«Средний оклад работника в России 15 тысяч — за такие деньги работают только в Камбодже»

Уфимский предприниматель хочет открыть в провинции Китая татарстанское представительство

«Средний оклад работника в России 15 тысяч — за такие деньги работают только в Камбодже»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

На рынок Татарстана хочет зайти торговая компания «Фабрик», занимающаяся посредничеством между российскими и китайскими предпринимателями. Генеральным директором компании является уфимский предприниматель Владислав Пантюхин. Сегодня в Казани он пытался убедить Торгово-промышленную палату Татарстана создать представительство в Поднебесной, а именно в провинции Гуандун. Корреспондент «Реального времени» послушал весьма интересную лекцию и лично пообщался с Владиславом Пантюхиным.

Как построить бизнес с Китаем

Основная деятельность компании «Фабрик» заключается в том, что они помогают предпринимателям наладить импорт и экспорт между Россией и Китаем. Одним словом, посредники. В частности, они занимаются логистикой, таможенными процедурами, поиском производителя из Поднебесной и так далее. На семинаре в Казани речь шла о многих аспектах работы — начиная от того, как нужно ставить задачу китайскому производителю, и заканчивая возможными вариантами доставки товара. Семинар, конечно это побочная цель. Основная это знакомство с местными предпринимателями и налаживание контакта с Торгово-промышленной палатой РТ.

По словам Пантюхина, в Китае действует два негласных закона. Первый касается отношений, второй — так называемое правило the same. То есть для китайцев пуговица и замок — понятия идентичные, поэтому при заказе нужно как можно конкретнее давать техническое задание.

Выбрать понравившегося производителя можно на многочисленных выставках в Китае, где они представляют образцы выпускаемого товара. Интересно, что китайцы не работают без заключения сделки — заказчик платит деньги, определяется с товаром, и только после этого запускается производство. Еще один нюанс — каждая фабрика занимается исключительно одним видом деятельности. То есть, если в провинции производят домашние тапочки, то это выглядит так: одна фабрика занимается производством резиновой подошвы, другая тканевой части, а третья тем, что склеивает или пришивает две вышеперечисленных части. Такая система работает везде — начиная от светодиодных светильников и заканчивая вендинговыми автоматами.

Перед заключением сделки также выбираешь качество товара. В зависимости от цены можно, к примеру, заказать домашние тапочки с приклеенной подошвой, пришитой или сразу приклеенной и пришитой. На самом деле, нюансов при взаимодействии с китайскими производителями великое множество, здесь перечислена лишь часть из них.

В России, по словам Владислава Пантюхина, сейчас во всех гипермаркетах и некрупных магазинах преимущественно представлена китайская продукция. В частности, для татарстанской сети бытовой химии «Альпари» его компания поставляет губки, маски для лица и другой товар. В этом случае они работают с наценкой в 100% и с рассрочкой платежа. То есть их 100% «Альпари» отдает через 45 дней после поставки товара.

Либо с большим процентом, либо через карго

«Понятно, как в целом складываются наши отношения: есть сырьевой комплекс, который состоит из нефтегазовой сферы и цветных металлов — это то, что контролируется нашим правительством, и поучаствовать в этом нам особых шансов не дают», — с этого Пантюхин начал свой рассказ относительно экспорта товара из России в Китай. Для МСБ как вариант он предложил поставку древесины, зерновых культур, сухого молока, меда, сои, то есть продовольствия.

— Продовольственный сегмент сейчас развивается, и, действительно, на китайский рынок сейчас зашли даже наши шоколадки. Они продают наши кондитерские продукты, наши соки, — говорит спикер.

Что касается транспортировки, существует несколько вариантов доставки товара — поездом с автоперевозками, самолетом и по морю. Самым надежным считается отправка груза по морю. Для перевозки нужен перечень документов, заплатить пошлину и таможенный взнос — в среднем все эти издержки раньше обходились примерно в 50% от стоимости товара. Сейчас правительство издало новый указ, согласно которому таможенные процедуры дифференцированы для различных категорий риска.

— Единственное, что делал малый и средний бизнес — это оптимизировал стоимость контрактов. Покупали за 100, показывали за 50, экономили на пошлине и НДС, и это позволяло им хоть как-то оставаться в плюсе. Сейчас рынок стоит и не понимает, что делать. Половина бизнеса просто не знает, как сейчас завозить товар.

При желании можно воспользоваться услугами китайцев и перевезти продукцию нелегально. Этот способ называется карго и подразумевает под собой незаконную перевозку небольшого количества товара, как вариант — контрафактного. В этом случае доставка обойдется дешевле, но ни о каких документах на продукцию речи быть не может.

«Логистика, таможня из Китая — это в целом очень конкурентный вид деятельности»

В перерыве между выступлением корреспондент «Реального времени» пообщался с Владиславом Пантюхиным.

— Помимо вас кто еще на российском рынке занимается подобной деятельностью?

— На самом деле, огромное количество компаний, просто у всех есть свой вектор развития. Логистика, таможня из Китая — это в целом очень конкурентный вид деятельности и очень емкий рынок. Но я думаю, что не так много компаний занимаются комплексными поставками и работают именно с сетевыми ретейлерами. Это сложно, долго, большая номенклатура и множество требований со стороны ретейлеров, но это стабильность. Потому что, когда ты с ними начинаешь работать — ты циклично им поставляешь. А частный бизнес сегодня есть, а завтра нет.

— Что касается логистики, изменения в правилах таможенного ввоза, «Платон» и другие нововведения сказались на перевозках?

— «Платон» не повлиял, потому что у нас международные перевозки. Но сказался новый закон, согласно которому всем нужно оформлять грузовой риск, и, соответственно, таможня в нашей стране сильно подорожала. На данный момент и бизнес, и логистические таможенные структуры — все стоят и не понимают, что делать. Они не знают, в какой сфере им двигаться дальше. Из-за дороговизны, как следствие, в нашей стране происходит смещение в сторону таможенного союза: брокеры и логисты не хотят завозить товар в Россию и дорого оформлять, вместо этого они везут его в Киргизию, Казахстан и Белоруссию, оформляют его там и за дорогую логистику завозят его через страны таможенного союза, тем самым оптимизируя таможенные платежи, оставляя нашу казну без платежей и НДС.

Мы — страна, зависимая от легкой промышленности. У нас производство легкой промышленности находится в неврозе — ничего нет, и ничего не делается

— На семинаре вы активно говорили об импортозамещении, о том, что Россия в силах справиться сама, но сами при этом занимаетесь тем, что везете из Китая пледы и полотенца.

— Мы как раз рассказываем и показываем, чтобы, может быть, кто-то начал производить в России. Просто мы — страна, зависимая от легкой промышленности. У нас производство легкой промышленности находится в неврозе — ничего нет, и ничего не делается. Все, что было с советских времен, уже давно распродали и сделали из этого торговые центры. Поэтому даже если на рынке будут появляться еще 10 поставщиков, они только через лет 35-40 смогут перекрыть потребности того рынка, который сейчас сформирован в стране.

— Как кризис сказался на вашей деятельности?

— Конечно, изменение курса рубля привело к тому, что определенное время рынок находился в неврозе. Ставки сократились, и люди просто боялись покупать из-за сильной нестабильности доллара. Темпы поставок из Китая снизились, и на данный момент преимущество России заключается в том, что сейчас в Китай стараются поставлять большое количество продовольственного товара. На самом деле, можно пошутить и сказать, что теперь мы — китайцы. Если брать стоимость рабочей силы в России со средним окладом в 15 тысяч рублей — за такие деньги работают только в Камбодже. Таких зарплат больше нет. Если брать Китай, там в среднем зарплата от 3 тысяч юаней, то есть 33 тысячи рублей. У нас это зарплата инженера, а там за эти деньги даже студент без образования не хочет работать. Соответственно, мы понимаем, что на данный момент в нашей стране стоимость энергоносителей, коммуникаций, производственных площадей и рабочей силы сравнима с Китаем лет 10-15 назад.

— Можно ли сказать, что сейчас эта отрасль находится в упадке?

— Сейчас интереснее говорить о том, что находится в росте (смеется). А в целом все находится в легком упадке, это нормальная тенденция, учитывая то, в какой ситуации оказалась наша страна. У нас рост, наверное, идет по экспорту продовольствия из России. Это направление развивается.

1/31
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Мария Горожанинова, фото Романа Хасаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров