«Киняш» аласынмы? К 100-летию кряшенской газеты

«Киняш» аласынмы? К 100-летию кряшенской газеты
Фото: скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

После 1905 года в России начала формироваться периодика и профессиональная журналистика нерусских народов. Наиболее успешными в этом деле оказались татары-мусульмане, быстро наладив развитую периодическую печать и уже через год выпуская 20 татарских газет и журналов. Однако у кряшен возможность издавать свои периодические издания появилась лишь в годы Первой мировой войны и позднее. Подробнее об этом рассказывает в дзен-канале «Татарский мир» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Лилия Мухамадеева.

Самым продолжительным по сроку существования органом печати кряшен в первой половине ХХ века была общественно-политическая газета «Киняш» («Совет»), выходившая в свет с 23 сентября 1922 г. по декабрь 1929 г. Она являлась преемницей газеты «Кызыл алям». Это был орган Кряшенской секции Татарского обкома РКП(б), который издавался в г.Казани. Первым ее редактором являлся сотрудник Центрального кряшенского издательства Порфирьев Алексей Петрович; затем — историк, публицист, преподаватель Кряшенского педагогического техникума Григорьев Александр Николаевич; последним — с 1927 по 1929 гг. — был журналист, общественный деятель, поэт Беляев Гавриил Ефимович. Издателем еженедельника выступал «Татиздат». С 16 января 1924 г. издание было приостановлено и с 31 января 1924 г. возобновлено в виде журнала «Киняш». В феврале — апреле 1924 г. вместо газеты «Киняш» вышло три номера одноименного журнала.

Наборщики газеты «Киняш» А.М. Туманов и А.М. Почаев. 1928 г. (Киняш. № 17 (172) от 8 мая 1928 г.). скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Статьи и заметки газеты были представлены как на алфавите кряшен, так и на латинице. Среди авторов значились А.Н. Григорьев, А.П. Порфирьев, Г.Е. Беляев, И.А. Алексеев, В.М. Горохов, С.Кононов, Б.Романов, Т.Владимиров, Г.Мухин и др. Нередко авторы печатались под псевдонимами, такими как Хабярче, Жазыучы, Димче, Д.Дядягез, Дусын, Г.К., Б.Р-в., Д.Г-в. и т.д. Корреспондентом до 1925 г. являлась педагог, детская писательница и активистка кряшенского движения Аппакова Дарья Семеновна (Даржия Сейфулловна).

скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

«Киняш» ставил своей целью максимальное ознакомление кряшенского населения с текущими политическими событиями внутреннего и внешнего характера, событиями в сельском хозяйстве и промышленности, просветительской деятельностью, а также пропаганду образования. Редакторы и корреспонденты вели рубрики: «Политика», «Иностранные новости», «Антирелигиозная пропаганда», «Яналиф», «Вести с деревень», «Народное творчество», «Здоровье», «Выдающиеся люди», «Дискуссия Киняша» и др. Уделяла внимание газета и воспитанию молодежи, крестьянскому быту, пожарной безопасности, а также критике негативных явлений среди кряшенского населения. С 1929 г. появляется рубрика «О кряшенах, проживающих за пределами Татарской Республики», освещающая жизнь кряшен в других регионах. Газету подписчики регулярно выписывали в Татарской и Башкирской АССР, Сибирском крае, Урале, белорусском г.Бобруйске, узбекском г.Каттакургане и других городах РСФСР.

Продолжение следует...

Лилия Мухамадеева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров