Кто такие барабусы? Не можешь усмирить коня — зови татарина!

Татарские конники славились во все времена, а при царе их считали самыми скоростными извозчиками. В Казани их называли «барабусы» (от татарского «барабыз» — поедем). Подробнее об этом необычном культурно-историческом явлении рассказывает в своем блоге доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Лилия Габдрафикова.
Любовь к быстрой езде, невероятное чувство скорости у татар в крови. Они были храбрыми наездниками, а вот в имперское время стали скоростными извозчиками... В Казани для них придумали даже специальный термин — барабусы.
«Как выпал снег, в городе появились «барабусы». Барабус — извозчик на розвальнях, на которые положена набитая соломой подушка. Хозяева этих «выездов» в большинстве случаев татары, наезжающие в город на зимний промысел», — писал о них автор газеты «Волжский вестник» в 1905 году.
Интересно, что не только на страницах местных газет, но даже в официальной переписке городских учреждений их называли именно так — барабусы. Под этим названием они зафиксированы и на дореволюционных фотографиях. В общем, культурно-историческое явление.
***
Татары — потомки славных кочевников, дети Великой Степи. Поэтому любовь к быстрой езде, невероятное чувство скорости в крови. А еще у татарского народа всегда наблюдалось особое отношение к коням. Они всегда были храбрыми наездниками, а в имперское время стали скоростными извозчиками... В Казани для них придумали даже специальный термин — барабусы.
Кстати, в большинстве тюркских языков слово «ат» (лошадь) имеет и другое значение — «имя человека». Двойное значение одного слова, в том числе и в татарском языке, наверно, не просто совпадение. Скорее всего, здесь ярко проявлялась историческая память: в кочевом прошлом лошади играли огромную роль.

В повседневной жизни татар и в первой половине XX столетия сохранялось трепетное отношение к этим животным.
Например, ленинградский старожил Дауд Аминов (1923 г.р.) приводит в книге «Татары в Санкт-Петербурге» одно из первых своих воспоминаний. В детском сознании навсегда осталась картина, где перед зданием городского цирка хозяева никак не могли успокоить и распрячь из фургона коня. Кто-то из толпы посоветовал, что «татарина надо». Тут же появился некий «бабай» в валенках и «черном каляпуше на бритой голове» и сумел быстро успокоить коня, а потом спокойно повел в конюшню. Изумленная толпа лишь молча наблюдала за этим татарским «фокусом».
Скорее всего, этот пожилой человек был из тех татар, которые еще на рубеже XIX—XX веков трудились извозчиками, конюхами.

Например, в середине XIX века в Казани большой популярностью пользовались услуги так называемых татар-катальщиков. Во время Масленицы они катали желающих по городу на большой скорости на своих маленьких санях, в которые запрягались сразу две лошади. Любители экстрима выстраивались в очередь за этой городской забавой. Всех клиентов привлекала быстрая езда.
Извозчиков-татар особенно много было в Казани. К примеру, в 1897 году в этом городе извозным промыслом занимались 824 татарина. Это составляло 2,8% от общего количества татарского населения Казани.
Казанских извозчиков даже называли по особому «барабус» (от татарского слова «барабыз» — поедем). «Как выпал снег, в городе появились «барабусы». Барабус — извозчик на розвальнях, на которые положена набитая соломой подушка. Хозяева этих «выездов» в большинстве случаев татары, наезжающие в город на зимний промысел», — писал о них автор газеты «Волжский вестник» в 1905 году.
Интересно, что не только на страницах местных газет, но даже в официальной переписке городских учреждений их называли именно так — барабусы. Под этим названием они зафиксированы и на дореволюционных фотографиях. В общем, культурно-историческое явление.

Много было татар-извозчиков и в других городах. Большинство недавних переселенцев-мужчин занималось ломовым извозом. Это был самый тяжелый вид перевозных работ.
Вес нагруженной телеги доходил до 40 пудов, т.е. больше 6 центнеров. Отличительной чертой татар-извозчиков было то, что они не боялись самой тяжелой работы и сами могли погрузить товар для перевозки. Татарская сила!

Пожалуй, самый известный бывший извозчик — это советский писатель, литературовед Гумер Тулумбайский (Габдулхак Шагиахметов).
Он родился в деревне Адав-Тулумбаево Буинского уезда Симбирской губернии. После окончания Буинского медресе отправился в Петроград, где в 1916—1917 годах работал извозчиком. Уже после Гражданской войны занялся учительским и писательским трудом, собирал фольклор, преподавал в Восточном институте, стал профессором. Стоял у истоков Союза писателей Татарской АССР. К сожалению, в 1939 году писателя Тулумбайского репрессировали, реабилитирован он уже посмертно.
Такова наша история, полна трудностей и испытаний, человеческих потерь...
Удачи всем на дорогах, соблюдайте правила безопасности, берегите себя и других!
комментарии
Интересно.
Отдельное спасибо за последнее предложение!
Именно на русском языке "писал о них автор газеты" «Волжский вестник». А сами себя татарами тогда не называли.
«Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.
Некоторые на этом политические дивиденды набили ы начале 90-х: смотрите, мол, сколько нас татар. А под шумок и карманы набили тоже.
Нищего. На тот свет ещё никто ничего утащить не сумел, а харам-богатство всегда превращается в тлен и пыль.
В 1920-м наших предков не спросили и без вякого референдума обозвали официально "татарами".
А кряшены (крещённые "татары") еще раньше страдали от этого слова. Вот как писал крещенный "татарин", православный священник Д. Григорьев:
«Едва ли начальству известно, что для крещёного татарина нет выше обиды, когда называют его татарином. Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев - мусульман приняли святое крещение, и стали называть себя крещёными, а начальство все еще продолжает называть их ненавистным именем татарин, и, главное, даже требует этого" (Д.Г. Григорьев «Зовите нас крещёнами».- Известия по Казанской епархии, 1906, № 14/15, с.450).
1906 год - 1552 год = 354 года, то есть Д. Григорьев упоминает события после взятия Казани войском Грозного, которое было началом затяжного (на три с половиной века) крестового похода на поволжских мусульман.
Веру часть мусульман тогда поменяла (кто принудительно, кто добровольно-принудительно, кто добровольно), но язык не поменяли, поэтому пословица эта про захватчиков из Орды, возглавляемых монголами, общая, как для булгар-тюрок-мусульман, так и для кряшен:
"Татар белен каберен янэшэ булмасын" - "Избавь от соседства с татарином и на том свете".