Великое китайское пришествие: как авторынок Татарстана захватывают бренды из Поднебесной
В топ-10 самых продаваемых автомобилей в первые месяцы 2023 года вошли сразу пять китайских брендов — Chery, Haval, Exeed, Geely и Omoda.
Китайские производители теснят Южную Корею на татарстанском рынке легковых автомобилей. Европейцы и японцы продолжают терять позиции. Lada пока сохраняет первенство в продажах новых автомобилей в Татарстане и ПФО, но динамика российского автогиганта уступает китайским конкурентам. Какие бренды «дышат в спину» KIA и Hyundai, что выбирают татарстанские автомобилисты, какие регионы ПФО сегодня в топе по продажам авто и что происходит с параллельным импортом — в обзоре аналитической службы «Реального времени».
Идет передел рынка
Ландшафт авторынка Татарстана стремительно меняется, в то время как американские и европейские бренды исчезают, пустующие ниши стремительно захватывают китайские производители. Топ самых продаваемых автомобилей корректируется буквально от месяца к месяцу, из лидеров продаж готовятся вылететь некогда непобедимые корейцы — KIA и Hyundai.
Рухнувшие в прошлом году продажи авто пока не восстановились: в январе в Татарстане было продано 2 382 легковых автомобиля, на 26% меньше, чем в тот же период 2022 года (3 233). В пятерку лидеров по продажам новых автомобилей в республике в первый месяц 2023 года вошли Lada (рост +43%), Chery (+117%), KIA (-54,5%), Hyundai (-55%) и Haval (+67%).
Но уже в феврале корейцев, стремительно теряющих продажи, с первых позиций в топе начали теснить китайские бренды — Chery (рост +212%) и Haval (+87%). Учитывая динамику падения продаж, некогда популярные корейские бренды Hyundai (-64%) и Kia (-70,6%) будут вытеснены новыми китайскими брендами Exeed и Omoda.
В феврале в Татарстане было продано 2 549 новых легковых автомобилей, на 31% меньше, чем в тот же период прошлого года (3 707) — тренд на общее падение продаж сохраняется.
Несмотря на сжатие рынка Татарстан сохраняет лидерство в Приволжском федеральном округе по продажам новых легковых автомобилей. Следом за республикой идут Башкортостан и Самарская область. Всего в ПФО в первый месяц 2023 года продано 11 289 легковых автомобилей, что на 33% меньше, чем в январе 2022 года (16 818).
В топ-5 марок самых продаваемых новых легковых автомобилей в ПФО в январе вошли Lada (рост +18% к прошлому году), Chery (+72%) , KIA (-68%), Haval (+47,8%) и Hyundai (-60,4%).
В Приволжском федеральном округе в феврале 2023 года был продан 12 791 легковой автомобиль, что на 32,6% меньше, чем в феврале прошлого года (18 990). В топ-5 марок вошли Lada (+22,8%), Chery (+93%), Haval (+70%), KIA (-73%) и Hyundai (-66%). При этом на 6—8-м местах расположились китайские Geely, Omoda и Exeed, стремительно наращивающие свои продажи в Поволжье.
Более 2 млн за китайское авто
В этом году доля продаж китайских автомобилей в России может достичь 60%, не исключают в «Национальном автомобильном союзе». Это связано с уходом с рынка европейских и американских брендов. У российских покупателей фактически не осталось альтернативы.
Начальная цена большинства «китайцев» перешагнула за 2 миллиона рублей. Исключение — кроссовер Haval Jolion, который в базовой комплектации стоит 1,9 млн рублей. Второй по доступности китайский автомобиль в России — Chery Tiggo 4 — стоит от 2 млн рублей. Средняя стоимость Omoda C5 — 2,57 млн, Geely Coolray — 2,58 млн, Chery Tiggo 7 Pro — 2,72 млн, Haval F7 и Haval F7x — 2,8 млн. Geely Altas Pro в среднем стоит 3,07 млн рублей, а Chery Tiggo 8 Pro Max и Exeed TXL — 4,04 млн и 4,42 млн рублей соответственно.
Чаще всего в «КАН АВТО» клиенты покупают автомобили Lada (61,6%), Haval (5,5%), Renaut (4,8%), KIA (4,6%) и Chery (4,3%).
В пресс-службе ТТС рассказали, что самыми популярными брендами в ТТС в Татарстане являются Lada, Omoda, Chery, Haval и Exeed, а во всех городах присутствия — Lada, Omoda, Chery, Renault и Exeed.
АвтоВАЗ сохранит первенство в продажах
«В 2023 году на авторынок будут влиять несколько факторов. Во-первых, это состояние экономики и уровень доходов потребителей — если они будут невысокими, то это скажется на желании совершать крупные покупки, в том числе автомобилей. Во-вторых, состояние авторынка будет зависеть от состояния автомобильной промышленности, какие модели она предложит, причем, речь идет как об отечественных производителях, так и об автоконцернах из других стран, — перечисляет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». — В-третьих, будет иметь значение насколько удастся организовать параллельный импорт автомобилей марок, ранее прекративших работу в стране».
Также, по его мнению, будут иметь значение меры поддержки авторынка со стороны государства и условия привлечения заемных средств. Может повлиять на рынок и дальнейшее распространение экологических настроений в обществе и появление широкой линейки автомобилей с нетрадиционным двигателем (электро-; газовым; гибридным).
В целом, продажи автомобилей в РФ в 2023 году могут быть больше, чем в прошлом году, но на полное восстановление отечественного авторынка может уйти несколько лет.
На рынок выйдут новые игроки из Ирана и Индии
«В 2023 году в России может быть реализовано 720—780 тысяч машин. Рост рынка может составить от 15 до 25% к 2022 году (было 626 тысяч штук), — прогнозирует Азат Тимерханов. — Но нельзя исключать и других вариантов — оптимистичного (рост более чем на 30%) и пессимистичного (падение до 5%). Против рынка сейчас играют высокие цены на автомобили, а на руку — то, что автопром в стране начинает оживать — мы видим запуски новых производств и слышим заявления о будущих стартах».
«Людям нужно на чем-то ездить и кому-то просто необходимо обновлять свой транспорт. А еще высока вероятность, что в текущем году свою солидную лепту в рынок внесет корпоративный сегмент — такси и каршеринг», — отмечает он.
Ожидает эксперт и приход новых игроков — из КНР, Ирана и Индии. «Импорт растет. Вместе с тем, нельзя забывать про возможный рост курсов валют, на который рынок реагирует отрицательно, и сохраняющийся дефицит автомобилей, — комментирует Тимерханов. — Параллельный, или как мы его называем «альтернативный», импорт не в состоянии компенсировать объемы фактически ушедших брендов. Здесь есть и свои риски: ввозятся другие модели, непривычные покупателям, да еще и более дорогие. Но понемногу доля такого импорта растет — в феврале на него пришлось 11% от общих продаж новых легковых машин. При этом официальный импорт (фактически это «китайцы») занял 29%».
Иномарки, конечно, на российском рынке в принципе тоже останутся, уйдут (уже практически ушли) те, что выпускались на территории РФ, так называемые «российские иномарки», добавляет он. Естественно, что на вторичном рынке иномарки будут перепродаваться еще долгие годы.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.