Культовая архитектура Крымского ханства: квадратные и прямоугольные в плане мечети. Минареты

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Культовая архитектура Крымского ханства: квадратные и прямоугольные в плане мечети. Минареты
Фото: realnoevremya.ru

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника «История крымских татар». Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

Квадратные в плане мечети

Мечеть Менгли Герай, или мечеть Зынджирлы-медресе хана, находится в Салачике, юго-восточнее Зынджирлы-медресе и недалеко от мавзолея Хаджи Герая. Она являлась соборной мечетью. Здание было квадратным в плане размерами 13 х 13 м. Мечеть имела пристройку в виде открытой террасы. Вход находился с северной стороны. К югу от террасы находился минарет с восьмигранным стволом. Высота его составляла 5,5 м. В конце XIX в. мечеть была перестроена, с 1939 г. использовалась в качестве столовой. В настоящее время здание заброшено. В переписи мусульманских сооружений 1889 г. мечеть относится к XIV в., по результатам ограниченных раскопок ее датируют 1274 г., однако данные эти ничем не подтверждены. Скорее всего, она синхронна дюрбе Хаджи Герая и Зынджирлы-медресе, но для проверки этой гипотезы необходимы полноценные археологические исследования.

Постройкой, получившей широкую известность, является мечеть Ешиль-Джами в Бахчисарае. Эта мечеть имела совсем небольшие размеры, но была богато декорирована, поэтому многие посетители Бахчисарая оставили ее описания. Кроме того, с этой мечетью связаны романтические легенды о любви хана Крым Герая к легендарной красавице Диляре-Бикеч.

Архитектуру здания наиболее подробно описал Б.Н. Засыпкин, во многом основываясь на брошюре У.А. Боданинского.

Мечеть квадратная в плане с высокими каменными стенами из бута, которые прорезали прямоугольные окна, расположенные в два яруса (рис. 29.1). Стены расчленены карнизами и пилястрами с резными вставками. Плоскости стен снаружи украшены выпуклыми резными розетками и цветными вставками фресковых росписей (рис. 29.2-4). Здание перекрывала четырехскатная крыша, крытая зеленой поливной черепицей, цвет которой и дал название мечети (Зеленая мечеть, или Ешиль-Джами). Со стороны северного фасада имелся вход, к которому вела каменная лестница из двора мечети. К северо-восточному углу был пристроен небольшой минарет с граненым стволом.

Рис. 29. Ешиль-Джами в Бахчисарае: 1 — план (рис. 3. Мамутовой по Свод…, 2016); 2 — вид с востока (рисунок К.Ф. Богаевского); 3 — вид с востока (фото С.С. Некрасова, 1912—15 гг.); 4– вид с северо-запада (фонды БИКАМ3); 5– интерьер (рисунок К.Ф. Богаевского); 6 — интерьер; 7 — вид на михраб; 8 — росписи стен (фонды БИКАМ3). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Внутри мечети по периметру стен были поставлены стройные деревянные столбы (по четыре с каждой стороны), на которые опирались сложнопрофилированные «барочные» арки (рис. 29.5-6). Аркады поддерживали потолочные балки. С северной стороны, на уровне верхних окон, находились хоры (мафиль), которые, по мнению У.А. Боданинского и Б.Н. Засыпкина были «нескладно втиснуты в аркаду в ущерб архитектурной логике», то есть сооружены позднее. В деревянном потолке мечети по центру был сделан небольшой декоративный куполок, из которого спускалась люстра венецианского стекла. В окна мечети, вероятно, верхние, как в Бахчисарайском дворце, были вставлены алебастровые рамы с цветными стеклами. Пол помещения мечети был выложен мраморными плитами.

Особое впечатление на всех посетителей производили фресковые росписи в интерьере мечети, выполненные поэтом и живописцем Омером, которого также считали «хаттатом», то есть художником-каллиграфом. Тимпаны арок были расписаны причудливо извивающимися растительными побегами с букетами роз в центре. Под потолком шел фриз с каллиграфически выполненными кораническими надписями. На стенах находились стилистические изображения мечетей и медальоны, заполненные арабской каллиграфией (рис. 29.7-8). На южной стене находился михраб со сталактитовой нишей. На надписи в левом углу от михраба было начертано: «Диляра. Рахимат Аллаху алейкума». «Автор фресок «Зеленой мечети» Омер был первоклассным мастером: все детали фресок, например, розы и цветы на арках, отлично нарисованы и написаны в приятных розовато-палевых тонах; на арках, стенах стихи из Корана написаны графически безукоризненно черной краской по белому полю. Стены были оштукатурены и окрашены в приятный зеленый цвет, только местами прерываемый живописными филенками и надписями», писал Б.Н. Засыпкин.

Рис. 30. Квартальные мечети Бахчисарая: 1 — Молла Мустафа, фото 20-х гг. (Фонды БИКАМ3); 2 — современный вид; 3 — Салачик Асма-кую, фото 20-х гг. (Фонды БИКАМ3). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Таким образом, Ешиль-Джами являет собой яркий пример позднеосманской архитектуры, находившейся под значительным влиянием европейского рококо. По планировке ее следует отнести к зальным мечетям, так как колонны, поддерживающие потолок, не делят пространство молельного зала на нефы, а только выделяют центральную часть квадратной, как и все помещение, формы.

В 20-е гг. XX в. стараниями архитектора Крыма П.И. Голландского и директора Бахчисарайского музея У.А. Боданинского Ешиль-Джами была отремонтирована и приведена в порядок. Однако в годы оккупации здание было сильно разрушено, и в настоящее время мечеть не существует.

Рис. 31. Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае: 1 — вид с запада, фото С.С. Некрасова, 1915 (Свод, 2016а); 2 — вид с запада; 3 — вид с востока; 4 — помещение перед входом (фото автора, 2019 г.). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Мечеть Молла Мустафа в Бахчисарае также относится к отделу квадратных в плане зальных сооружений. Она построена приблизительно в 1730 г. Это небольшое здание с высокими каменными стенами и четырехскатной черепичной крышей (рис. 30.1-2). Окна расположены в два света: нижние окна прямоугольные, верхние стрельчатые. При мечети имеется невысокий минарет, пристроенный к ее северной стене с западной стороны. По стилю он очень близок минаретам дворцовой мечети. Скорее всего, в XIX или начале XX в. мечеть перестраивалась.

Рис. 32. Мечеть Орта-Джами в Бахчисарае: 1 — план (черт. 3. Мамутовой по Свод, 2016а); 2 — фото 1920-х гг. (Фонды БИКАМ3); 3 — современный вид с севера; 4 — вид с запада (фото автора, 2019 г.). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Прямоугольные

Соборная мечеть Салачик Асма-кую в Бахчисарае представляла собой прямоугольное, вытянутое по меридиональной оси здание с четырехскатной черепичной крышей (рис. 30.3). К северной стене был пристроен невысокий каменный минарет с круглым стволом и простым, недекорированным шерефе. В настоящее время не существует.

До наших дней сохранилась мечеть Тахталы-Джами, или Осман-ага, в Бахчисарае. Это прямоугольное в плане одноэтажное здание на высоком цоколе (рис. 31.1-3). Стены его сложены из хорошо обработанных каменных блоков, крыша черепичная, четырехскатная. Вход в здание находится в западной части северной стены, по центру к стене пристроен минарет. На западном и южном фасадах находится один ярус окон с полукруглым завершением, на восточном фасаде прямоугольные окна расположены высоко, под крышей. Со стороны улицы к зданию пристроен навес, который поддерживают деревянные столбы. Северная стена со входом находится ниже уровня улицы. Перед ней под навесом находится небольшое открытое помещение, в которое с улицы ведут ступени (рис. 31.4). В северной его стене находится фонтанчик для омовений, в восточной дверь, ведущая на соседний участок, где находился связанный с мечетью дом. Минарет имеет стандартную форму и состоит из прямоугольного в плане цоколя, переходящего с помощью усеченной пирамиды в круглый ствол. Карниз, поддерживающий шерефе, состоит из нескольких вогнутых и выпуклых поясов; плоскости каменного 16-гранного парапета украшают цветочные розетки нескольких видов.

Рис. 33. Мечеть Шукурла-эфенди в Евпатории: 1 — вид с юго-запада; 2 — вид с юго-востока (фото 2019 г.); 3 — минарет до реставрационных работ 1986 г. (по В.А. Кутайсов, Кутайсова, 2007); 4 — интерьер (фото автора, 2019 г.). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Соборная мечеть Орта-Джами в Бахчисарае представляет собой сильно вытянутое в меридиональном направлении здание. В плане оно имеет форму неправильного четырехугольника, так как западная стена слегка скошена (рис. 32.1). Как и все мечети Бахчисарая постройка имеет каменные стены, сложенные из обработанных блоков, и четырехскатную черепичную крышу (рис. 32.2-4). В помещение ведут два входа, расположенные по центру северной стены и в середине западной стены. Дверные проемы оформлены в виде килевидных арок. В северной стене два яруса окон: в нижнем прямоугольные, забранные железными решетками, верхние с килевидным завершением и цветными стеклами. Такие же витражные окна килевидного очертания расположены на уровне второго яруса в восточной и западной стенах. На северном фасаде над окнами нижнего яруса имеются вставки прямоугольной формы с резными кораническими надписями, а по сторонам среднего окна второго яруса два круглых медальона также с эпиграфической резьбой. К западной стене пристроен стройный минарет, повторяющий формы минаретов Большой Ханской мечети.

Мечеть Орта-Джами предположительно построена во второй половине XVI — первой половине XVII вв., но в 1861 г. она была капитально перестроена и, вероятно, такой ее внешний вид относится уже к XIX в. В 2012—2013 гг. была проведена реконструкция мечети, и в настоящее время она выглядит совершенно обновленной.

Рис. 34. Турецкие мечети с деревянным плоским перекрытием: 1 — Сахиб-Ата-Джами в Конье, 1279–80 гг.; 2 — Улу-Джами в Афьоне, 1272; 3 — Улу-Джами в 3иврихисаре, 1274—1275 гг.; 4 — Ахи-Серефеддин-Джами в Анкаре, 1289—90 гг.; 5– Эшрефоглу-Джами в Бейшехире, 1277 г.; 6– Махмуд-бей-джами в Касабакеё, XIV в.; 7 — Улу-джами в Байбурте, 1283–1298; 8 — Сунгур-бей-Джами в Нигде, 1335 г. (по Hayes, 2010; Кононенко, 2017а). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

К зальным постройкам прямоугольного плана относится и здание мечети при текие Шукурлаэфенди в Евпатории (рис. 33). Мечеть имеет размеры 16,8 х 10 м. Стены здания сложены из обработанных каменных квадров и необработанных камней. Перекрытие плоское, деревянное. Крыша крыта черепицей. Вход в мечеть расположен по центру северной стены, напротив михраба. Помещение освещают два яруса простых прямоугольных окон. Михрабная ниша в южной стене имеет простую форму: ее конха состоит из шести уступов, которые заканчиваются вытянутым полукуполком. В настоящее время в мечети ведутся реставрационные работы. Это здание предположительно построено в 70-е гг. XVIII в. при Шагин Герае на месте более ранней мечети.

От ранней мечети, постройка которой, возможно, относится к концу XVII—XVIII вв., сохранился минарет, встроенный в восточную часть мечети. Он сложен из тщательно отесанных блоков известняка. Цоколь минарета высотой 2,6 м квадратный в плане, со стороной 2,36 м. На призматическое основание поставлена усеченная пирамида, на которой стоит двенадцатигранный ствол минарета. В стволе имеются три узких окна, обращенных на юг. На высоте 11 м на стволе сделан балкон-шерефе с ограждением из плоских плит. Венчает минарет коническое деревянное перекрытие с медным навершием (алемом) с двойным полумесяцем. Общая высота минарета 20,07 м. Вход в минарет в виде проема с полуциркульным завершением находится в восточной стене мечети, внутри ствола минарета сооружена лестница в 54 ступени, ведущая на шерефе.

Таким образом, очевидно, что планировка всех зальных мечетей достаточно единообразна, поэтому не имеет смысла описывать их все. Кроме того, о большинстве зафиксированных в настоящее время мечетей периода Крымского ханства имеется мало данных. С достаточной долей уверенности можно предполагать, что все небольшие мечети с плоским перекрытием относились к подгруппе зальных построек. К ним можно отнести известные по фотографиям мечети Бахчисарая и Бахчисарайского района, такие как Асма-кую, Шах-Булат, Баба-Курт, Маличага, Шабан-молла, Хаджи-кокей, Сувлу-коба, Бурма-чешме, дер. Сююрташ, мечеть Сахиб Герай-хана в Улаклы, мечети в селах Сююри-Таш, Янджу, Коклуз, Бахадыр, а также сельские мечети Степного Крыма. Несомненно, мечети простейшей планировки строились в качестве квартальных и даже соборных во всех городах и селениях Крыма, но, к сожалению, сведений о них сохранилось немного.

Рис. 35. Мечети Малой Азии с деревянным перекрытием: 1 — Улу-Джами в Афьоне, интерьер 2 — Эшрефоглу в Бейшехире; 3 — Эшрефоглу в Бейшехире, интерьер (по Н. Stierlin, 1998). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Крымские мечети с плоским перекрытием также находят многочисленные аналоги на территории Турции. Прежде всего это относится к постройкам в виде базилик. Как уже упоминалось, мечети базиличной планировки получили широкое распространение в Малой Азии сельджукского периода, и именно базилика лежит в основе «официальной сельджукской мечети», а купольные здания строятся в основном для небольших квартальных мечетей. Мечети базиличной планировки весьма многочисленны. Это Кале-Джами в Дивриги (1180 г.), мечеть Алаеддина в Нигде (1223 г.), Большая мечеть Эрзерума (1135 г.), Улу-Джами в Кайсери (1140 г.) и Дивриги (1229 г.), Улу-Джами Сиваса, мечеть Алаеддина в Конье (XII в.), Большая мечеть в Зиврихисаре (XIII в.). Среди этих зданий выделяется большая группа «деревянных» мечетей, в которых колонны, выполненные из дерева, поддерживают плоский деревянный потолок. Стены построек сложены из камня. Причем в эту группу входят достаточно большие пятничные мечети такие как Сахиб Ата-Джами в Конье 1279—80 гг., Улу-Джами в Афьоне 1272, Улу-Джами в Зиврихисаре 1274—1275 гг., Ахи Серефеддин-Джами в Анкаре 1289—90 гг., Эшрефоглу-Джами в Бейшехире 1277 г. (рис. 34.1-5, 35). Именно эти здания, вероятно, послужили образцами для возведения крымских базиличных мечетей, которые, впрочем, гораздо скромнее и меньше по размерам. Из турецких мечетей им наиболее близка по плану Улу-Джами в Байбурте (рис. 34.6) конца XIII в., но у нее есть небольшой купол перед михрабом и световой люк. Однако, в Малой Азии постсельджукского периода есть здания и без этих конструктивных элементов, например, Сунгур-бей-Джами в Нигде 1335 г., Махмуд-бей-Джами в Касабакёе 1366 г., (рис. 34.6,8).

В османской Турции мода кардинально меняется, и возникает особый архитектурный тип «большой османской мечети», который характеризуется общностью архитектурной композиции, состоящей из центрально-купольного молитвенного зала, окруженного галереями (сводчатыми либо купольными) двора и парных минаретов, расположенных на углах здания. Но, несмотря на новые тенденции, базиличные мечети не исчезают полностью и одновременно. Они продолжают строиться в XIV—XV вв. в некоторых бейликах (например, в Карамане).

Рис. 36. Панорама Бахчисарая, рисунок Туманского (1730 г.?), вероятно, копия гравюры XVI в.: 1 — общий вид; 2 — фрагмент с изображением Большой мечети (архив БИКАМ3). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

В Крыму, который являлся далекой провинцией Османской империи, прослеживаются обе традиции. Так, например, в Бахчисарае, который являлся столицей Крымского ханства, известны исключительно мечети с плоским перекрытием, то есть старого сельджукского образца. В связи с этим следует рассмотреть гипотезу, выдвигаемую некоторыми исследователями, о том, что Большая мечеть в Ханском дворце изначально была многокупольной постройкой. В частности, эта версия изложена на стенде с описанием мечети в Бахчисарайском дворце. Основана она на рисунке некоего Туманского, на котором изображено многокупольное здание (рис. 36). Однако, если мы вновь обратимся к описанию Эвлии Челеби (см. выше), то он однозначно описывает базилику с балочным потолком, который поддерживают деревянные колонны. Челеби упоминает один купол, а не несколько. У деревянных мечетей может быть небольшой купол перед михрабом (Сахиб Ата-Джами в Конье, Эшрефоглу-Джами в Бейшехире), но он все же опирается на каменные колонны. Купол, описанный Челеби, крыт дранкой, «торчащей как иглы ежа», следовательно, он не каменный, а деревянный. Такой купол мог поддерживаться и деревянными столбами. В Большой мечети нет конструктивных элементов, на которые могли опираться каменные купола, это типичная базилика с деревянными колоннами, которые при реставрации после пожара были заменены на каменные. Что касается рисунка Туманского, то он приводится обычно без нижнего поля, на котором написано: «Город Бахчисарай, реконструкция». Реконструкция сделана со слов У.А. Боданинского и является весьма гипотетичной.

Генетически связаны с базиличными постройками зальные мечети с плоским перекрытием. Это самые простые здания, для постройки которых не требуется особого мастерства. Именно поэтому они и составляют большинство квартальных и сельских мечетей. Примечательно, что в плане они бывают как квадратные, так и прямоугольные, вытянутые в меридиональном направлении. Э.Э. Османов предположил, что квадратные в плане мечети изначально были перекрыты куполами, потом купола разрушились, и их заменили на четырехскатные крыши (Османов, 2014, с. 65). Но для возведения куполов нужны мощные стены часто с контрфорсами, кроме того в купольных мечетях должен быть переход от четверика к восьмерику. Шатровыми крышами обычно перекрыты небольшие и скромные здания, без всяких следов восьмерика. Скорее всего, в них шатровые крыши просто являются упрощенной версией куполов. Что касается прямоугольных зальных мечетей, то они сродни базиликам, но лишены колонн в интерьере.

Подводя итог, можно отметить, что архитектура мечетей Крымского ханства складывалась под сильным турецким влиянием. Здесь продолжают строиться базиличные здания, которые следуют традиции сельджукской архитектуры, возводятся однокупольные мечети, характерного для османской Турции облика, и даже пышные многокупольные здания с высокими стройными минаретами, являющиеся «визитной карточкой» турецкой архитектуры.

Рис. 37. Минареты «турецкого образца»: 1 — в Отузах; 2 — Ханлык в Карасубазаре; 3 — в Симферополе; 4 — Бахчисарай, приход Кады-Маале; 5 — в Эски-Юрте; 6 — квартальной мечети в Карасубазаре; 7 — в Феодосии; 8 — приход Асма-кую в Салачике (по Мечети…, 2016; Мирас…, т. 1, т. 2, 2016; https://www. crimeantatars.club). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Минареты

Минареты составляют с мечетями единый архитектурный ансамбль. Поэтому совершенно естественно, что большая часть крымских минаретов также построена по турецким образцам (рис. 37). Основание их представлено квадратной или прямоугольной в плане призмой, которая имеет значительную высоту. Цоколь при помощи усеченной пирамиды переходит в круглый или многогранный ствол, в верхней части которого находится балкончик шерефе. Балкон поддерживает сталактитовый пояс или несколько карнизов различной формы, каменное ограждение его часто украшено резными розетками. Над шерефе находится башенка с высокой конической или пирамидальной крышей, увенчанной алемом. Постройки различаются лишь пропорциями. Они могут быть высокими, стройными, устремленными в небо. Таковы минареты мечетей в Карагёзе, Колеч-Мечети, Муфти-Джами и мечети Селима в Кефе, Джума-Джами и Шукурла-Эфенди в Гёзлеве, Шор-Джами, Биюк-Джами и Ханлык в Карасубазаре, Большой мечети Ханского дворца Тахталы-Джами, Орта-Джами, Ешиль-Джами в Бахчисарае, мечети в Отузах (рис. 3, 5, 9, 17, 21, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 36, 37). У минаретов мечетей Биюк-Джами и Текие Хан-Джами в Карасубазаре было по два балкончика. Минареты мечетей Шейх-кой, Салачик Асма-кую, квартальных мечетей в Карасубазаре и Феодосии имеют очень невысокий ствол, что придает всей постройке приземистые очертания (рис. 11, 37). Однако, несмотря на различия в пропорциях, архитектоника этих минаретов одинакова.

Рис. 38. Минареты — «мимбары»: 1 — в Евпатории; 2 — в Партените; 3 — в Азизе (20-е гг.); 4 — в Азизе (современный вид); 5 — Бахчисарай, приход Хаджи-Кокей; 6 — Бахчисарай, приход Сувлу-Коба; 7 — Бахчисарай, мечеть Торгай-Джами; 8 — Бахчисарай, мечеть Шах-Булат; 9 — Бахчисарай — квартальная мечеть; 10 — Бахчисарай, приход Деббаг; 11–14 — сельские мечети; 15 — мечеть Калайджиоглу в Кайсери, XVIII в. (по Мечети…, 2016; Мирас…, т. 2, т. 3, 2016; https://www. crimeantatars.club). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

В Крыму существует и другая форма минаретов это постройки в виде каменных мимбаров (рис. 38), стоящие на улице рядом с мечетью и выполняющие функции минаретов. Обычно такие минареты строились при небольших квартальных или сельских мечетях. Наружная лесенка ведет в открытый балкончик многогранной или квадратной в плане формы с шатровой крышей. У минарета в Партените (рис. 38.2) лесенка находилась внутри цоколя постройки. В небогатых сельских мечетях верхняя «башенка» такого минарета могла быть сделана из дерева (рис. 38.12-14). Б. Н. Засыпкин отмечал эту форму крымских минаретов и считал, что они заключают в себе «традиции глубокой древности». Однако такая форма сооружений появляется только в период Крымского ханства и получает распространение именно в Крыму. В Турции такие минаретики с павильоном на вершине лестницы встречаются редко. В качестве примера можно привести минарет мечети Калайджиоглу в Кайсери XVIII в. (рис. 38.15).

Авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров