Лариса Усманова: «КФУ хочет денег. А на татароведение денег из федерального бюджета не получишь»

Известный казанский востоковед — о ликвидации кафедры татароведения и реформах в КФУ

На публикацию интернет-газеты «Реальное время» о ликвидации кафедры татароведения и тюркологии в Казанском федеральном университете откликнулась ученый-востоковед Лариса Усманова. Экс-доцент Института востоковедения и международных отношений КФУ, она в целом считает подобные реформы в alma mater ошибкой. В интервью нашему изданию Усманова высказала свое мнение о ликвидации кафедры, а также задалась вопросом, чем примечателен казанский университет.

Большая ошибка КФУ

— Лариса Рафаэлевна, в КФУ ликвидируется или, как сообщается, оптимизируется кафедра татароведения и тюркологии. Как вы относитесь к такому решению руководства университета?

— Об этом совершенно случайно узнала. Хочу сказать, что это ненормально, конечно.

— Дело в том, что директор Института международных отношений, истории и востоковедения Рамиль Хайрутдинов считает, что татароведение – междисциплинарное учение, которым могут заниматься историки, филологи, культурологи, этнологи. В связи с этим татароведение распределяется по другим кафедрам. Как вам подобные реформы в КФУ?

— К реформам университета я вообще отношусь очень скептически, в том числе и по всей стране. Но если идет сокращение всех направлений, которыми университет всегда гордился и чем был известен за рубежом, это странно, конечно. Я могу привести маленький пример из своей жизни. Еще в 1999 году я поехала в Японию, училась в университете. Там ко мне подошел преподаватель, не очень знакомый, принес мне книжку Казанского университета 1905 года по татарской грамматике. Показал мне ее и спросил: «Вы же из этого Казанского университета?» Я ответила: «Да». – «Ну вообще, здорово!». На тот момент мое окружение из иностранцев не могло отличить Казань от Казахстана, а тут человек подходит, приносит книгу и тебя идентифицирует. На меня это такое впечатление произвело. Мы хотя бы этим можем гордиться. Я не знаю, чем еще университет может гордиться.

«Жалко, если центр куда-то переместится. Потому что центр тюркоязычных и татароязычных исследований все равно будет. Может быть, в Казани это будут другие институты». Фото kpfu.ru

Вот наши выпускники поедут, что они там будут показывать? Будут говорить, что из Казани. А чем университет примечателен? Пусть ректор Гафуров сам попробует сказать. Он может сказать, что не знает. С другой стороны, дискредитация создается. Немножко странно. То, что уже существует, в репутационном плане вбирается, а в то, что уже не набрало, вкладываются совершенно безумные деньги, и, как видно, совершенно ничего не получается.

Я лично к этому отрицательно отношусь, естественно, и считаю, что это большая ошибка. Но свято место пусто не бывает. Потом все равно это вернется, уверена, другие люди придут. Жалко, если центр куда-то переместится. Потому что центр тюркоязычных и татароязычных исследований все равно будет. Может быть, в Казани это будут другие институты. Может быть, Академия культуры будет этим заниматься. Я уже устала комментировать эти странные телодвижения Казанского федерального университета. Уже спокойно смотрю на все это. Надо, наверное, это время пережить.

«Просто не хотят работать»

— И все-таки татароведение – это междисциплинарная наука, или оно должно быть самостоятельной дисциплиной?

— Это тоже странный момент. Вот я востоковед. За рубежом нет понятия «востоковедение», это российское название, и это тоже критикуют. Что такое востоковедение? Это тоже междисциплинарное. Там есть люди, которые занимаются экономикой, кто-то непосредственно языком. Но сложилось такое понятие «востоковедение» в целом, у нас целые институты существуют.

Что касается татароведения как междисциплинарного направления, то с их точки зрения и астронавты могут заниматься межэтническими проблемами в какой-то степени. Но у каждой науки есть определенный круг задач, потенциал. В татароведении все это есть. В конце концов, это можно даже назвать больше краеведением, если снизить эту планку. Это наши корни. В любом городе мира есть центры краеведческого направления, которые изучают, какие народы жили на данной территории. У финнов есть финноведение и т.д. Зачем это закрывать, когда каждый народ ищет свою национальную идею, идентифицирует себя, пытается под эту тему подобрать больше энергии? Странно. У меня впечатление складывается, что это ненациональное, непатриотичное вообще действие у федерального университета.

«Я понимаю, они хотят денег под это дело получить. А на татароведение денег из федерального бюджета не получишь. Ну, пусть директор института ищет по диаспорам тогда. Куча народу за рубежом, татары хотели бы приехать в Казань и изучить татарский язык. Почему бы не создать такой центр?». Фото shosse-club.ru

Если они пытаются какие-то универсальные принципы утверждать, пусть тогда введут PhD. А зачем тогда кандидаты и доктора наук, если они полностью хотят на эту систему перейти? Они же и этого ничего не сделали. Вообще какие-то половинчатые вещи. У них нет абсолютной концепции.

Я понимаю, они хотят денег под это дело получить. А на татароведение денег из федерального бюджета не получишь. Ну, пусть директор института ищет по диаспорам тогда. Куча народу за рубежом, татары хотели бы приехать в Казань и изучить татарский язык. Почему бы не создать такой центр? Уже русский в конце концов сделали. Это как английский TOEFL. Такое же сделать можно с татарским. Люди платили бы деньги и дистанционно сдавали экзамены. Уверяю вас, это приносило бы большие деньги.

Насколько я понимаю, люди просто не хотят работать, потому что здесь надо мозги подключить, заниматься организационными вещами, а хотят какие-то федеральные бюджетные деньги получать. Но под это, конечно, никто не даст. У меня такое подозрение, что направление умов немножко не в ту сторону.

«Я к Рамилю Равильевичу хорошо отношусь»

— В целом как оцениваете работу Института международных отношений, истории и востоковедения?

— Я к нему хорошо отношусь. Сейчас не знаю, как у него там все делается. Если он сейчас больше ориентирован на оргвопросы, то по поводу некоторых оргмоментов мы несколько раз сталкивались. Есть вопросы, почему оргструктура у них в институте не очень хорошо работает.

Странно, что они пошли на сокращение. Может быть, они думают, что у нас в Казани есть Институт истории им. Марджани, но он академический. Там, может быть, можно и аспирантуру сделать. Но там нет преподавания. Уверена, что коллеги тоже в недоумении.

«Будет ли вообще преподаваться татарский язык? Если не будут преподавать татарский язык в арабской графике, то мы теряем многое». Фото kpfu.ru

— Все-таки кафедра татароведения – это детище Миркасыма Усманова. Наверное, на ваших глазах происходило его переформатирование?

— Да. Была же в Институте востоковедения отдельная кафедра тюркологии, то есть турецкая. И была отдельно кафедра татароведения в другом институте. Когда эти две кафедры слились — ладно, с этим еще можно было согласиться. Но мы еще тогда возмущались, потому что все-таки у них немножко другие направления. А теперь и это ликвидируется, объединяется. Честно говоря, не понимаю этот формат. Будет ли вообще преподаваться татарский язык? Если не будут преподавать татарский язык в арабской графике, то мы теряем многое. У нас и так специалистов мало, которые читают дореволюционные тексты. А где их еще готовить?

Тимур Рахматуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Лариса Рафаэлевна Усманова – востоковед, регионовед-социолог.

  • Доктор социологических наук (диссертация «The Türk-Tatar Diaspora in Northeast Asia, Transformation of Consciousness. A Historical and Sociological Account Between 1898 and the 1950s (Тюрко-татарская диаспора в Северо-восточной Азии)», 2006).
  • Кандидат политических наук (диссертация «Безопасность в Северо-восточной Азии: Шанхайская организация сотрудничества», 2003).
  • Кандидат педагогических наук (диссертация «Формирование и развитие коммуникационных способностей журналиста в новых информационных условиях», 1999).
  • В 1992 году окончила Казанский государственный университет, факультет журналистики.
  • 1992-1996 – аспирантура КГУ, кафедра педагогики.
  • 2001-2003 – Университет Аояма Гакуин, факультет международной политики и экономики, магистратура, Международные отношения. Квалификация: социолог-международник (глобальные процессы).
  • 2003-2006 – Университет префектуры Симанэ, факультет регионоведения Северо-восточной Азии, докторантура, социология. Квалификация: регионовед (международник)-социолог.
  • Знает японский, английский и французский языки.

Новости партнеров