Цивилизация Золотой Орды и татарских ханств: Вилайет Татарстан — Татар иле

К празднованию 750-летнего юбилея образования Золотой Орды Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ выпустил издание об истории этого древнего государства и татарских ханств. В книгу сотрудников вуза (авторский коллектив: И.М. Миргалеев, Роман Хаутала, Э.Г. Сайфетдинова, Т.Р. Галимов, А.В. Аксанов) вошли результаты современных академических исследований, которые могут заинтересовать всех, кто увлекается средневековой отечественной историей. В блоге института «Татарский мир» приводится третья часть наиболее интересных фрагментов этого труда.
Традиции золотоордынской духовной культуры, языка, литературы продолжались в татарских ханствах.
Традиция золотоордынской духовной культуры, языка, литературы продолжались и в Крымском ханстве. Со времен крымского ханства сохранилось значительное количество памятников материальной и духовной культуры. До наших дней дошли и широко известны сочинения Сейида Мухаммеда Ризы (ум. в 1756 г.) — «Ассеб ас-сейяр» («Семь планет»); Реммал-ходжи (ум. в 1569 г.) — «Тарих-и Сахиб гирей хан» («История хана Сахиб-Гирея»); Абдуллы б. Ризвана (Абди) — «Таварих-и Дешти-Кыпчак» («Летописи Дешт-и Кыпчака», XVII в.); Ходжи Мухаммада Сенаи — «Тарихи Ислам — Гирей хан» («История Ислам-Гирей хана, 1651) и др.

Когда появился Татарстан?
В своем произведении «Умдет ал-ахбар», относящемся ко времени существования Крымского ханства (XVIII в.), Абдулгаффар Кырыми более 200 раз упоминает татар (Tatarlar, Tatar taifesi ) как основное население Золотой Орды, которую он называет Татарстаном (Вилайет Татарстан — vilayet-i Tataristan), Татар иле (страна татар), Вилайет Идиль. Упоминаются казанские, астраханские, крымские татары, татары из ногаев (Мансур мирза захватил много татар из Улуг Ногая — Ulug Nogay Tatarin). Многократно говорится о татарском языке (lisan-i Tatar), праве (resm-i Tatar) и обычае (‘adet-i Tatar), татарском летосчислении (Tatar hesabi) и т.д.
«Узбек хан распространял ислам на востоке и на западе Татарстана…»
«Вилайет Идиль с живущими в подвластных им землях племенами татар, могол, башкурт, саксинов, алатырей, мукши и казаками передал Сайынхану».
«Он доблестно, по-татарски быстро, двигался вперед…»
«Татары не испугавшись, разгромили их и уничтожили, ...московского царя взяли в плен…»
«В вилайете Крым каждый класс был из разных племен. Большинство были генуэзские кяфиры и татары, также был народ под названием ас».
«Кудуд ответил, представив все по татарскому обычаю (‘adet-i Tatar): «Таш толек кушуну туратындан айырмасак сингә конгул бермәс булгай» («если к тебе в руки попала упитанная хищная птица, выросшая в своем мире, то пока ты ее не ослабишь и не оторвешь от стаи, она тебе не подчинится»)».
«На дальнем севере… проживает племя Булгар, одно из племен татар…»
«Умдет ал-ахбар», Абдулгаффар Кырыми факсимиле, транскрипция, перевод.

Столица Астраханского ханства Хаджи-Тархан находилась на пути среднеазиатских паломников в Мекку, сами астраханцы поддерживали духовные и культурные связи с Меккой, астраханское мусульманское духовенство вело активную миссионерскую деятельность. Создавались в городе Хаджи-Тархане и литературные сочинения. Так, уроженцем Астрахани был известный поэт Шериф Хаджитархани, который создал произведение под названием «Зафарнама-и вилаят-и Казан» («Сочинение о победе Казанского государства», 1550):
«Спокойствие мира зиждется на понимании смысла этих двух слов:
Бить верным с друзьями и обмениваться послами с врагами».
***
«Диво! Место увеселенья в мире этот город Казань,
В мире нет больше такого города, дающего кров.
В мире нет нигде такого цветущего города, как Казань,
В Казани еду-питье найдут всегда, таков он город
Вселенной!
От пращура-хана осталась нам наша власть,
Это место — на земле есть всегда ханский город,
место ханского сына».
Архитектура и искусство периода татарских ханств сохранили общеимперские черты золотоордынской культуры с этнорегиональными особенностями. В отличие от Астраханского, Сибирского ханств, Ногайской и Большой Орд, в сфере монументальной культуры и декоративного искусства Казанское ханство выделялось значительным подъемом в культуре, о чем свидетельствуют археологические раскопки в Казанском Кремле и городище Иске Казан.

В архитектуре Крымского ханства того времени представлены почти все виды строений, известные также в других регионах мусульманского мира. Особое место среди строений занимают различного рода гостиницы и постоялые дворы — ханы (хан Ширин-бея) в городе Карасе, а также Ханский дворец в Бахчисарае, мечеть в Гизлеве (1532), различные мавзолеи, дюрбе. Архитектурные памятники Крымского ханства напоминают традиции малоазийского зодчества, которое со временем было дополнено османскими градостроительными традициями и обогащено культурным наследием народов, проживавших на территории полуострова в ту эпоху.
Продолжение следует...
Подробнее см: Краткая история Золотой Орды и татарских ханств.
К 750-летию Золотой Орды. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. — 136 с.
комментарии
Золотая Орда образовалась в результате расчленения Монгольской империи Чингизхана, не очень умными его сыновьями, предавшим заветы отца.
И как относится к этому процессу?
Двоякое впечатление оставляет этот "процесс".
Но факт остаётся фактом - современная РФ во многом вышла из Золотой Орды и Монгольской империи.
Но многие интерпретации исторических фактов профессиональных историков (получающих деньги от работодателя) вызваны политическими и идеологическими причинами. Не исключение и региональные татарстанским историки и местный центр изучения Золотой Орды.
Учёные обязаны быть точными в дефинициях, в определениях - иначе они не учёные, а политики и идеологи.
Иногда кушать не можете, как делите.
Имеют отношение - хотя бы по названию (а фактически прозвищу) "татары", а заодно и республика булгар-мусульман также получила прозвище Татарская, Татар-стан, А не советская Булгарская Народная Республика, как хотели булгары-мусульмане. А народ так же рассеялся по миру в результате революции и других событий, как и русские.
Никто не говорит, что древляне это современные русские.
Врать так нагло не надо.
А вот некоторые профессиональные историки, получающие деньги от работодателей, утверждают, что древние монгольские татары 20 века это и есть современные казанские татары.
Потом были императоры немцы Романовы, дворяне из немцев, поляков, татар, черкесов, латышей, а у них холопы-крестьяне.
Что обозначал термин "русские" в 1812 году? Генералы "русской" армии: Бахметьев, Барклай де Толли, Ермолов, Кутузов, Лавров, Багратион, Тормасов, Шувалов, Строганов, Ламберт, Балк, Ивелич, Сиверс, Пален, Витгенштейн, Корф, Берг, Меллер-Закомельский, Коновницын, Уваров, Раевский, Эртель, Каховский, Багговут, Остерман, Пышницкий, Олсуфьев, Розен и др.
Мифическая монгольская золотая орда никаких следов не оставила.
Столицей Орды при Бату стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани); в первой половине XIV века столицу перенесли в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255—1266) близ современного Волгограда)[61]. При хане Узбеке Сарай-Берке переименовали в Сарай Ал-Джедид.
Крупными центрами главным образом караванной торговли были города Сарай-Бату, Сарай-Берке, Укек, Булгар, Хаджи-Тархан, Бельджамен, Казань, Джукетау, Маджар, Мохши, Азак, Ургенч, Сарайчик и другие.
Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу и Средиземноморье (морские), так и в Среднюю Азию, Индию и Китай (сухопутные караванные). Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран, проходили по Волге. Через волгодонскую переволоку была связь с Доном и через него с Азовским и Чёрным морем. Для указанного периода маршруты восток-запад можно объединить как северную ветвь Великого шелкового пути.
Внешние и внутригосударственные торговые отношения обеспечивались серебряными дирхемами, а также подобными им монетами собственной чеканки под названием данг, медными пулами[62] и сумами.
Долгое время такие аспекты истории Улуса Джучи, как наука и культура этой державы, не затрагивались специалистами. Однако развитие ордыноведения и накопление значительного количества различных письменных источников позволило сделать качественный шаг вперед в этом направлении. В разных зарубежных архивах до сих пор время от времени находят различные юридические научные трактаты ордынских авторов[68]".
Габдулла Тукай:
Доказательства представим, что достойны жизни мы,
Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
Перевод В. С. Думаевой-Валиевой