«Слово историка»: почему подростков так манит улица?

В СМИ, соцсетях, школах, техникумах, колледжах и даже, как утверждают некоторые родители, в детсадах активно обсуждается сериал «Слово пацана». Его уже успели «окрестить» «новой Бригадой». В Татарстане власти еще к самой идее сериала отнеслись «прохладно», в результате чего сьемки фильма о «казанском феномене» проходили вне Казани. Однако если у общественности есть явный интерес к сериалу, то значит в нем были подняты острые социальные проблемы, и «дележ асфальта» — это лишь «вершина айсберга». По крайней мере, так считает автор «Реального времени» кандидат исторических наук Александр Овчинников.

Конфликт отцов и детей вечен и со стороны взрослых часто связан с непониманием молодого поколения. Обычно старшие считают, что, используя свой собственный опыт, смогут объяснить подростку все трудности «переходного возраста» и уберечь его от «улицы». Но приходит этот самый возраст, и оказывается, что разумные доводы не действуют и вообще ничего не помогает. Причин тому много, самые же главные, на мой взгляд, — игнорирование подростковой психологии и «переложение» взрослого мировоззрения и правил поведения на подростка, который находится на совершенно ином уровне развития, что вполне нормально и в чем «не его вина».

В современной России с ее известными пластами архаики повторяется опыт средневековья, когда подростка считали за «маленького взрослого» и заставляли его вести себя соответствующим образом. Сегодня родители и школа видят в нем «продолжателя рода», «будущего профессионала в своем деле», «будущего гражданина», но не представляют его как здесь и сейчас существующего индивида, хоть и внешне похожего на взрослых, но обладающего другой психологией и социальными ориентирами.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Еще в XIX в. оформилась очень интересная и многообещающая научная теория, согласно которой социально-психологическое развитие одного человека повторяет этапы становления всего человечества (это примерно как в утробе матери мы все за 9 месяцев повторяли миллиарды лет эволюции от рыб до млекопитающих (иногда люди рождаются с атавизмами в виде жабр или хвостов); по-научному: «онтогенез повторяет филогенез»; хотя теория рекапитуляции сегодня и критикуется биологами, но в плане исторической психологии и социально-культурной антропологии многочисленные факты говорят о ее значительном объясняющем потенциале). В рамках данной теории подросток напоминает наших далеких предков с их особенностями мышления и поведения. Именно это «первобытное» и увидели зрители «Слова пацана» (как, впрочем, в свое время и зрители «Бригады»).

«Дважды два не всегда четыре…»

У подростков и в сериале, и в жизни четко фиксируется преобладание эмоций над логикой, да и сама логика еще не очень развита. «Трудный подросток» может заставить себя выслушать объяснения старшего, но ответная реакция часто будет отличаться от «взрослой». Здесь не всегда «дважды два четыре», многое зависит от совершенно посторонних факторов. Ученые называют этот феномен «ситуативным мифическим мышлением». Оно было характерно для людей первобытной эпохи и некоторых современных этносоциальных групп, лишенных возможности получать образование (прежде всего учиться математике с ее логикой решения задач). Не все герои «Слова пацана» смогут пройти тест известного советского психолога Л.С. Выготского (1896—1934) на логичность мышления, правильно ответив на вопрос: «Есть ли тигры в Берлине, тогда как во всей Германии их нет?» Поэтому становится понятным, почему профилактические увещевания родителей и полицейских редко приносят результаты и формируют у взрослых ощущение усталости после бесед с хулиганом.

Мифическое мышление бинарно, оно не признает полутонов, отсюда знаменитый юношеский максимализм («все или ничего») и причины, как кажется старшим, бессмысленной подростковой жестокости. Важно отметить определенную хаотичность в мыслях и поступках «трудного подростка», что в антропологическом дискурсе нередко связывается с особой смеховой культурой и особым юмором, в котором общественные нормы «перемешиваются» в своеобразный «юморной хаос». Веселость — постоянное (за исключением периодов болезни) состояние древнейших людей, унаследованное ими от животных. У нынешних взрослых веселость уступает место серьезности, но иногда они искусственно «возвращаются в архаику» при помощи, например, алкоголя. Подростковая же веселость «пацанов с улицы» — состояние естественное, и попытки взрослых упорядочить «веселый хаос», прекратить опасные для здоровья шутки или издевательства над кем-либо могут вызвать агрессивную ответную реакцию.

Особенности мышления формируют особенности речи. Сложносоставные предложения, состоящие более чем из одного деепричастного оборота, лишь ненадолго удерживаются в поле внимания, а то и вовсе не воспринимаются. Беседовать с «трудным подростком» приходится при помощи коротких «рубленных» предложений. Если вспомнить диалоги героев «Слова пацана», то можно констатировать, что они состоят именно из таких коротких эмоциональных фраз с повышением голоса. То же самое наблюдалось и в другом известном сериале — «Ольга».

Языковой запас подростка объективно беден, большую роль в нем играют глаголы, которые в свою очередь в исторической ретроспективе являются одними из самых «примитивных» слов в коммуникации, обозначая конкретное действие. Читатели-родители могут вспомнить свое общение с детьми и подтвердить, что большая часть диалогов с обеих сторон состоит именно из глаголов («сделай что-либо» — «я (не) сделал» и т.д.).

В речи подростков много слов, имеющих в их среде социальную нагрузку, но в то же время связанных с естественными физиологическими процессами: от полового акта и функционирования половых органов до результатов посещения туалета (например, однокоренными словами обозначаются совокупление, удар в драке, странности в поведении и обман). Неразделенность социального и физиологического характерно для ранних этапов становления древнейшего человека.

Подростковый язык (сленг) похож на воровской («блатной»), и это не случайно. Еще в 1928—1932 гг. будущий академик филолог Д.С. Лихачев (1906—1999), оказавшись в заключении на Соловках, а затем на строительстве Беломорканала, с профессиональным интересом вслушивался в беседы «блатных», и после освобождения написал научную работу о воровском языке и сравнении его с известными на тот момент языками «туземных» племен. Общего нашлось много (Лихачев Д. «Черты первобытного примитивизма воровской речи»).

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Из-за бедности языка большую сигнально-знаковую роль для членов молодежных группировок играет их внешний вид. Отсюда, например, одинаковые «пацанские» элементы одежды, носить которые обязательно. В первобытности люди часто покрывали тело татуировками, которые обозначали их положение в социуме. Это сохранилось в современной криминальной культуре и тяготении подростков к помещению рисунков на кожу. В древнейшие времена из-за статусных соображений тело часто деформировали. С исторической точки зрения, видимо, именно в этом следует искать стремление «гопников» к «накаченности» мышц (в моих родных Пестрецах, селе под Казанью, в 1990-е гг. некоторые при помощи шприца вводили себе в мышцы расплавленный парафин свечей).

«Четкое, правильное, первобытное …»

Рассмотрим подробнее социальную организацию «трудных подростков», представленную обычно в форме группировок. С исторической точки зрения, это типичные для первобытности и более позднего времени «мужские союзы» со своей строгой иерархией и достаточно сложными «правилами приема». Долгое время ученые считали, что для отдельных периодов первобытности была характерна жесткая половая дифференциация социума, когда женщины и мужчины жили едва ли не отдельными селениями и встречались лишь на праздниках-пирах оргиастического типа для продолжения рода.

Дискотечные танцы очень напоминают древнейшие ритуальные пляски вокруг костра под ритмичные заклинания шамана и бой барабана. Отсюда популярность ритмичных попсовых песен, которые с удовольствием слушают герои «Слова пацана» (в наше время их бы наверняка заинтересовал рэп).

скриншот realnoevremya.ru трейлера сериала «Слово пацана»

У современных подростков с началом полового созревания наблюдается четкое деление на «девчачьи» и «мальчишечьи» компании. Еще в XIX в. этнографы в деревнях фиксировали «вольные» праздники молодежи, заканчивающиеся, как правило, ночевками в одной избе и первым половым опытом. Нынешние взрослые хорошо помнят (но не очень любят об этом рассказывать) дискотеки, после которых участники «расходились по кустам». Нынешние «вписки» — продолжение этого ряда.

Банды из «казанского феномена» — пример мужского союза архаичного, который природа изначально «создавала» для контроля над группами противоположного пола. «Пацанские группировки» обычно сопровождались компанией «своих девчонок», что напоминало первобытный групповой брак (в соцсетях во время обсуждения «Слова пацана» эти, теперь уже немолодые женщины, с грустью вспоминали о своих (именно во множественном числе) «классных пацанах с района»).

Драка в животном мире связана с борьбой за самок путем формирования иерархии самцов. Драки являются центральными событиями в жизни героев сериала, т.к. по их итогам определяется статусная роль каждого. Визуально подобное «выяснение отношений» у людей и других приматов (наших ближайших родственников) схоже: предварительная «эмоциональная дуэль», повышение голоса, крики, потом нанесение передними конечностями ударов по голове, значительно реже в незащищенные костным покровом участки тела (см. в казанских телеграмм-каналах видеозаписи уличных драк).

В далеком прошлом рожденные в условиях группового брака дети не знали своих отцов. Для нынешних «трудных подростков», которые часто были зачаты во время беспорядочных половых связей, характерна «безотцовщина» (см. пример одного из главных героев «Слова пацана»), но при этом сохраняются очень теплые чувства к матери (см., пример Александра Белова из «Бригады»). В «блатных» песнях мы почти не услышим упоминаний отца, тогда как к матери там всегда почтительное отношение. В условиях современного «повторения» группового брака счет родства может идти только по материнской линии, а это, собственно, и есть известный по первобытной эпохе матриархат.

Нахождение в брутальном мужском союзе и в то же время теплые чувства к матери вполне возможно отражают типичную ситуацию древности, когда выросший среди женщин подросток по достижении определенного возраста должен был перейти в мужское сообщество (сегодня это «повторяется» в форме отдаления подростка от матери, боязни обвинений в том, что он — «маменькин сынок»). Чтобы быть принятым, ему нужно было выдержать ряд испытаний — инициацию (например, несколько месяцев одному прожить в лесу, убить хищного зверя или выстоять в бою с заведомо более сильным противником). Это все имеет место быть и в процессе приема в уличные группировки. Я помню, что в 1990-е гг. в моих родных Пестрецах желающих «присоединиться к пацанам» испытывали при помощи драки, армрестлинга (ходил слух, что один недавно принятый смог одной рукой победить двоих), боли (сдавливали половые органы или сильным ударом кулака или ноги пытались свалить с ног), коллективного избиения и т.д. Если претендент на звание «пацана» это выдерживал, то признавался «своим» (впрочем, некоторые «принимались в пацаны» просто через «проставление» всем бутылки самогона). В современной криминальной культуре известен ритуал «прописки в хату», когда в камере нового заключенного «проверяют» дракой или каверзными вопросами.

скриншот realnoevremya.ru трейлера сериала «Слово пацана»

Сформировавшаяся уличная банда занимается, по мнению взрослых, бессмысленным делом — «дележом асфальта» с другими группировками. Однако для «трудного подростка» смысл этих действий очень значим. Он не понимает «взрослого мира» с его перспективами, высокой культурой и т.д. Этот асфальт для него — весь мир, в котором он чувствует себя уютно и который может объяснить посредством своего эмоционального и образного мышления. Задача школы как раз и заключается в том, чтобы при помощи стимулирования умственных усилий (пусть сначала методом «зубрежки») приоткрыть выход из «уютной и понятной» пещеры и показать подростку, что он только в самом начале жизненного пути. Если же этого не случится, то последствия будут печальными.

Я помню, как в Пестрецах «заводилы» уличных группировок, которых формально продержали в школе до 9 класса, затем с трудом осваивали программу местного сельскохозяйственного техникума, искренне не понимая, что им пытается уже который час «разжевать» преподаватель. Недавно я увидел одного из таких бывших «центровых». Немолодой мужчина стоял на улице немного пошатываясь от явного принятого алкоголя. Суровые черты его обветренного лица отражали последствия бурной молодости, а желтизна кожи и даже ногтей на пальцах говорили о больших проблемах с печенью. Однако он стоял посередине улицы с каким-то полубезумным взглядом, видимо, будучи убежден, что это «его улица» и «его полученный в честной драке асфальт», и таким образом он это все якобы продолжает «контролировать».

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

«Тусование на улице» в подростковом возрасте сказывается на последующем развитии даже в том случае, если получилось «найти компромисс» с приобретенным алкоголизмом и поступить на коммерческое отделение какого-нибудь института. Прошедшие через молодежные группировки часто становятся носителями архаичной политической культуры, которая препятствует модернизации России. Я половину жизни провел в подобной среде, воспринимая ее чем-то само собой разумеющимся. По мере занятий наукой я понял, что мои воспоминания — важнейший для теоретических обобщений материал, объемом которого не может «похвастаться» ни один «западный» русист, стремящийся «понять Россию».

«Слово пацана — закон?»

«Гопники» всегда были озабочены защитой своей «чести». «Косой взгляд» или шутка со стороны того, кому «не положено так делать», могли спровоцировать жесткое избиение «обидчика», что напоминает поведение воинов эпохи военной демократии и средневековых (особенно «восточных») феодалов. Один из моих одноклассников «с улицы» честно всех предупреждал, что если кто его ударит по лицу, то того он, не колеблясь, зарежет. Помню, как на меня с недоумением посмотрел весь мой школьный класс, когда я назвал собравшихся у крыльца школы «пацанов» «местной шпаной».

Советский и российский археолог и антрополог Л.С. Клейн (1927—2019) из-за своего «вольнодумства» оказался в тюрьме в 1981—1982 гг. и, как специалист, отметил много архаичного в социальной самоорганизации заключенных (в частности, в делении на «касты» «воров», «мужиков» и «опущенных», что напомнило ему касты и сословия древних и средневековых обществ; сегодня это напоминает нам деление героями «Слова пацана» своих сверстников на «пацанов» и «чушпанов»; судя по моим воспоминаниям реалий Пестрецов 1990-х гг., при включении в эту иерархию взрослых она становится практически идентичной тюремной: «пацаны», «мужики», «чушпаны»). Лев Клейн объяснял такие самоорганизацию и исторические параллели тем, что современный человек по своему психофизиологическому типу — кроманьонец, приспособленный жить в пещере в эпоху верхнего палеолита. Однако то, что мы называем «культурой», «вытаскивает» его из этой пещеры, но уходить оттуда не хочется, т.к. «вся психофизиология» говорит о том, что там якобы «правильная, человеческая, настоящая» жизнь (Самойлов (Клейн) Л.С. Перевернутый мир. СПб.: ФАРН, 1993). Герои «Слова пацана» нашли «уютную пещеру» на улицах Казани, и она стала для них всем миром.

realnoevremya.ru/Максим Кокунин

Функционирование уличных молодежных группировок напоминает ранние формы политической организации людей, которые привели к формированию из недр первобытности первых государств. Действительно, военные дружины раннего средневековья были теми же «молодежными группировками», а обложение данью местных племен наши современники назвали бы рэкетом. В эпоху язычества умершим воинам в могилы клали оружие, что повторил Александр Белов в «Бригаде», поместив в гробы убитых «братьев» пистолеты. В первобытных мужских союзах в целях их сплочения использовалось т.н. «ложное родство», оно же существует и в современных молодежных и взрослых группировках: их члены называют друг друга «братьями», «братанами» или «ближними».

Обращение к «авторитетным пацанам» или их «приближенным» с просьбой решить спор свидетельствует о зачатках примитивного «государственного аппарата». Помню, как в 10-м классе во время драки разбил хорошие черные очки персонажу, которого все называли Зёзик (клички — еще один элемент архаизации). У того возникли претензии в плане материальной компенсации, чего я делать не собирался, и в итоге мы пошли к «старшаку». Он решил, что Зёзик стал первым, мягко говоря, «выпендриваться», и потому я ему ничего не должен. Подобные «старшаки» были подручными главного «авторитетного пацана» и, верша «справедливый суд», напоминали подручных, например, первых древнерусских князей — дружинников, которые для выполнения административно-судебных функций рассылались по подвластным землям.

скриншот realnoevremya.ru трейлера сериала «Слово пацана»

«Сходняки» «пацанов» из «казанского феномена» воспроизводили примитивные первобытные племенные собрания, а т.н. «общак» и все, что с ним связано, находят аналогии в специфике перераспределения древнейшей общеплеменной собственности.

Американский криминолог Джек Катц, исследовавший молодежные шайки, отмечал, что они «строятся как «детские нации» (т.е. «государства», — А.О.) со своей символикой, традициями и ритуалами… Их члены претендуют на статус уличной элиты и получают удовольствие от сознания своего индивидуального и группового превосходства над «обыкновенными» людьми — нечленами группы, прохожими и местными жителями».

«Проблема, которой нет?»

Если проанализировать небольшой по историческим меркам отрезок времени — XX век и начало нынешнего, то следует признать, что подобные «казанскому феномену» молодежные группировки были всегда. В деревнях издревле существовали ребячьи ватаги, которые устраивали кровавые кулачные бои с ватагами из других деревень. После гражданской войны распространились жестокие шайки беспризорников, то же было и после Великой Отечественной.

В случае «казанского феномена» свою роль сыграла урбанизация. Дети вчерашних селян (получивших в 1974 г. на руки паспорта, освободившихся от «полурабского» состояния и «ринувшихся» осваивать казанские окраины) оказались в маргинальном положении между городом и деревней, и типичные для крестьянского мира ребячьи ватаги превратились в беспощадные городские шайки. Положение усугубилось тем, что согласно советской идеологии никаких «рабства» и «первобытности» в «самой передовой стране мира» быть не могло, а пионеры и октябрята встречают высокое начальство на открытии очередного мероприятия «с неподдельной радостью».

Мешает «казанский феномен» и нынешним этноцентричным идеологемам. Согласно им, главные линии дифференциации общества проходят якобы по национальному признаку, но ничего подобного в уличных молодежных группировках 1980-х гг. не наблюдалось. К тому же сам факт чего-то «первобытного» в современных красивых высотках и обновленных дворах (и, например, в том же парке «Крылья Советов» в Авиастроительном районе) не очень вписывается в нынешний бренд Казани…

О «казанском феномене» и молодежных шайках в целом говорить нужно, но это должен быть разговор между взрослыми. В отношении контента вроде «Слова пацана» необходимо обеспечивать соблюдение требований маркировки «18+» и избегать «двойных стандартов». Например, недавно детский омбудсмен региона Ирина Волынец обратилась в Роскомнадзор с просьбой фактического запрета проката сериала «Слово пацана». При этом она почему-то не обратила внимания на фильм «Микулай», в котором в кряшенской деревне показаны инцест и педофилия. Данное «произведение» вызвало протест у многих представителей кряшенской общественности, но Ирина Владимировна, насколько я помню, в дискуссии почему-то не участвовала.

Подобные «казанскому феномену» явления окончательно победить нельзя, как нельзя «победить природу», но «купировать» можно. Прежде всего, нужно не допускать «застаивания» ребенка в одном и том же коллективе, т.к. архаика часто воспроизводиться именно в закрытых группах (лично я практически в неизменном окружении находился в яслях, детском саду и десять лет в школе; в «Бригаде» члены банды часто повторяли, что они «с первого класса вместе»). На мой взгляд, важно технически продумать схемы систематических частых переходов учащихся из одного класса (или школы) в другой, особенно в подростковом возрасте. Можно поставить перед врачами-педиатрами и соответствующими государственными органами вопрос о возможности наделения школьной администрации правом рекомендовать родителям обеспечить (если нет медицинских противопоказаний) прием их «трудным ребенком» простейших детских успокоительных. Важным фактором профилактики создания молодежных группировок может стать понижение возраста наступления уголовной ответственности. Страх наказания — очень сильная эмоция, более действенная, чем многие часы рациональных морализаторских увещеваний.

Александр Овчинников, кандидат исторических наук
ОбществоКультура Татарстан
комментарии 39

комментарии

  • Анонимно 02 дек
    Моя мама профессор, папа доцент КГУ им. Ленина. Двор дал возможность показать умение драться (но не в родном дворе, школе, где все свои) и я легче знакомился с девушками, потому что появился авторитет.
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    интересное, конечно, мнение.
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    это тебе показалось - насчет авторитета , нет его у тебя
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    //это тебе показалось - насчет авторитета , нет его у тебя//

    А у тебя его даже не было.
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    я бы деятелям навроде янковского посоветовал родиться лет на 20 раньше в казани. Тогда бы они видели живьем как все это было - моего друга хоронили и его брата - мать в течении года двоих сыновей потеряла ... В результате асфальтных войн несколько сотен казанцев в самом расцвете лет оказались на кладбище
    Ответить
    Анонимно 08 дек
    "В деревнях издревле существовали ребячьи ватаги, которые устраивали кровавые кулачные бои с ватагами из других деревень. После гражданской войны распространились жестокие шайки беспризорников, то же было и после Великой Отечественной."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/297192-istorik-rasskazal-pochemu-podrostkov-tak-manit-ulica

    Спасибо за погружение в историю, но если с кулачными боями некоторая параллель в тех событиях просматривается, то вот в сравнениях с послевоенными беспризорниками - не очень. Беспризорники, как мы помним, появились после развала Союза.
    Ответить
    Анонимно 08 дек
    "Дети вчерашних селян ... оказались в маргинальном положении между городом и деревней, и типичные для крестьянского мира ребячьи ватаги превратились в беспощадные городские шайки."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/297192-istorik-rasskazal-pochemu-podrostkov-tak-manit-ulica

    Статья интересна, наводит на размышления, но вот эта цитата - чисто субъективное мнение, с которым очень даже можно поспорить.
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    "Селяне" бывают очень разные, так же, как и горожане. Пропорционально населению того периода исторически сложилось в РТ, что селян мусульманского происхождения, наверное, было больше, но русские селяне могли быть "шебутнее", особенно если окрестности Казани после отселения мусульман в 16 веке были заселены казаками (-"разбойниками"). Достоверно известно про одну русскую деревню в окрестностях Казани, что там были случаи грабежа тех мусульман, которые на повозках везли свои продукты на рынок. А в мусульманских деревнях воровства и грабежа не было, днем двери не запирали.
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    "Мешает «казанский феномен» и нынешним этноцентричным идеологемам. Согласно им, главные линии дифференциации общества проходят якобы по национальному признаку, но ничего подобного в уличных молодежных группировках 1980-х гг. не наблюдалось."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/297192-istorik-rasskazal-pochemu-podrostkov-tak-manit-ulica

    Насчет "этноцентричных идеологем" и "главных линий дифференциации общества" можно сказать, что это вообще отдельная тема.
    Сильной стороной Союза - было воспитание интернационализма не только на словах, но и на деле, например, помощь со всей страны при землетрясениях, при восстановлении разрушенных войной городов и др. Люди разных национальностей вместе работали также на большом количестве крупных предприятий - совместная работа сближает, если люди открыты для общения.
    А вот после развала страны возникли предпосылки для "дифференциации общества", ведь остальным небольшим республикам, кроме славянских, пришлось думать как выживать по-одиночке, и то же самое - на уровне просто людей: после прекращения стабильной жизни приходилось выживать по-одиночке - а это как-раз способствует формированию объединений по-похожести.
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    Первые молодежные банды в коммунистическом СССР не случайно возникли в Казани.
    В Казани был особый культ террориста-марксиста В.И.Ульянова-Ленина. Его именем был назван знаменитый Казанский университет и множество организаций, улиц и населенных пунктов коммунистической Татарии. В школах и вузах бесконечно много рассказывали о террористической "сходке" студентов в декабре 1887 года, где самое активное участие принимал молодой В.И.Ульянов. Эта террористическая "сходка" преподносилась молодежи, как борьба за справедливость, как борьба бедных с богатыми за справедливое устройство мира. Восхвалялись тайные, подпольные, террористические организации, которые готовили захват главного здания Казанского университета в декабре 1887 года. Об этом теракте, в котором участвовал В.Ульянов-Ленин, писались книги, читались лекции. Студенты "реконструировали" каждый год этот теракт...
    Молодежь с другой стороны видела, что в реальной жизни справедливости, по их мнению, нет, происходило деление общества на богатых и бедных. И молодежь решила (а может и подсказали?...), что если кумиру сотен миллионов людей молодому Ульянову-Ленину можно было бороться за справедливость террористическими методами, то почему бы и нам не попробовать делать также. И лидеры, среди которых были студенты, стали создавать неформальные тайные организации наподобие той, в которой участвовал и Ульянов-Ленин. Свои собрания, на которых обсуждались вопросы справедливости, как они ее понимали, молодежь назвала "сходками", по примеру "сходки" в декабре 1887 года... Ну а потом подключились уголовники и бандиты... Молодежные казанские банды ничем в принципе не отличались от большевистских банд боевиков, созданных Лениным для захвата власти, сущность у них была одна, ленинская - это насилие, кто не с нами, тот против нас...
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Напишите в РВ про любую острую тему, и у этого человека уже готов ответ - во всем виноват Ленин...
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    А у моей бабушки во всем виновата Америка
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    А разве не Ленин расчленил Россию по национальному признаку и создал Красную Россию, Красную Татарию и СССР и руководил ими 7 лет?
    Разве он не несёт ответственность за свои эти деяния?
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Ну не без этого
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Ленин, скорее всего, не "расчленил", а гениально объединил через республики и автономные округа все народы России на строительство социализма. А вот вопрос: убийства священников начались при его правлении или позже?
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Может быть, когда-нибудь, когда будут открыты архивы, его историю опишут как историю человека, который отомстил (как только предоставилась возможность) семье царей за свою семью, а заодно еще - и за других, пострадавших от царизма. И тогда придут к логичному выводу, что власти в стране должны стараться не навредить ни одному человеку в своей стране, потому что зло вернется бумерангом, если не им лично, то их потомкам.
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Это точно, возмездие неотвратимо, род Ленина прервался...
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    Но именно Ленина это как-раз и не коснулось, потому что у него не было детей. А у царей были. Но неизвестно, приказывал ли Ленин убивать царя, да еще с семьёй, может, это другие проявили инициативу в этом ужасном убийстве.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    В Татарстане всегда были радкалы, исламисты, ваххабисты, сепаратисты
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Надо понагнетать? Помним, всех в РФ пугали до референдума в начале 90-х, что в РТ будет резня. Надеялись таким образом русских в РТ запугать, чтобы на референдуме против голосовали. Запомните, у нас не дураки живут, а провокации где только не подкидывали с перестройки: Сумгаит, Средняя Азия, ...
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    я бы сказала одной фразой - интернет заменил улицу
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    А в интернете - другие опасности и другие "охотники за душами".
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    все, убедили. Поддамся стадному чувству и посмотрю этот сериал. Со всех утюгов про это слово пацана трубят
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    вторая Бригада уж, только жестче, меньше романтики
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    Теперь ждем мнение психолога
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    "Можно поставить перед врачами-педиатрами и соответствующими государственными органами вопрос о возможности наделения школьной администрации правом рекомендовать родителям обеспечить (если нет медицинских противопоказаний) прием их «трудным ребенком» простейших детских успокоительных."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/297192-istorik-rasskazal-pochemu-podrostkov-tak-manit-ulica

    Надо, наверное, думать и об этом, но не забывать, что у большинства медицинских препаратов есть побочные эффекты, а иногда они (побочные эффекты) становятся известны медикам только после нескольких лет или даже через нескольких десятков лет применения, а ведь здоровье в таком случае уже не вернешь.
    Наукой установлено, что уменьшение в рационе детей добавленных сахаров снижает гиперактивность у детей.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    "Важным фактором профилактики создания молодежных группировок может стать понижение возраста наступления уголовной ответственности. Страх наказания — очень сильная эмоция, более действенная, чем многие часы рациональных морализаторских увещеваний."
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/297192-istorik-rasskazal-pochemu-podrostkov-tak-manit-ulica

    Есть еще один рецепт (он, кажется, перспективнее) - это настоящая педагогика без "рациональных морализаторских увещеваний". Труды Макаренко изучали и за рубежом, не надо забывать своих выдающихся людей. Воспитание души - это на всю жизнь, а уголовное наказание - это лотерея: кому-то поможет переосмыслить, а кого-то уголовная среда в изоляции еще и "довоспитает на свой лад по полной".

    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Мне думается, что сводить всё к стадиям развития человечества, это слишком упрощëнный взгляд.
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    Нормальный взгляд.
    Некоторые так и остаются в своем интеллектуальном развитии на стадии подросткового бандитизма или подросткового национализма. До глубокой старости...
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    Старости нет. Ее придумали. Я молод, я деятелен. И я здоров, Аллага шокер.
    Ответить
    Анонимно 08 дек
    "Нормальный взгляд. Некоторые так и остаются в своем интеллектуальном развитии на стадии подросткового бандитизма ..."

    А если учесть, что речь идет о представителях мужского пола, то понятно почему всё так ..., ведь политикой рулят как-раз мужчины. И власть свою для обогащения (коррупция, например) чаще используют они.
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    Да, упрощенный взгляд. Можно назвать еще много причин, способствующих этому явлению. Например, алкоголь, нервно-паралитический яд; доказано, что пьяные чаще совершают преступления. Табак - тоже плохо действует на мозги. Отсутствие взаимопонимания в некоторых семьях. Социальные проблемы. Формальный подход к детям в школах - иногда бывает. Отсутствие возможностей интересного и развивающего досуга и т. д.
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    " ...почему подростков так манит улица?"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/297192-istorik-rasskazal-pochemu-podrostkov-tak-manit-ulica

    Улица их манит еще и потому, что там, среди своих друзей, они могут говорить все, что думают, то есть они могут там просто открыто общаться. Другое дело, что кто-то, кто их хочет использовать в своих целях (например, уголовники), оказывают на них свое губительное влияние.

    А вот в формально организованных сферах - школа, колледж и др. - они или молчат, или говорят, что от них требуют.
    То есть улица (или своя среда) для подростков - это своего рода протест против лжи, которая скрывается за недоговоренностью, ведь не просто так общество хотело больше гластности в тот период.
    И вот эта тема тогда тоже замалчивалась:
    материалы научной сессии АН СССР 1946 года вышли под названием "Происхождение казанских татар". Казань. 1948 г.
    Выводы научной сессии: «Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.

    И если бы по результатам той научной сессии поменяли якобы этноним "татары", например на булгары-тюрки, то мы, казанцы перестали бы оскорблять себя и своих давних предков, называя себя фактически монголами. А ведь наши предки героически сражались тогда с монгольским войском и погибали от них.

    И что же мешает исправить эту ошибку (с этнонимом) сейчас?

    А вот что - в современном "татарском" языке (который на самом деле не татарский, а булгар тюркИ) слово "татары" имеет хорошее (и даже очень хорошее значение - народ, мы), а вот в других языках (кроме некоторых восточных) - плохое, очень плохое (татаро-монголы) или в лучшем случае нейтральное значение.
    Это результат трагических исторических событий 13 века и событий 20 века.
    И сейчас "татары" (булгары) просто не понимают, что они сами себя называют фактически убийцами своих далеких предков из 13-го века, потому что учителей и филологов до сих пор готовят по советским методикам.
    История булгар скрывается, потому что ее не выгодно озвучивать. И с историей этнонима то же самое.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    "... Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин»." (Гайнетдин Ахмеров *Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.— Казань, 1903 //. Предания и исторические данные о мишарях)

    "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
    (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.

    Габдулла Тукай:
    Доказательства представим, что достойны жизни мы,
    Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
    Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
    Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
    Перевод В. С. Думаевой-Валиевой

    Слово "татары" не родное, а пришло к нам из русского языка, а в русский - из китайского и западных (как tartar). Тукай это прекрасно знал, но вынужден был использовать официально принятое слово "татары", потому что после 1905 года в империи усилилась слежка за всеми и за иноверцами также. "Татар" (булгар) подозревали в пантюркизме из-за языка "тюрки" и в панисламизме из-за того, что мусульмане, а группу последователей суфия Багаутдина Ваисова власти тогда посчитали сектой.
    Ответить
    Анонимно 13 дек
    Татарлар - это слово новояз: русский корень "татар" и тюркское окончание "лар". Задолго до внедрения в булгарский язык (булгар тюрки) этого слова в русском языке было слово "татары", означающее монголы, и было слово "татарва" (сейчас считается устаревшим).
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    История этнонима "татары": только в 1920 году булгарам (а многие называли себя просто - мусульман) официально поменяли этноним на "татары", народ это не принял, но вынужден был маскироваться за вывеской "татары" во избежание массовых репрессий, потому что булгар-активистов репрессировали, а мусульманами в атеистическом государстве называться было невозможно. В 1921 году, уже после переименования в "татар", из большого тогда села (аула) Нуса Арского района 28 семей основали новый аул, который называется Болгары (в 40 км от Нуса на северо-запад, сейчас это территория Марий-Эл). Причины переезда не известны, это мог быть голод и его последствия, а может и несогласие с переименованием, но наш этноним сохранился на карте до современных дней!
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    "Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью." (Спасский Н. А. «Очерки по родиноведению», 1912 г.)

    А слова "татары" (монголы) и "татарский" первыми по отношению к булгарам/болгарам Волжско-Уральского региона начали применять православные миссионеры, начиная с середины 16-го века (после взятия Казани).
    "Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которых хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука Конашевич насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети ... разобрал остатки уважающихся татарами булгарских сооружений." (П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910, с. 36).

    Л.Н. Гумилев: "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж." (Корни нашего родства // Известия. - 1988. - 13 апр.)

    Л. Н. Гумилев: "Все, что мы видим, — этнично. Потому что этнос — это способ вести себя, приемлемый для ваших соседей. Каждый человек должен себя как-то вести, то есть он принадлежит к какому-то этносу."
    История булгар в Поволжье показывает, что наш этнос ценит жизнь не только свою, но и всех других. Именно поэтому Казань была выбрана ОИС как молодежная столица мира.
    И несмотря на то, что пока не удалось еще избавиться от прозвища "татары", булгары не озлобились, а человечны.

    C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
    Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».
    Ответить
  • Анонимно 11 дек
    Как бы этот Овчинников писал бы, если бы сам застал эти группировки. А то надел белое пальто, поправил интеллигентские очки и давай рассуждать...
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Наверное парням было непросто пересекаться с ними, а девушек и взрослых кажется они не задирали.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров