Как обучались татары-казаки Оренбургского казачьего войска: либеральные реформы XIX века

Как обучались татары-казаки Оренбургского казачьего войска: либеральные реформы XIX века
Фото: скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

В Оренбургском казачьем войске состояли две группы татарских казаков, мусульман и кряшен. В казачье сословие татарское население края записали в конце XVIII века. В каждой из этих групп была своя система школьного образования. О том, как обучались татары-казаки Оренбургского казачьего войска, в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ продолжает рассказывать кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Рустем Аминов.

Либеральные реформы 60—70-х гг. XIX в. способствовали оживлению общественной жизни мусульманского населения Российской империи. Началось пробуждение национального самосознания, выразившееся в создании литературных произведений на языках мусульманских народов, реформировании национальных учебных заведений и т. д.

В 1880-е гг. военные власти проводили политику интенсивного распространения русского образования за счет свертывания конфессионального образования мусульман-казаков. Так, с 1882 г. дети мусульман-казаков в обязательном порядке посещали местную русскую школу с 9 часов утра до 2 часов пополудни, по этой причине они вынуждены были посещать мектебе лишь в «свободное время» — с 6 до 8 часов утра и с 7 до 9 вечера, для отдыха, по сути, у них не оставалось времени. Следующим шагом в этом направлении стало предписание атамана ОКВ от 8 сентября 1892 г. о запрещении детям казаков обучаться в мусульманских школах, что было равнозначно их закрытию. В качестве альтернативы им дозволялось обучаться основам ислама в станичных и поселковых русских школах три раза в неделю в специальные дни.

Протестуя против ограничения свободы вероисповедания, мусульмане адресовали жалобы на имя оренбургского муфтия. К примеру, имам Гирьяльской станицы Алабайтальского прихода Нигматулла Абдулвагапов 16 января 1893 г. писал, что закрытие учебных заведений «противно шариату», прекращение преподавания догм ислама подрастающему поколению мусульман приведет к волнениям среди прихожан. ОМДС со своей стороны 16 и 30 января 1893 г. обратилось с жалобой в МВД, приложив шесть прошений татар-казаков Татищевской, Нижнеозерной станиц и Линевского поселка, а также 10 рапортов имамов различных селений ОКВ. Силовое ведомство признало действия оренбургского начальства правильными. ОМДС на заседании от 4 декабря 1893 г. в качестве ответов на жалобы татар-мусульман ОКВ вынесло следующее решение: «Казаки обязаны знать русский язык, если дети будут посещать медресе, то не будет нанесен ущерб их знанию русского языка. Однако пусть дети обучаются в медресе, никто этого не воспрещает. Поэтому ваше обращение об этом оставлено без последствий».

Шакирды и учителя медресе. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

Глубоко символично, что в списке мусульманских учебных заведений Оренбургской губернии на 1912 г. значатся лишь две татарские казачьи школы в Троицком уезде. Можно утверждать, что военным властям удалось свернуть сеть традиционных школ в мусульманских приходах ОКВ. Что касается средств, на которые содержались школы, то с 1896—1897 гг. казаки сдавали денежные средства для составления специального школьного капитала, получившего широкое распространение в среде войска.

К концу XIX в. в мусульманском обществе стали четко прослеживаться два течения — джадидизм и кадимизм. Представители первого (джадидисты) придерживались политики внедрения в процесс обучения грамоте учащихся медресе так называемого нового метода (усул джадид), основанного на замене буквослагательного метода обучения звуковым методом, выступали за обновление общественной жизни. Кадимисты являлись сторонниками консервативного течения и противниками модернизации. Эти явления наблюдались и в казацком сообществе. В частности, в 1898 г. в Оренбургском уезде ученики и сторонники кадимиста Хасан-хазрета пос. Линевский ворвались в новометодную школу в д. Тляумбет, выбросили классную доску, разогнали учащихся и пригрозили учителю Г. Тухватуллину расправой, если он продолжит обучать детей по новому методу.

К 1900 г. с помощью звукового метода обучали и татар-казаков, в частности в медресе д. Нижние Чебеньки и мектебе пос. Гирьял, буквослагательный метод применялся в школах поселков Новочеркасский и Алабайтал.

На переднем плане здание медресе в Орске. скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский мир»

В начале XX в. продолжала расширяться сеть новометодных медресе в поселениях татар-казаков. Так, в 1903 г. в г. Орске (Орская станица) начало функционировать медресе при Третьей соборной мечети (93 ученика). Программы обучения не было. Преподавались следующие дисциплины: Закон Божий (изречения из Корана) по учебнику «История пророка Мухаммеда» под ред. Фахретдинова, четыре действия арифметики на татарском языке, грамматика на арабском языке по книге «Элементарные правила грамматики» Губайдуллы Радуди.

На рубеже столетий мусульманами Оренбургской губернии учреждались благотворительные и культурно-просветительские общества. В начале XX в. в Оренбургской губернии насчитывалось 24 таких организации (наибольшее количество из всех регионов Российской империи). В 1908 г. было создано мусульманское общество в г. Орске. В Никитинском поселке (в то время входил в Пречистенскую станицу, позднее в Сухомлиновскую) 27 марта 1908 г. было зарегистрировано мусульманское благотворительное общество, деятельность которого, согласно уставу, распространялась на Оренбургский и Орский уезды. Своей целью общество ставило улучшение и развитие культурной, правовой и экономической жизни мусульман и распространение в их среде современного просвещения.

(Продолжение следует).

Рустем Аминов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров