«Дома — Наиля, на работе — Неля»: когда татары начнут уважать себя?

«Дома — Наиля, на работе — Неля»: когда татары начнут уважать себя?
Фото: Ринат Назметдинов/ realnoevremya.ru

Татарстанцы часто сталкивались с ситуацией, когда с удивлением узнавали, что знакомый человек с русским именем на самом деле татарин. Так было и в одном из рабочих коллективов Казани, где сотрудники лишь спустя несколько лет выяснили, что их коллега — водитель дядя Гриша — по паспорту Гарифулла. Таких историй еще немало, и это положение дел многих не устраивает. «Когда татары начнут уважать себя?» задается вопросом и сама же отвечает на него в своем дзен-канале доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Лилия Габдрафикова.

Хотя вопрос тут можно поставить совсем иначе: когда другие начнут уважать нас и перестанут коверкать наши имена? Это же такое знакомое советское наследие: Сания-Соня, Зухра-Зоя, Наиля-Неля, Барый — Борис и т. д., и т. п. Ответ — никогда, пока человек сам не начнет гордиться собственным именем и происхождением и не будет пытаться мимикрировать, чтобы быть «удобным» для остального мира.

Хорошо, что татарская молодежь уже мыслит иначе, другими категориями. В мире, где все повально учат другие языки, для мало-мальски развитого человека не составит большого труда все-таки выговорить имя собеседника. Это ведь элементарное правило вежливости. Конечно, при условии, что и сами татары будут как-то помогать в этом процессе: поправлять произношение, ставить правильное ударение, а не подстраиваться, не сокращать свои красивые имена.

Такой посыл можно увидеть в недавней работе татарской художницы Зульфии Илькаевой «Инструкция» в рамках выставки «Исчезновение» (Пермь, 2023). Вот аннотация к этой графической работе:

«Мою маму зовут Зухра, она родилась в татарской деревне в Пермском крае. Переехав в Пермь, она работала на заводе, где ее 2 года звали Зоя.
Рассказав эту историю куратору своей выставки Свете, она вспомнила, что ее учительница, которую все звали Галина Михайловна, на самом деле была Гаугар Мударисовна. Оказалось, что таких примеров немало, и для многих людей это не кажется чем-то ненормальным.
скриншот realnoevremya.ru страницы сайта tatar-thecreator.site/instruction


В работе собраны истории людей, которые столкнулись с изменением своего имени на работе, в школе, институте, на заводе или рынке. Пытаясь адаптироваться в обществе, люди соглашаются принять имя или образ человека, который понятен и удобен остальным.

Работа состоит из бумажных инструкций, в которых соединены настоящие и рабочие имена людей».

скриншот realnoevremya.ru страницы сайта tatar-thecreator.site/info

У читателей этого дзен-канала тоже, наверное, наберется немало таких историй. Например, есть постоянный комментатор Миннесаит Исламов. Несколько лет он подписывался как Слава Исламов, лишь в последнее время мы узнали, что Слава — это, оказывается, Миннесаит. В общем, цените себя и свое настоящее имя, данное вам родителями.

Лилия Габдрафикова
ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров