - мусульман) официально поменяли этноним на "татары", народ это не принял, но вынужден был маскироваться за вывеской "татары" во избежание массовых репрессий, потому что булгар-активистов репрессировали, а мусульманами в атеистическом государстве называться было невозможно. В 1921 году, уже после переименования в "татар", из большого тогда села (аула) Нуса Арского района 28 семей основали новый аул, который называется Болгары (в 40 км от Нуса на северо-запад, сейчас это территория Марий-Эл). Причины переезда не известны, это мог быть голод и его последствия, а может и несогласие с переименованием, но наш этноним сохранился на карте до современных дней!
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    "... в "Дивану лугат ит-турки" Махмуда Кашгари, относящегося к 1072 году, как образец языка булгар приведены два песенных четверостишия, которые понятны современному читателю без всякого перевода."
    "... имеется достаточно оснований утверждать, что современный татарский язык - это тот же булгарский язык, его прямое, непосредственное продолжение, мало в чем отличающийся от языка VIII-IX веков, претерпевший несущественные изменения в процессе естественного развития." (А. Каримуллин "Татары: этнос и этноним". Казань, Татарское книжное издательство, 1988). Книгу эту не издавали более 10 лет и напечатали только в период гластности.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    "Когда булгар начали именовать татарами и их язык начали называть татарским? ... в этом процессе не последнюю роль играло отношение господствующих представителей народа, давшего название." (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.)

    "... на меня повлияла личность такого человека, как Абрар Каримуллин. Абрар Гибадуллович из соседней деревни, он филолог, работал в Институте языка, литературы и искусства имени Ибрагимова. ... О нем есть работы и на английском." (Источник : https://realnoevremya.ru/articles/225859-intervyu-s-vidoeblogerom-bulatom-shaymievym)
    Слово "булгары" придумано учеными для того, чтобы им удобно было отличать придунайских болгар от поволжских, которые также произошли от древних болгар.

    "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
    (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.
    Ответить
  • Анонимно 11 дек
    Блестящий концерт! Режиссёру -браво! Артистам - спасибо - все голосистые. Получилось грандиозное шоу!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров