Цивилизация Золотой Орды и татарских ханств

Цивилизация Золотой Орды и татарских ханств
Фото: предоставлено realnoevremya.ru Институтом истории/татаровед.рф

К празднованию 750-летнего юбилея образования Золотой Орды Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ выпустил издание об истории этого древнего государства и татарских ханств. В книгу сотрудников вуза (авторский коллектив: И.М. Миргалеев, Роман Хаутала, Э.Г. Сайфетдинова, Т.Р. Галимов, А.В. Аксанов) вошли результаты современных академических исследований, которые могут заинтересовать всех, кто увлекается средневековой отечественной историей. В блоге института «Татарский мир» приведены наиболее интересные фрагменты этого труда.

Цивилизация Золотой Орды и татарских ханств

Важной характерной чертой формирования государственности Золотой Орды как средневековой империи было то, что она, объединив различные народы, обладавшие своими культурно-истори­ческими традициями, смогла воссоздать особую золотоордынскую цивилизацию, с которой многие народы современной Евразии связывают свое историческое прошлое.

Вооружение всадника, реконструкция. предоставлено realnoevremya.ru Институтом истории/татаровед.рф

На территории Золотой Орды, образовавшейся во второй половине XIII в., находились как степные и лесостепные простран­ства, так и районы традиционной оседлости с развитой городской инфраструктурой. Наряду с функционированием в Золотой Орде устоявшихся административных центров Хорезма, Крыма и Волжской Булгарии строились и новые города: Сарай, Гулистан, Укек, Хаджи-Тархан и др. Археологи постоянно обновляют данные о количестве золотоордынских городов, на сегодняшний день обнаружено уже около 200 городов. Причем это были крупные для своего времени центры, насчитывавшие до 70—100 тысяч жителей. В то же время это были современные хорошо спроектированные и благоустроенные города, где существовали большие общественные бани, караван-сараи, дворцы и другие сооружения, оборудованные трубной системой водоснабжения и водоотведения.

Баня (хамам) в золотоордынском Булгаре, реконструкция. предоставлено realnoevremya.ru Институтом истории/татаровед.рф
Археологи обнаружили уже около 200 золотоордынских городов.

Тенденция восстановления «старых» и строительства новых городов не препятствовала развитию жизнедеятельности кочев­ников. Наоборот, сочетание двух хозяйственных типов культуры, кочевнического и оседлого, оказало благоприятное влияние на динамичное развитие золотоордынского государства. Кочевники составляли военную основу государства, обеспечивали безопасность торговли и являлись важнейшими производителями скота. Города обеспечивали ремесленными товарами, выступали администра­тивными, торговыми, религиозными и образовательными центрами. Сельское оседлое население поставляло продукты земледелия.

Историки говорят о том, что в Золотой Орде сложился симбиоз различных хозяйственно-культурных укладов общества.

Религиозная ситуация

Особенной была и религиозная ситуация в Золотой Орде, которая отличалась от обстановки в монгольской империи. Официальный монгольский центр в лице правящего рода, учитывая заветы Чингиз-хана о веротерпимости к любой религии, закрепленные в Яссе — стержне монгольских законодательных сборников, все же прежде всего ставил взаимоотношения выше, чем религиозные предпочтения своих подданных. В отличие от этого в Золотой Орде все религиозные институты получили равные права и отношения. Это относилось и к католическим, армянским, еврейским, буддистским, и православным церквям, которые присутствовали на территории, подвластной Золотой Орде.

Мозаичное панно, Золотая Орда. предоставлено realnoevremya.ru Институтом истории/татаровед.рф

Самым большим показателем веротерпимости служат татарско-русские отношения, в которых русская православная церковь получила иммунитетные права, закрепленные в особых грамотах. Подобные грамоты выдавались разным лицам по торговым и иным поводам, но особо стоит отметить сохранившиеся ярлыки, выданные ханами русским митрополитам[1]. Их наличие позволило русской церкви усвоить новые доселе невозможные суверенные права, в том числе по отношению к собственным князьям, что дало возможность митрополитам участвовать в политике с большим весом, играть свою роль и продвигать собственные интересы. В этом отношении особенно интересно открытие в XIV веке около 200 монастырей, объявляемое современной историографией монастырской колонизацией, которая производилась не вне княжеских территорий, а вовнутрь княжеских владений.

Христианское надгробие с арабской эпитафией. предоставлено realnoevremya.ru Институтом истории/татаровед.рф

Несмотря на то, что на обширной территории Золотой Орды сосуществовали, взаимодействовали, взаимопроникали и развивались различные народные обычаи и традиции, в немалой степени причина успешного развития Золотой Орды состояла в том, что, цивилизационную окраску процессам формирования государственности придал ислам, который смог интегрировать социокультурные и этнополитические элементы в единую общность.

[1] Их сохранность обеспечена самими иерархами русской православной церкви, предъявлявших их русским правителям как укор и, возможно, как грамоты, обеспечивающие право на территории и льготы, в ситуациях, связанных с усилением секуляризационных настроений в XVI—XVIII вв.

Подробнее см: Краткая история Золотой Орды и татарских ханств.
К 750-летию Золотой Орды. — Казань: Институт истории им. Ш. Мард­жани АН РТ, 2019. — 136 с.

авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
ОбществоИсторияКультура Татарстан
комментарии 18

комментарии

  • Анонимно 30 сен
    Интересно. Но почему Ясса, а не Яса?
    Ответить
  • Анонимно 30 сен
    Есть документы 13-15веков,где написано "Золотая Орда"??? НЕТ
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    Термин "Золотая Орда" появился лишь в середине 16 века в "Истории о Казанском царстве", которую написал бывший иудей, проживший 20 лет в плену у казанских ханов (царей).
    И это "авторский коллектив" прекрасно знает.
    Ответить
  • Анонимно 30 сен
    В городах жили 14миллионов ордынцов? А веть еще в степи жили большенство,пасли баранов. Неужели 40миллионов были в стране??? Экияты хватит расказывать
    Ответить
  • Анонимно 30 сен
    \\В книгу сотрудников вуза...\\ - Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ не вуз, это научно-исследовательское учреждение Академии наук Татарстана.
    Ответить
  • Анонимно 30 сен
    Любая цивилизация оставляет следы: здания, документы памятники.
    Что оставила после себя т.н. Золотая Орда?
    Ничего.
    Гигантское государство, как нас в этом пытаются убедить учОные, не оставило после себя ни столицы, ни городов, ни документов, ни памятников.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Люди ориентируются на учебники истории и исторические романы. Бывают ошибки историков, а также бывают исторические ошибки, как например: в силу исторических обстоятельств булгары-мусульмане после 1920 года вынуждены были называть себя "татарами", чему очень активно способствовала советская пропаганда. Прошло 100 лет, многие булгары думают, что они "татары" и так себя называют, а фактически обзывают себя монголами-захватчиками Булгара. Историки уже писали об этой исторической ошибке, но почему-то её до сих пор и не пытаются исправить.
    История Орды наиболее интересна монголам, у них сейчас культ Чингиз-хана, а нас должна интересовать своя история, и если что осталось от ордынского периода историки должны изучать все объективно - без эмоций.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Мои обе бабушки и оба дедушки никогда не называли себя булгарами, только татарами. Точно так мама и папа. Сама я 1935 года рождения.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    А они не рассказывали о репрессиях, которым подвергались булгары-мусульмане в конце 19-го века, после чего было принято решение называть себя просто "мусульман"? А про репрессии булгар и мусульман в 20-е и 30-е годы 20-го века не рассказывали? Тогда все сидели тихо, как мыши под веником. В атеистическом государстве рассказывать детям про это было опасно, о вас заботились.
    В период перестройки и гластности:
    "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж." (Гумилев Л.Н. Корни нашего родства // Известия. - 1988. - 13 апр.)
    Слово "камуфляж" означает маскировка.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    "... в "Дивану лугат ит-турки" Махмуда Кашгари, относящегося к 1072 году, как образец языка булгар приведены два песенных четверостишия, которые понятны современному читателю без всякого перевода."
    Из научно-популярной книги Абрара Каримуллина "Татары: этнос и этноним", Казань, Татарское книжное издательство, 1988.

    "... М.Г. Худяков без сомнений отмечал, что «казанские татары прекрасно помнят свое происхождение от болгар, болгарские традиции в них чрезвычайно живы народные предания насыщены воспоминаниями болгарской истории, и развалины Булгара являются для казанских татар великими памятниками национального прошлого» (Худяков, 1922, С. 15—16)."

    А директивно установленный 100 лет назад и принятый официально сейчас этноним "татары" (этноним - это самоназвание) абсолютно противоречит логике, потому что слово "татары" - русское в отличие от слова "булгары", которое тюркское или еще более древнее.
    Не мог народ по доброй воле назвать себя словом из другого языка!
    Это можно подтвердить цитатой из научно-популярной книги А. Каримуллина, которую 10 лет не выпускали в печать и издали только в период гласности. Его слова - это просто крик души.
    "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
    (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Монголы о Чингиз хане узнали из немецкой песни начала 80-х годов 20 столетия.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Худяков прекрасно знал татар и не знал никаких булгар. Худяков писал,что татары ПОМНЯТ свое происхождение от болгар.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Все мы от кого нибудь произошли
    Кто от Адама, кто от обезьяны.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    «Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Многие не слышали от своих бабушек и дедушек про болгар в Поволжье и тем более булгар.
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Карамзин: «Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».

    Спасский Н. А. («Очерки по родиноведению») в 1912 г.:
    "Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью."

    Воробьёв Н. И. в 1953 г. : "На тесную связь современных татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях и которые чаще упираются в то или иное лицо, выходца из Булгара."
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Габдулла Тукай:
    Доказательства представим, что достойны жизни мы,
    Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
    Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
    Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
    Перевод В. С. Думаевой-Валиевой

    C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
    Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Орда оставила разрушенные булгарские сооружения.
    А позже, в 18-м веке:
    "Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которых хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука Конашевич насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети ... разобрал остатки уважающихся татарами булгарских сооружений." (П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910, с.. 36).
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров