Карл Гун и татарская деревня

Известного художника Карла Гуна, жившего во второй половине XIX века, относят к числу лучших живописцев русской школы. В своем творчестве автор запечатлел и несколько татарских деревень. Талантливого живописца исторического, жанрового и портретного направления интересовали даже украшения и наряды татарок, рассказывает в своем блоге доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Лилия Габдрафикова.
Карл Гун (1831—1877) считается русским художником немецкого происхождения, родился в Прибалтике, умер в Швейцарии. Прожил всего 46 лет, но успел многое. В том числе оставил потрясающие рисунки, сделанные в татарских деревнях.
Одна из таких деревень — Бердибяково Челны в Лаишевском уезде Казанской губернии. Художник там побывал в 1862 году.

Стоп!
С чего это вдруг Карл Гун начал рисовать татар? Неужели отправился специально искать восточную экзотику в Казанскую губернию? Конечно, нет.
Карл Гун приезжал несколько раз в соседнюю Вятскую губернию, в Елабугу. Он дружил с уроженцем этого уездного города, тоже художником, Иваном Шишкиным.
А по приглашению купца и по совместительству Елабужского городского головы Ивана Стахеева, Карл Федорович расписывал также местный Покровский собор. Именно в этот период художник выезжал и в татарские деревни. В основном это были крещено-татарские (кряшенские) аулы. Ведь сами Стахеевы поддерживали миссионерское Братство Св. Гурия.

Так в работы К. Гуна попали и жители татарской деревни Бердибяково Челны Лаишевского уезда Казанской губернии (совр. Рыбно-Слободский р-н), где население было смешанным в религиозном плане: помимо мектеба при мечети там была и школа Братства Св. Гурия.
Бердибяково была известна еще со времен Казанского ханства.
В 1862 г. среди позировавших художнику татар был даже мулла Габдулвали Габдулкаримов с супругой Гайнидьямал Хусаюновой.

А раз абыстай не стала прятаться, значит, можно и другим.
Ведь рисовал живописец в основном женщин. Их колоритный вид мало кого оставлял равнодушным, тем более потомка остзейских немцев в эпоху романтизированного увлечения Востоком.

Художника Карла Гуна заинтересовали даже украшения и наряды татарок. Так осталась прекрасная память о былой эпохе и людях.
Спустя несколько десятков лет татарки сменили эти украшения на более практичные варианты. Приближался рациональный ХХ век, менялась татарская деревня, менялись и ее жители.
комментарии
Спасибо.
Что особенно интересно, что никакого национализма в то время не было, люди разной веры и этнической принадлежности жили столетиями в основном в мире и дружбе.
Национализм стал культивироваться в среде марксистов после октября 1917?
До этого, вроде, в переписях даже не было графы национальность, только графа вероисповедание?
Это марксисты ввели в паспорт графу национальность?
Откуда взялись в Красной России и СССР националисты?
В середине 19 века немецкий художнике (протестант, католик?) приезжает к своему другу, православному русскому художнику, а затем едет в мусульманские деревни рисовать поволжских тюрок-татар, которые с удовольствием ему позируют.
И все находят общий язык.
И "вдруг" (?), после октября 1917 года "мощное" разделение по национальному признаку. Почему? Кто спровоцировал? Ленин, как руководитель нового государства, построенного на новых принципах, в первую очередь на ненависти к различным социальным группам?
Что интересно, художники талантливые и гениальные никогда не "болели" национализмом и два друга Карл Гун и Иван Шишкин яркие тому примеры.
Марксист Ленин (и созданная им террористическая партия) изменил ход Мировой истории, и последствия этого сказываются до сих пор.
Например, расчленение Лениным России по национальному признаку - современный конфликт между Азербайджаном и Арсением порожден ленинской "национальной" политикой.
Таких кровавых национальных конфликтов в губернской "царской" России не было.
писал писал крещенный "татарин", православный священник Д. Григорьев:
«Едва ли начальству известно, что для крещёного татарина нет выше обиды, когда называют его татарином. Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев - мусульман приняли святое крещение, и стали называть себя крещёными, а начальство все еще продолжает называть их ненавистным именем татарин, и, главное, даже требует этого" (Д.Г. Григорьев «Зовите нас крещёнами».- Известия по Казанской епархии, 1906, № 14/15, с.450).
1906 год - 1552 год = 354 года, то есть Д. Григорьев упоминает события после взятия Казани войском Грозного, которое было началом затяжного (на три с половиной века) крестового похода на поволжских мусульман.
Веру часть мусульман тогда поменяла (кто принудительно, кто добровольно-принудительно, кто добровольно), но язык не поменяли, поэтому пословица эта про захватчиков из Орды, возглавляемых монголами, общая, как для булгар-мусульман, так и для кряшен:
"Татар белен каберен янэшэ булмасын" - "Избавь от соседства с татарином и на том свете".
Правда, вы "немного" преувеличили.
Например, вы наврали, что был "запрет на поступление в университеты не русских народов". Например, евреев-иудеев в Казанском университете училось более 10% от общего количества студентов (в несколько раз больше так называемой "процентной нормы"; и в других российских университетах была аналогичная ситуация - кто хотел учиться, тот учился). Учились также в российских императорских университетах казанские татары, казахи и представители многих других национальностей.
И столкновения на национальной почве были, и жертвы погромов были.
Но все познается в сравнении - такого количества жертв национализма, как в государстве, созданном марксистом Лениным, не было в "царской" России никогда.
С какой целью вы фальсифицирует историю?
От невежества или вам за это платят деньги?
Габдулла Тукай:
Доказательства представим, что достойны жизни мы,
Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
Перевод В. С. Думаевой-Валиевой
Россияфобы, русофобы?
Или это вы так называете Россию?
Ответьте, пожалуйста, назовите имена.
На руках последнего кровь многих миллионов людей разных этносов и вероисповеданий.
Петр Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910.