«В спокойное время можно написать стратегию и положить на полку, а сейчас с ней приходится работать»

Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями сферы образования и детского отдыха. Часть 1

«В спокойное время можно написать стратегию и положить на полку, а сейчас с ней приходится работать»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

В целом спрос на образовательные услуги начал снижаться. Стоимость на зарубежное образование растет. Однако летний детский отдых и летние образовательные программы, наоборот, пользуются популярностью. Как следствие, даже компании, не специализирующиеся на детском обучении, стали вводить особые программы. Кроме того, эксперты отмечают поворот родителей к программам развития интеллекта и к техническому образованию.

Участники бизнес-бранча:

  • Шамиль Ахмадуллин — директор Школы скорочтения
  • Елена Галиева — директор языковой школы «Ispeak»
  • Ильдус Галимов — директор казанского офиса компании ITEC
  • Нияз Гафиятуллин — директор Международной школы Казани
  • Ольга Донецкая — руководитель Центра развития компетенций «UNIVERSUM +» при КФУ
  • Мария Егорова — директор компании «Человеческий капитал»
  • Рамис Зарипов — директор Инженерного лицея КНИТУ-КАИ
  • Галина Маштакова — директор компании «GMC-консалтинг»
  • Рустам Назипов — директор Академии лидогенерации
  • Алла Протас — директор по развитию компании «Бизнес Инсайт»
  • Сергей Тимонин — директор студии детских программ «Зеленые каникулы»
  • Ирина Халиуллина — специалист по маркетингу ООО ЦР «Инженеры будущего»
  • Екатерина Сунцова — директор ООО «Премиум Инглиш»
  • Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время»

Языковые школы ожидают радужных перспектив, но спад почувствовали

Дмитрий Семягин: Сегодня наша тема посвящена образованию. В принципе, по этой теме мы уже собирались в январе. Некоторые из тех, кто был на той встрече, в этот раз также присутствуют, но тогда в первую очередь тематика касалась профессионального образования. Сегодня мы также в целом поговорим о рынке, но отдельно уделим время детскому образованию. Итак, я предлагаю начать. Прошу вас представиться и ответить на первый вопрос. Год начался, если в январе мы еще не знали, что будет дальше, то сейчас видим, что из себя представляет экономическая ситуация. Представляйте свою компанию и коротко расскажите о том, как для вас начался год и какие перспективы вы видите? Прошу вас.

Ольга Донецкая: Здравствуйте, меня зовут Ольга Донецкая, может быть, я пришла немного не по адресу, так как мы не бизнес-компания и наша целевая группа — это не собственно дети. Я представляю Казанский федеральный университет, Центр развития компетенций.

Семягин: Поясню. Я сказал бизнес, но здесь есть и представители вузов, которые предоставляют, в том числе, и платные услуги.

Донецкая: Итак, КФУ, Центр развития компетенций «Universum», связанный с нашей целью подготовки универсального специалиста, кроме того, «Universum» близко по значению к слову «университет». Он объединяет языковые центры: центр английского, немецкого, французского, восточных языков. В последнем предлагается самый широкий спектр языков: арабский, турецкий, китайский, корейский. Кроме того, мы проводим тренинговые программы по развитию софтскиллз, а также имеем центр по развитию туризма и экскурсоведения, где программы находятся на стыке с иностранными языками.

Помимо того, что мы предлагаем дополнительные услуги, мы считаем, что этого для университета непростительно мало, поэтому наш центр — это также площадка для проведения всевозможных проектов. Их трудно квалифицировать, потому что они все очень разные и во многом зависят от того, какого партнера мы найдем. То, что можно показать сейчас — это студенческая книга, сделанная совместно с Регенсбургским университетом. То есть наш центр — это помощь университету в налаживании международных контактов. Зачастую мы в каких-то аспектах идем даже впереди основного образования, хотя я также его представляю.

Не скажу, что у нас уменьшилось число студентов. Мы их число постоянно увеличиваем, и ухудшение ситуации сказывается на том, что в этом году увеличения не произошло. Но, в принципе, значительного ухудшение мы не почувствовали.

Семягин: Спасибо.

Елена Галиева: Языковая школа Ispeak. Вообще у нас федеральная сеть, в Казани мы находимся год. Меня зовут Галиева Елена, я директор этой школы в Казани. Что хочется сказать по этому году. Год начался очень радужно: в кризис количество студентов у нас, как ни странно, увеличилось. Они идут, начиная с трех лет и заканчивая 67 годами. У детей с трех до шести-семи лет очень востребованы занятия в игровой форме. Работаем чуть ли не по 12 часов в сутки семь дней в неделю. После игровой формы начинаем готовить детей в школу, а после обучения у родителей школьников начальных классов глаза квадратные, потому что в школе английский и татарский дают не так, как хотелось бы на современном уровне. Очень востребованы у нас восточные языки — турецкий, как ни странно в нынешней ситуации, арабский, китайский, японский и корейский.

Также готовим к поступлению в зарубежные вузы. Это тоже востребовано — начиная за два-три года до окончания школы об этом задумываются как родители, так и дети. Потом идут студенты, которым также для работы за границей либо у нас нужен язык. Много активных людей среднего возраста, которые хотят развиваться и у которых в кризис появилось время и они готовы вкладываться. Правда, покупательская способность немного упала, но мы берем количеством. Цены по городу держим демократичные, в отличие от некоторых здесь присутствующих (смеется).

Семягин: К языкам мы еще вернемся и о ценах поговорим.

Галиева: В общем, развиваем новые направления. Опять-таки понимаем, что скоро лето, занимаемся развитием каникул, которые будут проводиться для детей в нашей школе. Кроме того, благодаря нашим партнерам, которые здесь присутствуют и наверняка об этом скажут, развиваем направление каникул за границей. В общем, перспективы радужные.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Екатерина Сунцова (слева): «Нашей особенностью является то, что все, кто знаком с компанией Premium English, ассоциируют ее с носителями языка — преподаватели приезжают к нам из таких англоязычных стран, как Австралия, Великобритания, США»

Екатерина Сунцова: Добрый день, меня зовут Сунцова Екатерина, я представляю компанию Premium English. Хочу начать с пары слов о самой компании. Она была основана британцем Стивом Моттом в 2008 году, сейчас успешно развивается. Мы работаем как с детьми, так и со взрослыми. Если говорить о детях, мы рады приветствовать детишек, начиная от 4 лет. Дальше предела изучать английский язык нет. Нашей особенностью является то, что все, кто знаком с компанией Premium English, ассоциируют ее с носителями языка — преподаватели приезжают к нам из таких англоязычных стран, как Австралия, Великобритания, США. Они работают и с детьми, и со взрослыми.

Что касается начала года, у нас он начинается в сентябре, поэтому целесообразнее будет сказать об этом периоде. Наши курсы длятся 8 месяцев: с сентября до конца апреля-начала мая. Я хочу отметить все-таки определенный спад по сравнению с прошлым годом.

Мария Егорова: Добрый день, меня зовут Мария Егорова, я являюсь директором компании «Человеческий капитал», бизнес-коучинг. Компания занимается корпоративным обучением на рынке Татарстана и в основном специализируется на управленческих компетенциях, на развитии команд топ-лидеров и на такой услуге, как обучение коучингу. Я думаю, большинство коллег скажет, что этот год по сравнению с предыдущим, конечно, радует больше. Могу отметить только то, что основной пик, связанный с загрузкой нашей команды, приходится на «сейчас» — период апрель-май. Кроме того, серьезные проекты есть уже на сентябрь.

У летнего детского отдыха радужные перспективы

Ирина Халиуллина: Добрый день, меня зовут Ирина Халиуллина, центр развития «Инженеры будущего». Мы как раз работаем с детским направлением. Дети у нас занимаются от 1,2 до 18 лет. Мы представляем очень широкий спектр услуг — это развивающие занятия, психологические тренинги, организация летних каникул, тренинги командообразования. У нас как раз сейчас начинается сезон — с мая до сентября. О спаде говорить мы не можем — год начался хорошо, мы открыли еще один дополнительный офис. Также мы привезли новое направление — франшиза ментальной арифметики, поэтому у нас перспективы очень радужные и мы надеемся, что все будет продолжаться в том же духе.

Сергей Тимонин: Добрый день, студия детских программ «Зеленые каникулы». Можно сказать, что мы коллеги с «Инженерами будущего». У нас очень большой спектр летних лагерей: все, что связано с детским отдыхом, лагерями — мы занимаемся только этим. У нас больше 13 лагерей, по нашим направлениям за лето мы отправляем 2500 детей. Можно сказать, что у нас гибридный бизнес — такое новое понятие. Мы очень плотно работаем с бюджетом, берем на себя обязательства и не можем выскочить за рамки определенной стоимости путевки, к примеру, как свободные коммерсанты. Но в то же время у нас всегда есть заказы, что тоже, в общем-то, помогает. Поэтому на нас кризис не сказывается вообще — мы выполняем госзадания. Но не только. У нас структура ООО и мы можем позволять себе коммерческие проекты и мы их потихоньку позволяем.

У нас летний отдых представлен довольно широко в Казани, а, между прочим, Татарстан — лидер по многим вещам, особенно по летнему отдыху и смысловой нагрузке лагерей. Во многих регионах так и остались советские пионерские лагеря, куда дети приезжают и чем-то там непонятно занимаются. У нас это называется профильными программами, которые ребята выбирают по своим интересам и приезжают. Хотя, зачастую, больше выбирают родители, а не ребята, но дети здесь играют немаловажную роль.

Смысл «Зеленых каникул» — это прийти в одну организацию и найти все интересующие для ребенка направления: у нас есть военно-патриотические палаточные лагеря, военные лагеря со сплавами, походами, и со всем, что стреляет, бегает и движется, обучающие программы, кулинарная смена, английская, единственная немецкая смена — мы очень плотно занимаемся именно этим обучающим языком. Кроме того, есть творческие направления: танцевальные, театральные и так далее. На месте не стоим, постоянно стремимся что-нибудь новое узнать: заходим на сайт «Инженеров будущего», смотрим, крадем быстренько и осваиваем, и, в общем-то, так и живем.

Ильдус Галимов: Я являются директором казанского офиса компании ITEC. Это федеральная компания — агентство по образованию за рубежом. На рынке Российской Федерации мы одни из крупнейших — у нас пять офисов в России, но измеряется это не количеством офисов, а количеством студентов, отправленных за рубеж. В этом году нам исполняется 20 лет, в Казани мы с 2010 года. То есть мы набрали уже достаточно хороший опыт.

По поводу тенденций. Спрос упал примерно процентов на 40 еще в 2015 году. В этом году, конечно же, мы надеемся, что либо он будет на этом же уровне, либо пойдет вверх — вниз идти нельзя. Надеемся, что люди уже привыкли к курсу валют — на это требуется определенное время. Январь-февраль был слабеньким, но март и апрель очень радуют — может быть, потому что вышло солнышко и, наконец-то, пришла весна. В этом году мы также решили запустить детские лагеря в Сочи, где открываем две смены. Это схожие с теми лагерями, что мы делаем за рубежом, только для тех родителей, кто не готов отпустить туда свое чадо в это неспокойное время. Будет две смены в июле в пятизвездочном отеле с преподавателями из Великобритании — это английские лагеря. Что касается казанского офиса, в этом году мы планируем реализовать совместный проект с школой Ispeak. В плане реализации каникул за рубежом: если получится набрать две-три группы — будет очень здорово.

«Есть отрасли, которым сейчас хорошо — оживает производство, у них есть специфический спрос»

Алла Протас: Меня зовут Алла Протас, я один из руководителей компании «Бизнес-Инсайт». Это тренинговая компания, мы занимаемся обучением и развитием персонала, реализацией консультационных проектов, связанных с проектированием системы управления. Если говорить про структуру спроса, то в принципе прогнозы оправдались. То, что можно было спрогнозировать, — в январе абсолютно точно сработало… В какую сторону сместился спрос в нашем сегменте? В сторону построения системы управления эффективностью — все большее количество компаний желает себя считать, желают понимать, на чем они зарабатывают, какие у них перспективы. Большой спрос на обучение стратегическому управлению — компании учатся прогнозировать. Это то, что совершенно точно отличает этот период, потому что в спокойное время можно написать стратегию и положить ее на полку, а сейчас с ней приходится работать. Те прогнозы, которые касались спада интереса в обучении персонала в определенных отраслях, — также оправдались. Но есть отрасли, которым сейчас хорошо — оживает производство, у них есть специфический спрос. Поэтому структура спроса у нас изменилась, но в целом объем остался на прежнем уровне. Спасибо.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Алла Протас: «В какую сторону сместился спрос в нашем сегменте? В сторону построения системы управления эффективностью — все большее количество компаний желает себя считать, желают понимать, на чем они зарабатывают, какие у них перспективы. Большой спрос на обучение стратегическому управлению — компании учатся прогнозировать»

Галина Маштакова: Добрый день, Галина Маштакова, занимаю две должности: директор «GMC-консалтинг» и первый заместитель директора Высшей школы Государственного и муниципального управления КФУ. Если говорить про структуру спроса, мы буквально недавно встречались и обсуждали это. Я Аллу поддержу — объемы сохраняются, структура немного меняется.

Если говорить о стратегических сессиях — они актуальны не только потому, что компании хотят определиться, как им дальше продвигаться. Это также обусловлено теми задачами, которые сегодня стоят в республике. Сейчас работает несколько команд над написанием стратегий для муниципальных районов. В апреле прошлого года была утверждена стратегия республики, отраслевые стратегии в большинстве случаев уже написаны и сейчас пишутся стратегии муниципальных образований. Почему повышается спрос? Предприятия, находящиеся в трех агломерациях — Казанской, Камской и Альметьевской — могут встроиться в стратегию и выполнять те задачи, которые стоят перед республикой. Поэтому мы здесь полезны. Кроме того, если говорить про сам формат обучения, — он тоже несколько меняется: обучение стало более коротким, заказчика стал больше интересовать результат.

Кроме этого, мы буквально недавно начали активно использовать новые подходы в обучении — у нас уже не классические тренинги, где одни и те же кейсы можно использовать на разных компаниях. Мы сейчас пишем конкретную бизнес-симуляцию под компанию и решаем те актуальные вопросы, которые перед ней стоят. Спросом также пользуются оценочные процедуры: ассессмент, тестирование, оценка 360 градусов. Мы перестали быть компанией, продающей услуги кадрового консалтинга. Больше стали выступать консультантами для наших партнеров и предлагаем им те процедуры, которые действительно им необходимы. Мы научились видеть ситуацию в целом. Если говорить про объемы — объемы на обучение не снижаются.

«Интерес к инженерному образованию возрастает каждый год»

Рамис Зарипов: Директор Инженерного лицея КНИТУ-КАИ. Мы некоммерческая организация, но, несмотря на текущую экономическую ситуацию в стране, мы успели попасть в последний вагон уходящего поезда, потому что у нас с 2010 по 2015 год была программа, в рамках которой отдельное внимание было уделено научно-техническому творчеству, развитию инженерному образованию. Были открыты IT-лицеи, лицей при КХТИ. Мы также успели войти в эту программу и, несмотря на то, что лицей планировал открыться уже с 2013 года, мы открылись 9 ноября 2015 года.

Что я могу сказать про спрос. Так как мы бюджетная, а не коммерческая организация — у нас проект социальный и мы отбираем детей, которые имеют интерес к инженерному образованию. Можно сказать, что как раз сейчас это переживает КНИТУ и другие технические вузы — интерес к инженерному образованию возрастает каждый год, и сейчас все больше людей мысленно переориентируются с гуманитарного на техническое направление. Именно поэтому в этом году, несмотря на то, что решение об открытии было принято только 15 августа, спрос достаточно большой. На следующий год мы проводим очередной набор, и на день открытых дверей к нам пришло кратно больше людей, чем в августе. К нам приходят те родители, которые думают о том, что нужно все-таки заранее готовить детей к поступлению в технические вузы, они интересуются и будут поступать к нам. Поэтому что касается будущих профессий, здесь наблюдается крен больше уже к техническому образованию, и я думаю, что каждый год он будет увеличиваться, так что к какому-то балансу в целом по стране мы придем, особенно в Республике Татарстан, так как у нас промышленный регион.

«По кампусу Мавлютова обучение стоит 40 тысяч рублей в месяц»

Нияз Гафиатуллин: Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Нияз Гафиатуллин, я являюсь директором Международной школы. С 1 февраля полностью перешел на эту должность, до этого пять лет возглавлял гимназию № 19 города Казани. Международная школа — это новый проект для нашей республики. Задача состоит в том, чтобы открыть именно настоящую Международную школу, а не школу, которая апгрейдила бы российскую систему. Что такое международная школа? Википедия дает очень простое объяснение — это международный состав детей, учителей и международный язык обучения. Мы добавляем сюда еще четвертый пункт — это международная аккредитация. Мы для себя выбрали международный бакалавриат, который очень широко представлен и отличается от британской и американской программ.

Как мы сейчас себе чувствуем немного сложно говорить, так как мы только открылись. Относительно нашего открытия мы чувствуем себя очень хорошо, потому что два года назад мы имели 7 детей и учителей больше, чем детей. На сегодня мы имеем 160 детей, 60 уже записалось на будущий год и еще 100 пришло на день открытых дверей, что является при нашей загруженности в 200 человек в кампусе на Мавлютова и на Федосеевской очень большим числом. Говоря об экономической ситуации, я хотел бы сказать, что как раз в кризис начинаешь переосмысливать ценности и когда не знаешь, куда вкладываться — вкладываешь в себя, в образование. Мы чувствуем, что спрос идет, и родители как раз говорят об этом. Кроме того, очень много семей возвращается из-за границы, интересуясь и отдавая своих детей нам. Если в прошлом году таких практически не было, то в этом уже порядка 10 семей изъявили свое желание вернуться, а это 10% от общего числа.

С открытием средней школы 1 сентября количество этих людей увеличится еще больше. И, конечно же, нужно отметить, что во время открытия нами интересовалось очень много иностранцев, а этот момент пришелся на введение режима санкций, возникновением определенной напряженности, в связи с чем этот запрос приостановился. Но те, кто успел уже прижиться в стране, — а это не только спортсмены, но и дипломаты, бизнесмены, смешанные браки — они к нам своих детей отдали. Я хотел сказать такую вещь, что первично: яйцо или курица? Что должно появиться первым? Много иностранцев и потом уже иностранная школа или сначала школа и потом уже иностранцы? Мы считаем, что первой должна появиться школа, и думаем, что этот процесс потихоньку уже налаживается. КАМАЗ хотел открыть совместное предприятие, по-моему, с Mercedes или с Daimler. Им нужно было привести 100 специалистов из Германии, но так как не было школы, куда отдать детей, этот процесс не запустился. Мы возлагаем на школу большие надежды, интерес сегодня проявляет, в том числе частный сектор, приглашая своих сотрудников. Мы в нашем достаточно специфичном секторе чувствуем себя, как нам кажется, достаточно неплохо.

Семягин: У вас платное обучение?

Гафиатуллин: Платное, мы на сегодняшний день работаем в рамках частно-государственного партнерства, но при этом содержание нашей школы полностью происходит за счет взносов от родителей и поступлений от инвестора.

Семягин: Сколько стоит обучение?

Гафиатуллин: По кампусу Мавлютова оно стоит 40 тысяч рублей в месяц, 50 тысяч по кампусу Федосеевская. Соответственно, на следующий год будет увеличение, так как нам также нужно сбалансировать расходы и доходы, учитывая курсы валют — основные учителя, которые у нас работают — это иностранцы: Канада, Америка, Великобритания, Новая Зеландия, Южная Африка, есть представители из Ямайки. То есть мы соответствуем тому, что мы декларируем. Ну и, соответственно, за это нужно платить.

Семягин: Уточню еще один момент. Вы сказали, что работаете по системе международного бакалавриата. На выходе какое образование получают дети?

Гафиатуллин: Как и в любой международной школе, у родителей на выходе будет несколько вариантов: получить российский аттестат, международный или оба. Будучи директором 19 гимназии, могу сказать, что все дети, уехавшие за границу и получившие там диплом, все равно вернулись и получили российский аттестат. Нам до выпуска еще как минимум три года и, как показывает мировая практика, даже в заграничные школы, например, в Швейцарии, дети едут, учатся по этой системе, некоторые из них соглашаются на диплом, а некоторые из них возвращаются домой и сдают на свои дипломы.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Шамиль Ахмадуллин: «Мы занимаемся развитием интеллектуальных способностей детей, потому что количество информации сейчас постоянно растет и навык быстрого овладения информации сейчас очень актуален и пользуется спросом»

Родители взялись за интеллектуальный потенциал своих детей

Шамиль Ахмадуллин: Всем доброе утро, меня зовут Шамиль Ахмадуллин, я основатель детской школы скорочтения и развития памяти. По поводу падения спроса сказать не могу, потому что мы молодая компания и очень быстро сейчас растем. У нас, наверное, чуть-чуть уменьшился рост. Мы занимаемся развитием интеллектуальных способностей детей, потому что количество информации сейчас постоянно растет, и навык быстрого овладения информации сейчас очень актуален и пользуется спросом. Мы развиваемся по всей России и в странах СНГ. Всего по России, Казахстану, Украине у нас открыто 17 школ, еще пять в стадии открытия. Могу сказать, что мы, наверное, создаем рынок в России, так как я автор девяти книг по развитию интеллекта у детей, которые продаются в книжных магазинах в топе среди подобных книг.

Семягин: Вы сказали, что создаете рынок. Насколько он сейчас конкурентен в Казани?

Ахмадуллин: В Казани есть несколько школ скорочтения, но объективно мы их практически не чувствуем.

Рустем Назипов: Здравствуйте, меня зовут Рустем Назипов, я тут буду интересен в двух ролях. Я являюсь основателем группы компаний «Эксперт» — это более десятка направлений, но вам интересны, как я сказал, будут два. Первое — это академия лидогенерации, я также являюсь ее основателем и руководителем. На данный момент академия является крупнейшим в Европе центром по дистанционному обучению интернет-продвижения. Сейчас у нас более 50 тысяч студентов. Он ориентирован на более взрослую аудиторию, но с нового года у нас очень сильно помолодела аудитория и сейчас мы имеем студентов 13-14 лет. Они понимают, что им нужны какие-то прикладные навыки, чтобы они чуть ли не параллельно с основной учебой могли чему-то обучаться. Я занимаюсь именно организацией дистанционного обучения и разработкой методик по дистанционному обучению.

Вторая моя компетенция — мы как раз с Шамилем занимаемся развитием его школы скорочтения как по франшизе, так и в целом по раскрутке. Шамиль немного поскромничал по результатам. Сейчас не так сильно чувствуется, что существуют какие-то другие школы скорочтения, развития памяти, потому что в основном все, что сейчас есть, определено на обучение каким-то незначительным либо отдельным навыкам. Мы, благодаря методике Шамиля, можем развивать детей комплексно: интеллектуально, с эрудицией.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Назипов: " Сейчас не так сильно чувствуется, что существуют какие-то другие школы скорочтения, развития памяти, потому что в основном все, что сейчас есть, определено на обучение каким-то незначительным либо отдельным навыкам. Мы, благодаря методике Шамиля, можем развивать детей комплексно: интеллектуально, с эрудицией»

Цены на летний отдых растут вместе с продуктами питания

Семягин: Спасибо. Дальше перейдем к более конкретным областям и сферам нашего рынка. Начнем, наверно по возрастающей — с детей. На подходе лето и вот-вот должны стартовать летние детские программы. В первую очередь интересно, насколько изменились цены на летние лагеря и программы? Насколько я знаю, в прошлом году и так уже это дело было недешевым.

Халиуллина: Цены на путевки действительно выросли. Это зависит от большого количества факторов, в том числе от того, где мы проводим программы, от роста курса доллара. Но я хочу сказать, что повышение наших цен компенсируется повышением качества проведения программ. Мы делаем очень много именно ролевых проектов, которые в Татарстане не делает практически никто. Если мы берем Толкиена «Властелин колец», то полностью погружаемся в этот мир. Плюс ролевой программы в том, что ребенок получает роль, благодаря которой может развить в себе те навыки, которые в настоящей жизни он развить не может. Он получает и развивает их через игру и потом переносит их на реальную жизнь. Так что цены оправданы. В общем повышение цен было, но оно незначительно.

Семягин: На сколько?

Халиуллина: Если в прошлом году у нас путевка стоила 25 тысяч, то сейчас стоит 27.

Гафиатуллин: За сколько дней?

Халиуллина: За 10.

Гафиатуллин: А вот вы сказали, что за бюджетный счет занимаетесь?

Тимонин: Да, у нас немного другая ситуация по ценоформированию. Цены спущены государством, и мы добавляем профильность к этим программам. У нас самая дорогая путевка в гостинице на 15 дней стоит 15 тысяч рублей. Самая недорогая — это 18 дней пребывания в муниципальном лагере за 4 тысячи рублей. Мы не боимся работать с муниципальными лагерями, где туалет на улице, очень страшные помещения и так далее. Хотя эти лагеря, честно говоря, с нашего детства не сильно продвинулись вперед, потому что вложений от самого государство на их поддержание мало. Мы работаем по простой схеме: берем на поддержание какой-нибудь муниципальный лагерь и проводим в нем наши программы.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сергей Тимонин: «Тем родителям, кому позволяют средства, выбрать лагерь с очень комфортными условиями в Казани, в Татарстане — вообще не проблема. Мы делаем ставку больше на программу, а не на проживание, поэтому позволяем предоставлять родителям бюджетный сегмент»

Гафиатуллин: У нас два года назад из такого лагеря дети уезжать не хотели — для них это своя романтика.

Тимонин: Честно говоря, так и есть. Мы уже два года занимаемся лагерем «Сталкер» в поселке Нармонка. Это раньше был трудовой лагерь, многие туда ездили в нашем детстве. Два года назад туда никто ехать не хотел — там барачного типа корпуса, все это рядом с деревней, коровы ходят. Сейчас это очень популярный лагерь, на сегодняшний день мест до конца августа туда нет, хотя в смену там проходит 200 человек. Условия там ужасные, но мы поняли, если делать интересную программу, что важно детям, они закрывают глаза на все эти неудобства. Ну и тем более выбор очень большой — тем родителям, кому позволяют средства, выбрать лагерь с очень комфортными условиями в Казани, в Татарстане — вообще не проблема. Мы делаем ставку больше на программу, а не на проживание, поэтому позволяем предоставлять родителям бюджетный сегмент.

Семягин: Но цены тоже выросли?

Тимонин: Цены подросли в силу того, что просто продукты выросли. И подросли они ровно на их стоимость, а это процентов 20. Все мы ходим в магазин и знаем, что сходить туда год назад и сейчас — вещи разные.

Морские направления детского отдыха становятся топовым

Семягин: А образовательные летние программы?

Галимов: Если сравнивать с нашим лагерем в Сочи, кроме того, что он обучающий, — туда приглашены специалисты по языку из Великобритании, большой акцент делается на комфорт. То есть лагерь находится на берегу моря, в пятизвездочном отеле, с полным пансионом. Если смотреть цены — это обойдется в 115 тысяч рублей на три недели без учета дороги. Если сравнивать с зарубежными программами и брать недорогие Мальту, Кипр, Ирландию, Великобританию — за три недели можно заплатить, начиная от 140-150 тысяч рублей и дальше нет предела — цены будут вплоть до 600 тысяч. Это за три недели без авиаперелета. Поэтому здесь уже каждый выбирает то, что ему по карману.

Тимонин: Кстати, в этом году очень велик интерес к морским направлениям. У нас есть морской лагерь, где мы проводим программу. В этом году в июле отправляем 100 человек, все места забронировали за полторы недели, и у нас продолжают поступать десятки звонков в день на морское направление. Судя по тому, что не все могут позволить себе заграницу, родители думают, что хотя бы детей на море отправим. В прошлом году приходилось добирать группу, включать какие-то коммерческие механизмы, а в этом году — все сами пришли и разобрали места.

Семягин: То есть несмотря на рост цен?

Тимонин: Хотя цены на морские направления тоже подросли, у нас путевка на 18 дней вместе с авиаперелетом стоит 31 тысячу рублей — это с бюджетной составляющей. На самом деле это совсем не дорого, учитывая, что любой коммерческий лагерь в Анапе начинается от 40 тысяч рублей плюс перелет, переезд и так далее.

Семягин: К слову о спросе. С учетом того, что спрос на детские направления растет, компании, которые в принципе не занимались детским отдыхом и образованием стали вводить детские направления? Даже кто-то, помнится, говорил об этом. Расскажите подробнее, с чем это связано?

Галиева: Чтобы расширить существующие у нас направления. Мы запустили в анонс несколько программ на территории школ. Это в первую очередь языки и увеселительная составляющая. И опять таки расширились в партнерстве с ITEC — это Сочи и зарубежье. Расширяемся, совершенствуемся, развиваемся.

Семягин: Эти программы позволяют заработать в кризис?

Галиева: Да, поскольку у нас, естественно, частная коммерческая собственность.

Донецкая: Несмотря на то, что я сказала, что наша целевая группа — не дети, так как мы университет и ориентируемся на студентов, хотя открыты для всех. В этом году в весенние каникулы мы запустили что-то типа лагеря, только на базе университета. Лагеря на море или за границей — это отдельные направления деятельности и мы пока не можем его осилить. Поэтому решили осваивать такой сегмент: родители иногда не могут послать детей на три месяца на каникулы, — и мы делаем весенние каникулы, в июне будут летние школы для всех возрастных категорий. Это для тех, кто хочет занять своих детей, но выезд на все три месяца позволить не может. Я не могу сказать, что на этом можно особенно заработать — пока для нас это расширение целевых групп. Я думаю, цель нашего сегодняшнего собрания — установление связей, а может быть, впоследствии также родятся какие-либо общие программные проекты.

Семягин: Конечно. А у вас есть летние образовательные программы?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рамис Зарипов: «Мы хотим организовать лагерь для того, чтобы дети могли познакомиться с современным оборудованием, получить какие-то навыки по компетенциям. Это, скажем так, предварительный профотбор для нас и возможность с пользой провести летнее время для детей»

Зарипов: У нас есть в планах организовать летом что-то по типу школьного лагеря, но на базе нашего лицея — это для тех детей, которые, возможно, к нам не поступят и для тех, которые испытывают интерес к техническому образованию, но пока еще по возрасту нам не подходят — пятые и шестые классы. Мы хотим организовать лагерь для того, чтобы дети могли познакомиться с современным оборудованием, получить какие-то навыки по компетенциям. Это, скажем так, предварительный профотбор для нас и возможность с пользой провести летнее время для детей.

«Глобальная проблема — нехватка амбиций у наших студентов»

Семягин: А есть какие-либо программы, связанные с подготовкой к вузу? С теми же самыми зарубежными вузами?

Галимов: Есть летние программы на базе университета. Также можно поехать в Стэнфорд и Гарвард — летние программы на базе университетов делают наши партнеры. В ходе программ студент 10-11 класса проходит определенные предметы, но его не будут обучать английскому — он уже должен им владеть. Перед началом ребята проходят тест, определяющий, подходит ли тебе эта программа. Эти студенты проходят уже определенные предметы, живут в кампусе университета и решают для себя, какое именно направление им будет интересно изучать. Возможно, он будет стараться поступить именно в тот вуз, где проходил подобные программы.

Семягин: На сколько эти программы востребованы? Спрос не спадает?

Галимов: Я бы сказал, что из Казани они пока вообще не востребованы. Наши московские коллеги продают их очень хорошо.

Семягин: С чем это связано?

Галимов: Я не знаю. Есть те, кто уже учится в международных школах за границей и, в принципе, зная конечную цель, выбирают школу поближе к вузу. В Англии очень много таких школ, которые готовят непосредственно к вузу. Отвечая на ваш вопрос, условно говоря, рынок Москвы отличается от нашего в 12-20 раз и эти люди точечно уже выбрали для себя этот путь.

Назипов: Я думаю, многие просто не знают об этих программах.

Галимов: Почему? В основном родители спрашивают просто языки или как хорошо время провести — часто выбирают теннис плюс язык, море плюс язык. Мы также рассказываем о других программах и тем нашим клиентам, с кем мы работаем годами, мы, конечно, предложим взять подготовку к университету. Это более серьезная и интересная программа для тех, кто заканчивает 10-11 класс.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Назипов: «Сам недавно изучал логику обучения за рубежом — информации нет. После того, как все изучил — оказалось, что все очень просто»

Назипов: Но это вы предлагаете для тех, кто уже подошел к вам с каким-либо вопросом. Я объясню, почему утверждаю, что они не знают. Сам недавно изучал логику обучения за рубежом — информации нет. После того, как все изучил — оказалось, что все очень просто. Я имею ввиду, что объясняя только тем, кто к вам пришел, вы очень сильно суживаете аудиторию до тех, кто уже в этом разобрался. Это мизер из того, что есть.

Галимов: Я прокомментирую. Мы на самом деле как подготавливаем клиентов? Мы не делаем ту рекламу, о которой вы говорите. Мы делаем мероприятия, выставки «Образование за рубежом» три-четыре раза в год. Приезжают наши коллеги из США, Австралии, Англии. В Казани проходят достаточно большие выставки, они бесплатны для населения. И те, кто заинтересован в зарубежном образовании — будь то каникулы, языковые курсы, высшее образование — они приходят на эти выставки и у них есть возможность пообщаться с представителем университета, за которым закреплен переводчик — это в случае, если родители не говорят на иностранном языке. Там озвучиваются все программы — летние, бакалавриат и магистратура. Я считаю, что те жители, кто посещает наши выставки и заинтересован в образовании, получают достаточно много информации.

Гафиатуллин: Я только добавлю. Как говорится, меж двух огней. Речь идет конкретно о поступлении в вуз. Я много общался с выпускниками, и, как мне кажется, загвоздка кроется немного в более глобальной проблеме — нехватке амбиций у наших студентов. Мы это анализировали и, более того, пропагандировали. Мы даже были готовы найти гранты на поездку детей за границу. И реально, когда их спрашиваешь, чего же ты хочешь? Максимум, предел мечтаний — это поступить в КФУ, не в обиду нашим коллегам. При всех их способностях. Нехватка амбиций, нехватка уверенности, которую порождает система образования, которой уделяется недостаточно должное внимание, на выходе порождает, что когда дети становятся старше — они уже не ставят себе цель куда-то поехать и куда-то поступить. Лично я вижу проблему в корне, а не на поверхности, когда мы правильной рекламой или, говоря модными словами, таргетированной рекламой, можем этих детей привлечь в международный вуз.

Назипов: Я то же и имел в виду. Нужна именно информация, а не реклама.

Гафиатуллин: Даже с российским аттестатом можно поступить в американский вуз. Нужно объяснять это детям: нехватка уверенности и нехватка правильных амбиций порождает систему варки в собственном соку, к сожалению.

«Если сейчас эти профессиональные стандарты будут приняты — у нас около 90% работников не будут соответствовать занимаемым должностям»

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Галина Маштакова: «За последние три года из республики уехало 43 тысячи человек молодежи. Нам важно, если мы говорим о международном образовании, чтобы молодежь возвращалась на наши ключевые предприятия»

Маштакова: Замечательно, что мы говорим с вами о международном образовании. Хорошо отметили, что у нас большая часть выпускников собирается поступать в ключевой вуз республики. За последние три года из республики уехало 43 тысячи человек молодежи. Нам важно, если мы говорим о международном образовании, чтобы молодежь возвращалась на наши ключевые предприятия. И на перспективу нужно понимать, какое образование молодые люди могут получить и на каких предприятиях они могут работать после того, как вернутся.

Если мы говорим о возможности дать достойное образование и об удержании кадров, что сейчас делается в этом направлении: на самом деле перед большинством предприятий на сегодняшний день стоит крайне сложная задача в связи с изменениями в законодательстве — это профессиональные стандарты.

Если сейчас профессиональные стандарты будут приняты — у нас около 90% работников не будут соответствовать занимаемым должностям, и мы вынуждены будем с ними расстаться. Тогда завтра работать просто-напросто будет некому. Что сейчас делают предприятия? КАПО удалось внести изменения, по крайне мере в авиапроме, и отложить внедрение профстандартов. Сейчас проходит переформатирование работающего персонала — это дополнительное обучение и развитие. Если говорить про работу со студентами, то уже на первом и втором курсе студентам дают требования, которые будут обязательными при поступлении на работу по специальности. Много работы ведется со школьниками. Сейчас создано несколько специализированных площадок, где идет профориентационная работа и ребята могут попробовать себя в разных направлениях и понять, насколько им интересна та или иная профессия. Большое внимание уделяется работе со школьниками корпоративными университетами. Например, в практике КАМАЗа есть профоринтационный лагерь «PROF движение», который проводился уже два года подряд. Это нужно для того, чтобы отобрать лучших, чтобы они потом пришли в вуз, а после обучение были лояльны к самой компании. Такая практика на сегодняшний день будет внедряться и на других ведущих предприятиях. Я просто за то, чтобы мы предпринимали реальные шаги по возвращению молодежи.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Ольга Донецкая: «Поступив в КФУ, после двух курсов студенты могут сразу продолжать обучение в Германии и, более того, участвовать в большом количестве программ, которых очень много в КФУ»

Донецкая: С одной стороны хочу поддержать коллегу, потому что в Татарстане действительно нужны высококвалифицированные кадры с международным опытом, а с другой — мы все-таки не можем ограничивать личность в ее выборе места жительства. Тут нужно соединить несоединимые вещи. Я не затрагивала этот аспект, потому что это не совсем наша деятельность, но мы очень тесно сотрудничаем с этими программами. Речь идет не о том, что наши люди просто едут обучаться на семестр, на год или, предположим, на полную программу магистратуры, речь еще идет о том, что они получают стипендию: либо стипендиальные гранты правительства Республики Татарстан, либо совместные — у нас очень много детей уезжает конкретно в Германию.

У нашего центра очень тесные связи с Германией и, несмотря на то, что обучение бесплатное, — уходит очень много денег на проживание там и поэтому есть такой большой германский фонд «Германская служба академических обменов», и у них есть совместная программа с министерством образования РТ. И вот здесь как раз таки предусмотрен договор, согласно которому молодые специалисты после учебы в магистратуре должны три года отработать в республике. Отвечая на ваш вопрос по поводу подготовки к вузам, я не могу ограничиваться одним центром, потому что в университете структуры работают друг с другом очень плотно. У нас есть Центр международного тестирования и по английскому языку, и по немецкому, и даже для детей это может быть интересно — у нас есть международный сертификат Fit. Есть в Казани «Альянс Франсез», директор которого также является директором нашего французского центра. То есть детям сразу можно сдавать экзамены по французскому, также есть ЕГЭ. В принципе, охват достаточно широкий.

Немного прорекламирую наш вуз, не в обиду будет сказано. Я специалист по Германии, преподаватель немецкого языка и заведующая немецким центром. Конкретно в Германии. В немецкий вуз можно поступить только после двух наших курсов либо нужно поступить в Studienkolleg — это что-то типа года подготовки к немецкому вузу. Поступив в КФУ, после двух курсов студенты могут сразу продолжать обучение в Германии и, более того, участвовать в большом количестве программ, которых очень много в КФУ. И там недостатка информации или чего-то иного нет вообще. Последнее собеседование на обменную программу по бакалавриату с университетом Регенсбурга пришло порядка 40 человек, а нужно было 7. То есть конкурс очень большой, информированность в университете есть.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Ильдус Галимов: «Очень мало студентов, кто реально проходит все этапы и доходит до конца. По «Глобальному образованию» в 2015 году из Татарстана 14 победителей — по статистике мы один из первых регионов»

На «Алгарыш» нужно софинансирование

Галимов: По поводу программ. «Алгарыш» — это действительно классная программа, я сам занимался ее реализацией, когда работал в министерстве образования. Но сейчас популярность программы у студентов упала, потому что требуется найти письмо работодателя, в котором он обязуется софинансировать эту программу от 10 до 25%. Единственное, программа «Николай Лобачевский», которая совместно с DAАD — там не нужно софинансирование, поэтому очень много студентов едут в Германию и потом возвращаются. Сейчас также открылась программа «Сколково» — «Глобальное образование», компания ITEC там аккредитована, мы делаем семинары на эту тему — студентов практически уговаривали, потому что наша помощь абсолютно бесплатна что по «Глобальному образованию», что по «Алгарыш». Мы помогаем поступить в зарубежный университет, помогаем с визой, билетами, проживанием. Очень мало студентов, кто реально проходит все этапы и доходит до конца. По «Глобальному образованию» в 2015 году из Татарстана 14 победителей — по статистике мы один из первых регионов. Затем студенты должны будут вернуться в республику и работать здесь не менее трех лет.

Мария Горожанинова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров