Закат империи Юнусовых, или Там, где жил Тукай

Гид по Московской. Часть 7-я

Описанный в поэме Габдуллы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» угол Парижской Коммуны и Московской в принципе и сейчас выглядит достаточно исторически. Место это называлось «Көфер почмагы», угол неверных: здесь обсуждались все последние сплетни базара, поскольку зачастую местные торговцы предпочитали бизнес молитве.

Номера «Амур» (Московская, 70)

Первоначально это был двухэтажный доходный дом, построенный Исхаком и Ибрагимом Юнусовыми в 1864 году по проекту Петра Аникина. В 1886 году здание было передано сыну Исхака Абдулкариму. В 1912 году его надстроили, тогда появился и фасад в стиле модерн, а потом сдали купцу Мубаракше Рамазанову, открывшему здесь номера. А после русско-японской войны название реки на Дальнем Востоке стало популярным в европейской части России. «Амур» имеет форму узкого параллелепипеда. Во двор можно попасть через среднюю арку фасада. На первом этаже располагались магазины, а на втором и третьем этажах — жилые помещения. Гостиница была одной из самых комфортабельных в России того времени. В декабре 1912 года сюда переехал Габдулла Тукай, не выдержав холода номеров «Болгар». Рядом жил его друг, писатель и журналист Фатих Амирхан. Вместе они работали в газете «Кояш», чья редакция располагалась на первом этаже. «Кояш» издавали популярнейшие печатники братья Каримовы. Это последний адрес Тукая. Отсюда он отправился в Клячкинскую больницу, где умер. В «Амуре» также жили актеры труппы «Сайяр» Габдулла Кариев и Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. В советское время здесь размещался магазин «Букинист». Здание многократно реконструировали. Однажды нашли мины времен Второй мировой войны.

Доходный дом Апакова — Шамиль — Галеева (Московская, 72/10)

Пишут, что дом построил Петр Пятницкий в 1833 году для Ибрагима Исхаковича Апакова. Проблема в том, что ему тогда было 11 лет. Реалистичнее выглядит дата 1859 год, когда Апаков здание восстановил после пожара (архитектором был Павел Жуковский). После им владела его единственная дочь Биби-Марьям-Бану, вышедшая замуж за генерала в отставке, сына имама Шамиля Мухамад-Шафи. Второй владелец — купец второй гильдии Мухаметзян Ибнаминович Галеев, отец имама Галимзяна Баруди, построившего для сына медресе «Мухаммадия». Галеев, напомним, торговал азиатской обувью в Казани, Уфе, Ирбите, Троицке, потом занялся мануфактурой, пушниной и другим бизнесом, взял детей в долю, основав торговый дом. Также Галеев инициировал создание Мусульманского благотворительного сообщества. Кстати, на первом этаже раньше был навес с чугунными колоннами — торговая галерея.

Сеннобазарная мечеть (Московская, 74/15)

Мечеть начал строить Губайдулла Юнусов (1776—1842), закончили в 1845—1849 годах дети, Ибрагим и Исхак. Строил архитектор Петергофского дворцового правления Александр Песке, который в Казани стал главный архитектором, восстанавливая Казань после самого крупного в истории пожара 1842 года. Песке нарисовал проект здания духовной академии на Ершова, 2. Также есть версия, что мечеть нарисовал Александр Ломан. Оба они родились в Финляндии. Единственная историческая мечеть с куполом, с обилием цитат из арабской, турецкой, булгарской архитектуры — словом, многое указывает на высокий статус заказчика. По бокам находятся торговые лавки начала XIX века, а посередине — наземный минарет, редкое явление в татарской архитектуре XIX века. Самый известный имам — уроженец Балтасинского района Габдулла Апанаев, который привлек сюда передовых преподавателей, вроде Ахметхади Максуди, а учеником местного медресе был Гаяз Исхаки. Также Апанаев несколько лет руководил Мусульманским благотворительным обществом, участвовал в работе партии «Иттифак аль-муслимин», за что был сослан в Вологду на два года. В 1919 году был расстрелян.

В 1929 году мечеть закрыли, минарет разобрали (а сейчас и вход наверх закрыт за ненадобностью, азан произносят из молельного зала). В здании некоторое время располагалась администрация Татарской филармонии. А перед возвратом верующим — музыкальный отдел Национальной библиотеки. С 1992 года мечеть называют еще и «Нуруллой», в честь Нуруллы Речапова (1955—1992), начальника отдела сбыта Казанского ликеро-водочного завода, по просьбе младшего брата Линара давшего денег на реставрацию. Здесь же располагалось созданное Габдуллой Галиуллинным независимое Духовное управление мусульман Республики Татарстан.

Дом Юнусовых (Московская, 57)

Дом Губайдуллы Юнусова, в котором размещалась Татарская ратуша. И Губайдулла, и один из его сыновей Ибрагим ратушу возглавляли, причем Ибрагим был последним ее главой при закрытии в 1854-м (она проработала потом еще почти пять месяцев). Позже здание передали будущему соратнику Ататюрка Юсуфу Акчуре — его мать Бибикамербану была из Юнусовых.

Лавки Юнусовского мусульманского приюта (Московская, 57)

Иногда здание называют «Лавки Аносова — Утямышева». Аносовы — это понятное дело. Вернее их называть лавками Мухамет-Юсупа Мухаметовича Апанаева (хозяина Апанаевского подворья) и Мухаметгарифа Ибрагимовича Утямышева — одного из владельцев «Казанской мануфактуры Утямышева и К» с бязекрасильной фабрикой в Ново-Татарской слободе и мыловаренным заводом. Доход от лавок с 1888 года шел Апанаевской мечети.

Номера «Болгар» (Московская, 59/14)

Завершает улицу Московскую заново отстроенное в XXI веке здание Ибрагима Апакова, перешедшее к Биби-Марьям-Бану Апаковой, проданное Ахмету Хусаинову, а потом и Шакиру Казакову, который сдал часть дома под номера Фаткуллы Ахмадуллина. В историческом виде, до 2008 года, и в новом, с новой планировкой и стеклянной надстройкой, здание становилось объектом съемок фильмов о Тукае и его воздействии на умы. Поэт жил в 40-м номере, в юго-восточной части здания, втором от угла к северу. Это было помещение в шесть квадратных метров, с потолками в 2,95 метра, с одним окном. До войны здесь, как написано в паспорте на исторический памятник, проживала семья из трех человек мастера завода «Пишмаш» Карпеченко.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультураВласть Татарстан
комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 24 мар
    Шикарный был магазин "Букинист" в номерах "Амур".
    Кстати, название ассоциировалось в советское время не с рекой, а с любовью.
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    Красивые дома. Всевышний сохранил некоторые в неизменном виде, другие собственники видоизменили в не лучшую сторону. Но что было делать с номерами Булгар? Нельзя же даже гостиничный номер оставлять в 6 кв.м. Другое дело не нужно было стеклянный этаж сооружать.
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    Лавки Юнусовского мусульманского приюта (Московская, 57)
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/276405-gid-po-ulice-moskovskoy-chast-7-ya В советские времена - библиотека.
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    Странно, но владения Семина (угол Московской и Парижской Коммуны) обойдены вниманием по ул Московская. Почему?
    Ответить
    Анонимно 24 мар
    это седьмая часть гида, откройте шестую и ранее
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    эту стекляшку прям на крыше дома юнусовых возвели?
    Ответить
    Анонимно 24 мар
    нет
    Ответить
    Анонимно 24 мар
    стекляшка внутри. но такие этажи на номерах Болгар.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров