Эльвира Набиуллина посадит на сухой паек alma mater казанских банкиров?

Банк России может прекратить финансирование Казанского банковского колледжа

Сотрудники созданной в 1942 году Казанской банковской школы опубликовали адресованную председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной петицию, из которой стало известно, что ее финансирование приостанавливается Центральным банком РФ. В устных разговорах речь идет чуть ли не о ликвидации учреждения. Эксперты уверены, что в случае закрытия банковских школ, которых в стране и так осталось всего семь, готовить профессиональные кадры для банков будет некому. Однако в условиях массовых сокращений в кредитных организациях и отзывов лицензий подготовка кадров может означать выпуск новых потенциальных безработных.

«Даже в годы Великой Отечественной войны у Госбанка СССР нашлись средства»

На сайте Change.org появилась петиция под названием «Мы хотим обучаться в Казанском банковском колледже Банка России». Авторы петиции сообщают, что колледж (профессиональное образовательное учреждение «Казанский банковский колледж Центрального банка Российской Федерации», бывшая Банковская школа) остается без финансирования.

«Даже в годы Великой Отечественной войны у Госбанка СССР нашлись средства и возможности для сохранения нашего учебного заведения. А сейчас Банк России вдруг решил прекратить финансирование банковских колледжей, тем более в условиях необходимости повышения финансовой грамотности населения, что не поддается логическому объяснению. Рушится созданная десятилетиями традиционная система подготовки и повышения квалификации специалистов банковского дела, основанная на взаимодействии Центрального банка и банковских колледжей. Зачем ломать существующую и эффективно работающую систему и создавать новую, вкладывая в это колоссальные средства?! Мы обращаемся к Вам, потому что Вы думаете о будущем России. Давайте сохраним Казанский банковский колледж Банка России и дадим возможность молодежи получать достойное и качественное образование!», — сообщается в петиции.

За 3 дня петиция собрала 835 подписей. Среди подписантов — преподаватели банковского колледжа, студенты, их родители и неравнодушные люди. В частных разговорах сотрудники говорят, что речь идет вообще о фактической ликвидации учебного заведения. Однако при этом банковский колледж продолжает работу. Сейчас идет экзаменационная сессия, а на 22 мая запланирован «день открытых дверей».

В пресс-службе Центробанка к моменту публикации материала «Реальному времени» ситуацию прокомментировать не успели.

В министерстве образования и науки РТ о происходящем ничего не знают. В отделе развития профессионального образования минобра корреспонденту «Реального времени» пояснили, что Казанский банковский колледж финансировался из средств Центрального банка РФ, и из республиканского бюджета средства не выделялись. В адрес министерства обращений от сотрудников школы или от представителей Центробанка не поступало. О проблемах колледжа сотрудники минобра узнали из запроса «Реального времени».

75-летняя история

Банковские колледжи Банка России имеют статус юридических лиц, учредителем которых является Банк России. До 2015 года они именовались банковскими школами. Это профессиональные образовательные организации, деятельность которых направлена на реализацию программ подготовки специалистов среднего звена по специальности «банковское дело», повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала Центробанка. Всего в России их 7: в Казани, Москве, Омске, Орле, Санкт-Петербурге, Хабаровске. Еще одно обособленное подразделение Московского банковского колледжа базируется в Севастополе.

Казанский банковский колледж ведет свою историю с 1942 года, когда в Казани начал работу эвакуированный с небольшой группой учащихся Ленинградский учетно-кредитный техникум. В 1949 году Ленинградский учетно-кредитный техникум, Казанский финансово-кредитный техникум Промбанка СССР и Татарский финансово-экономический техникум министерства финансов РСФСР были объединены в Казанский финансово-кредитный техникум министерства финансов РСФСР, который в 1954 году перешел в ведение Госбанка СССР. В 1993 году Казанский учетно-кредитный техникум был преобразован в многофункциональную Казанскую банковскую школу Центрального банка Российской Федерации, получившую в 2003 году статус колледжа.

В первую очередь банковская школа — это средне-специальное профессиональное учебное заведение, выпускники которого могли пойти на работу сразу в банк или продолжить обучение в финансово-экономических вузах. Срок обучения составляет от 2 до 4 лет. Обучение проходит на платной основе. В 2015-2016 учебном году обучение на очной форме стоило 49 600 рублей в год, на заочной — 26 700.

Финансовых результатов 2015 года нет, но за 2014 год активы Казанской банковской школы составили 47,6 млн рублей, а прибыль — 241 тыс., что в 10 раз выше, чем было по итогам 2013 года.

Выпускниками банковской школы являются управляющая филиала «Челнинский» «Татфондбанка» и член политсовета Набережночелнинского местного отделения ВПП «Единая Россия» Лилия Байчурина, руководитель агрызского офиса «Ак Барс» банка Анвар Рахматулин, главный бухгалтер «ИК Банка» Эльмира Филатова, председатель правления «Автокредитбанка» Рафаэль Шаммазов, заместитель председателя комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов Роман Маслов.

«Полностью заменить эту нишу просто нереально»

Мы попросили экспертов рынка рассказать о роли банковских школ для финансового рынка и банковской системы РФ.

  • Евгений Богачев

    Евгений Богачев экс-глава Национального банка РТ

    Я слышал об этом, но я не знаю, может быть, это слухи пока.

    У нас в России осталось 7 школ. В Казанской школе Банка России обучались не только студенты из Татарстана, но и из Удмуртии, из Марий Эл и ряда других республик. Уровень преподавания был очень высокий, и техническая оснащенность высокая, хорошее общежитие.

    Значительная часть школы сама себя оправдывала. В последнее время набирали группы платные. Но было и немалое число бюджетников. Помню, на Татарстан давали 20 мест. Финансы вели мы – Национальный банк, а методическое руководство осуществляло главное управление при Центральном банке.

    Знания были на высоком уровне. Мы даже хотели школу преобразовать в высшее учебное заведение. Лет пять назад вопрос был очень актуальный. Но сейчас то, что сокращается количество банков… Кстати, Татарстан сохранил, как вы знаете, 21 банк и одну НКО, на многих других территориях нет вообще ни одного юрлица банка. Но мы сохранили, и нам эта школа нужна – у нас много банков. Сегодня – спад, а завтра ее не создашь в один день. Строить сложнее, чем закрывать. На этом экономятся копейки, а потери будут и моральные, и имиджевые.

    В Банковской школе всегда было больше практики: студенты проходили практику на наших базах, в наших банках и в нашем Национальном банке. В Зеленодольске в РКЦ мы специальные классы создавали для них для прохождения практики. В итоге выходили готовые высококвалифицированные специалисты, а не как в институте – вышли, и дальше с нуля надо было учиться на рабочем месте. Много потомственных специалистов было.

  • Ян Арт

    Ян Арт вице-президент Ассоциации региональных банков России

    Банковские школы существовали в крупных банковских центрах страны, как правило, при территориальных управлениях Центрального банка. Роль огромная, потому что большая часть кадров в Центральном банке, по крайней мере, в московском управлении, были укомплектованы выпускниками банковской школы. И все эти годы у системы банковских школ репутация была высочайшая с точки зрения подготовки специалистов. Поэтому это очень печальное известие.

    Во-первых, сокращаются бюджет и возможности, конечно же, в кризис. Во-вторых, сокращается банковская система, и количество кадров, которые высвобождаются и выбрасываются на рынок труда, оно зашкаливает. Сегодня банковские специалисты никому не нужны. Готовить новых – наверное, обрекать их на безработицу, на невостребованность. Другое дело, что Банк России сперва сокращает банковскую систему, потом говорит, что банковское образование не востребовано.

    Из других учебных заведений полностью эту нишу никто не может закрыть, потому что финансово-экономические вузы дают образование разноплановое совершенно. Есть вузы действительно мощные, типа Высшей школы экономики, Финансового университета при правительстве РФ, а есть вузы и вузики, наштампованные за последние 20 лет. И подготовка кадров в них крайне низкая. А что касается больших и действительно качественных, то там с фундаментальным образованием все хорошо, но при приходе в банк выпускникам практически всегда приходится проходить корпоративный учебный центр. Это необходимость в приладке, потому что фундаментальное образование с конкретными потребностями банковской сферы принципиально расходится. Банковская школа этот зазор сводила к нулю. Поэтому полностью заменить эту нишу просто нереально.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров