Роль памятников народного творчества народов Урало-Поволжья в изучении истории тюркского права

Роль памятников народного творчества народов Урало-Поволжья в изучении истории тюркского права
Фото: картина с выставки арт-группы «Дастан»/realnoevremya.ru (Максим Платонов)

По истории права тюркских народов мало ранних письменных источников, поэтому исследователи нередко обращаются к народному творчеству. Оно позволяет изучить частноправовые отношения в обществе. «Из фольклора можно извлечь информацию и о преступлениях и наказаниях в древнетюркском обществе», — отмечает доктор исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Алмаз Мухамадеев. В дзен-канале «Татарский Мир» он рассказывает о роли памятников народного творчества народов Урало-Поволжья в изучении истории тюркского права.

Нехватка древних и раннесредневековых тюрко-монгольских письменных источников права (как, например, «Закон судный людям» дунайских болгар и т.д.) выявляет необходимость обратиться при изучении истории права тюркских народов к другим, косвенным или дополнительным источникам, в частности и к фольклору, памятникам народного творчества.

Фольклор по большей части отражает частноправовые отношения в обществе. Так, в эпических сказаниях пережитки матриархата в древнетюркском обществе проявляются в брачных поединках героев с невестами, в образах богатырских дев. В кыпчакской (башкирской) версии сказания Алпамыш побеждает в брачном поединке Барсын-хылу и делает женой.

Власть отца и мужа в тюркском обществе также находит свое подтверждение в памятниках устного народного творчества. Так, в татарской версии эпоса Алпамыш, находясь в заточении в зиндане, через решетку просит своего друга передать жене Сандугач, чтобы она ждала его пять лет. Если он (Алпамыш) не возвратится через пять лет, Сандугач становится свободной женщиной и будет вольна распоряжаться своей дальнейшей судьбой.

Легенда. Худ. Б.А. Гильванов. realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сватовство — древний брачный договор, весьма широко практиковавшийся у большинства народов мира с некоторыми разновидностями и вариантами. Среди тюрков был распространен и обычай сватовства малолетних или еще даже не родившихся детей. Так, большинство вариантов тюркского дастана «Кузы-курпяч и Баян-сылу» (как у башкир, так и у татар имеются около двадцати вариантов и версий этого дастана), происхождение которого принято относить к Х в., начинаются с того, что двое приятелей договариваются о женитьбе своих будущих детей, если у одного из них родится сын, а у другого дочь.

В татарской версии Алпамыш, чтобы выбраться из заключения, обещает дочери враждебного хана Кылтапа, бросившего его в зиндан, жениться на ней. Однако после того как с ее помощью выбирается из зиндана, Алпамыш тайно сбегает из дворца хана Кылтапа и направляется к жене Сандугач. Здесь мы видим отголоски и пример пусть вынужденного, но устного брачного договора, который заключается непосредственно между женихом и невестой, но также не учитывающего мнения родителей. Надо думать, что обман Алпамыша и его побег «из-под венца» — это наслоение, связанное с чисто сюжетной линией эпоса.

Из фольклора можно извлечь информацию и о преступлениях и наказаниях в древнетюркском обществе. В народных сказаниях тюркских народов мы видим, что героя нередко заключают в зиндан (подземная тюрьма, темница). Трудно сомневаться в том, что предки башкир и татар также имели веские причины для заключения подозреваемых под стражу или для ареста виновных. Отзвуки этого мы можем найти в народном фольклоре. Так, в татарском дастане «Алпамыш» Кылтап-патша захватывает Алпамыша в плен и бросает его в глубокую яму специального назначения — зиндан, где тот проводит несколько лет.

Художник Азат Миннекаев. realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

В народном фольклоре можно найти намеки и на другие виды наказания (казни). В предании об Алпамыше хан Кылтап повелевает своей дочери и старухе, сопровождающей ее, посыпать на героя, находящегося в зиндане, особый яд. Это вещество было способно не только убить, но и уничтожить останки человека. Несмотря на то, что здесь этот акт выглядит как чистое убийство, учитывая то обстоятельство, что в древних и средневековых обществах казнь посредством предоставления яда (отравления) приговоренным к смерти была не таким редким явлением, мы можем предположить, что булгары могли использовать и этот способ наказания виновного.

По сюжету эпического произведения «Алтан Саин Суме» герой-богатырь идет выбирать себе коня. Раб-табунщик, к которому обратился герой, обвиняет его в воровстве, за что тот жестоко расправляется с табунщиком. Известно, что в древнетюркском обществе как в кочевнической среде конокрадство считалось тяжким преступлением и, как правило, каралось смертной казнью. Как видно из этого сюжета, даже обвинение в конокрадстве могло привести к печальным последствиям.

Таким образом, мы можем констатировать, что фольклор, памятники устного народного творчества могут служить источниками по истории права. В данном случае на основе некоторых данных фольклора башкир и татар можно выявить у их предков особенности частноправовых отношений (брак, семья, сделки и пр.), преступлений и наказаний, виды запретов (табу).

Алмаз Мухамадеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров