Мэрия Казани в соцсетях: спам в Telegram, короткий адрес «ВКонтакте» и промоушен от звезд «Инстаграма»
Власти Казани завели официальные аккаунты сразу в нескольких соцсетях. Если раньше мэрия столицы РТ довольствовалась только страничкой во «ВКонтакте», то теперь у нее появился Instagram, Twitter, страница на Facebook и канал в Telegram. Для развития соцсетей призвали молодых спецов из «Кадрового резерва». Как выяснило «Реальное время», официально аккаунты созданы для поддержания портала и его предстоящего ребрендинга. При этом эксперты отмечают, что главной целью активности в соцсетях должно стать получение обратной связи от горожан и диалог власти с населением.
«Вся эта работа связана с ребрендингом портала»
Сегодня сразу несколько видных блогеров из числа представителей татарстанской власти в своих аккаунтах в соцсетях сообщили о том, что мэрия Казани также запустила аккаунты сразу в нескольких соцсетях. Соответствующие посты опубликовали министр по делам молодежи и спорту РТ Владимир Леонов, глава Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов, помощник президента РТ Наталия Фишман. А вчера ряд казанских журналистов неожиданно оказались подписанными на информационный канал мэрии столицы РТ в Telegram, о чем не без возмущения сообщил в своем «Фейсбуке» главред «Казанского репортера» Антон Райхштат: «Оппа, а как это меня без меня на канал мэрии в telegram подписали?» Днем 14 апреля он уже насчитывал 246 участников. Кто из них давал согласие на подписку, неизвестно.
Тем временем мэрия Казани активизировалась в соцсетях с начала этого года. До 2016 года существовала только страничка во «ВКонтакте», причем с удобным коротким адресом vk.com/kzn. 26 февраля появилось первое фото в официальном аккаунте в Instagram. 24 марта опубликован первый твит в официальном аккаунте в Twitter. 30 марта появилась страница в Facebook. С 12 апреля запустили канал мэрии в Telegram, в который автоматически были добавлены номера мобильных телефонов главных редакторов большинства казанских СМИ. Напомним, что последний (проект Павла Дурова — основателя «ВКонтакте») среди пользователей считается «неподконтрольным», свободным пространством.
— Это плановая обычная работа: мы нашли возможность — мы зашли в эту сеть, нашли возможность — зашли в эту сеть. У нас предстоит ребрендинг портала, и вся эта работа связана именно с ним, — пояснил причину появления мэрии в соцсетях Сергей Лобов, пресс-секретарь мэра Казани. — Мы просто работаем в соцсетях. Основным у нас остается портал. Портал дальше продвигается в соцсетях со своими новостями, с новостями города.
Какие конкретно задачи ставятся перед этим направлением, Лобов ответить затруднился, но пояснил, что каждая новая сеть дает новую аудиторию. Не конкретизировал Сергей Лобов и сроки предстоящего ребрендинга.
SMM от «Кадрового резерва»
Новую активность мэрии в соцсетях, по словам Лобова, ведет отдельный сотрудник, который сейчас находится на неких специализированных курсах в Москве. Однако в штат муниципалитета он не входит, а работает в другой структуре, которая отвечает за ведение портала мэрии.
— Он не находится в штате мэрии. Этим занимается Муниципальное казенное предприятие «Казанский городской общественный центр», которое ведет портал. Это не муниципалитет, — рассказал Лобов.
По данным источников «Реального времени» этим сотрудником является Алсу Карякина, которая вышла из «Кадрового резерва» и отметилась своим активным общением с президентом РТ Рустамом Миннихановым на встрече с «резервистами» в прошлом году. Алсу успела поработать в «Исполнительной дирекции спортивных проектов», где курировала взаимоотношения со СМИ по теме Универсиады-2013.
Свое участие в работе над официальными аккаунтами мэрии Казани Алсу «Реальному времени» подтвердила.
— Это усилия команды, которая работает в мэрии города Казани, но я в этом тоже участвую, — рассказала Карякина. — Команда небольшая. Это в основном те, кто работают в пресс-службе. Есть у нас еще «Казанский городской общественный центр». Это те, кто, понимая важность этого направления, при поддержке руководства исполнительного комитета, которое тоже понимает, как это важно, работают в этом направлении.
Твит-ответы от минсвязи и SMS-ки от МЧС
Мэрия Казани одна из немногих среди казанских и татарстанских ведомств, предпочла действовать через соцсети. Чаще официальные органы предпочитают общаться через официальные новости и пресс-релизы. Правда, пока активность мэрии в соцсетях также ограничивается преимущественно постами с анонсами новостей, выходящих на портале мэрии kzn.ru.
Нередко для ответов журналистам «Твиттер» использует Юлия Гараева — пресс-секретарь минсвязи РТ. Но, пожалуй, наиболее активен Андрей Родыгин, начальник отдела по работе со СМИ МЧС РТ. Подробности происшествий он выкладывает у себя на странице во «ВКонтакте», а видео можно взять с официального канала на YouTube. Кроме того, Родыгину принадлежит и первенство в использовании телефонов редакторов, только не через Telegram, а посредством SMS. Именно через SMS-рассылку в первую очередь СМИ Казани получают официальные сообщения о чрезвычайных ситуациях или происшествиях. При этом SMS-сообщения и посты в ВК от Андрея Родыгина зачастую оказываются куда более оперативными и информативными, чем сухие пресс-релизы, публикуемые постфактум.
Смогут ли официальные аккаунты городских властей предоставить пользователям уникальный интересный контент, не ссылающийся на пресс-релизы, пока неизвестно.
«У него есть интернет-приемная для прямого общения»
Однако все-таки чаще в соцсетях можно встретить не официальные аккаунты ведомств, а личные аккаунты их глав и представителей. Причем зачастую они оказываются более информативны и интересны. Например, несколько аккаунтов имеет Рустам Минниханов, но, как известно, активно лично пользуется «Инстаграмом». При этом президент не только выкладывает фото, но и реагирует на обращения своих подписчиков, которые зачастую используют комментарии в качестве своеобразной приемной для жалоб. Также активно «Инстаграмом» пользуется глава Кировского и Московского районов Дамир Фаттахов. Интересный «Инстаграм» у министра по делам молодежи и спорту РТ Владимира Леонова. В «Твиттере» активно общаются глава татарстанского минсвязи Роман Шайхутдинов и глава минздрава Адель Вафин. А одним из самых первых российских пользователей «Твиттера» среди представителей власти был прежний министр связи РТ, а ныне министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. А вот глава города Казани Ильсур Метшин новые медиа игнорирует.
— Ильсур Метшин лично не планирует заводить аккаунт, о чем он говорил неоднократно, — поясняет Сергей Лобов. — У него есть интернет-приемная для прямого общения, в которой он работает, плюс выступления по телевидению, прямые линии и прочее.
Напомним, в 2012 году появился аккаунт @imetshin. Первое сообщение в блоге от имени Ильсура Метшина было следующим: «Всем привет, дети уговорили завести «Твиттер». Уже поздно, а я все еще работаю». Однако вскоре выяснилось, что этот аккаунт фейковый.
-
-
Тимур Тимуршин блогер, член рабочей группы по малому и среднему предпринимательству при Комиссии по экономическому развитию, инфраструктуре жизнедеятельности граждан Общественной палаты РТ
-
Я считаю, что у государственных и муниципальных структур существует острая необходимость в подобных инструментах. Мир меняется, и, если госслужбы не успевают идти в ногу со временем, время начинает их догонять и толкать в спину. В Татарстане уже есть успешный опыт применения соцсетей и, собственно, «Телеграма». Это «Иннополис», где практически все жители сидят в одном чате и очень оперативно, очень открыто обсуждают и решают свои проблемы.
Я всячески приветствую подобные инициативы мэрии Казани: городу, безусловно, нужен такой интерактив, когда вопросы получают в режиме реального времени. Что-то принимается к сведению, что-то отдается в работу далее – это как раз прямая демократия и прямой диалог между населением и властью.
На мой взгляд, присутствие властных структур в социальных сетях позволяет не столько дублировать новостную ленту со своего сайта, сколько выстраивать диалог с максимальным количеством людей: очень много вопросов можно вынести на прямое обсуждение в режиме онлайн. Когда люди вовлекаются в диалог, когда они видят, что их слова не пропадают, их желания каким-то образом учитываются и претворяются в жизнь, это повышает качество отношений между властью и людьми. А это выгодно всем.
Зачастую личные аккаунты представителей власти ведутся не ими, а совершенно другими людьми, которые могут либо неправильно трактовать полученную информацию, либо искажать ее, либо вообще не доносить до реципиента. Когда речь идет об официальном аккаунте, все проще. Человек, который ведет этот аккаунт, по долгу службы обязан доводить фидбэк, информацию, полученную от подписчиков, до профильных структур, отчитываться о количестве полученных обращений, принятых по ним решениях, результатах и т.д., что опять-таки повышает качество общения и превращает аккаунт в социальных сетях в реально работающий инструмент.
-
-
-
Андрей Родыгин начальник отдела по работе со СМИ МЧС РТ
-
Мне больше импонирует в этих сервисах прежде всего возможность обратной связи. Мы, во-первых, можем практически мгновенно отправить информацию, будучи уверенными, что она конкретно дойдет до адресата, и вместе с тем получить обратную связь.
У нас аккаунты есть и на «Ютубе», и в «Твиттере», и «Инстаграм» есть. Сегодня ночью еще раз об этом напомнили на нашем сайте. «Телеграм», «Вайбер», «Вотсап» – это тоже прекрасно. Но, конечно, несмотря на то, что прогресс идет семимильными шагами, я пока осознанно на шаг назад работаю. Почему? Потому что люди разные, не у всех журналистов есть «навороченные» гаджеты, поэтому лучше пока остановиться на уровне SMS-сообщений, на уровне социальных сетей. А SMS – я знаю точно, что дойдет. А вот со всем остальным – покажет время. По крайней мере, сейчас мы видим, как социальные сети работают.
-
-
-
Денис Супрунов эксперт по продвижению бюро интернет-маркетинга «ДругМедиа»
-
Думаю, мэрия хочет быть ближе к народу, глубже вовлекаться в проблемы народа, делиться актуальными новостями и быстрее реагировать на обращения. Мэрия — это команда, а не один мэр, поэтому при такой цели эффективнее аккаунты ведомств.
Эффективность напрямую зависит от поставленных целей на старте, от методов подсчета результата и от исполнителей. Цели могут быть завышены и невыполнимы существующими средствами, можно поставить цели и не считать результат, а исполнители могут быть загружены другими задачами или быть неопытными. В таких случаях кампания бесполезна. Если эти важные вопросы проработаны, то кампания будет эффективной.
Должны работать опытные люди, имеющие кейсы в этой области. Неважно, кто это: сотрудники мэрии или агентство. Как правило, опытными бывают только агентства, ведь это их профиль и они работают в этом направлении несколько лет, а своих сотрудников надо обучать. Обучение — время и деньги. Здесь возникает и экономическое обоснование выгоды агентства — оно выгоднее.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.