Татарстанские власти хотят оставить Гарри Поттера без краснокнижных сов
Чиновники услышали зоозащитников, пытающихся возбудить уголовные дела на предпринимателей, предлагающих сфотографироваться с птицами на Баумана?
Власти Татарстана озаботились проблемой охраны диких краснокнижных животных, штрафы за отлов и продажу которых сейчас настолько малы, что обходятся дешевле охотничьих лицензий. В то же время стоимость животных (например, сов) на черном рынке может доходить до 150 тыс. рублей. Власти предлагают поднять штрафы и усилить меры административной ответственности. Как выяснил корреспондент «Реального времени», под подозрение в незаконном содержании животных из Красной книги попали даже «трогательные» зоопарки, где находят диких сов (как тут не вспомнить письмоносца книжного персонажа Гарри Поттера Буклю) и даже медведей. Тем не менее сами детские учреждения обвинения в свой адрес отрицают.
Как Татарстан отстал в вопросах защиты животных
Сегодня стало известно, что Зоологическому музею им. Э. А. Эверсмана КФУ передадут в дар чучела трех крокодилов, незаконно завезенных в Казань из Вьетнама в 2015 году. Экспертиза установила, что крокодилы, чучела которых прибыли в Казань, входят в Перечень видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения. История с чучелами крокодилов редких видов получила свое развитие на фоне борьбы за охрану диких краснокнижных животных, которая разворачивается в Татарстане. Кабинет министров РТ 18 марта внес на рассмотрение Госсовета республики законопроект об установлении ответственности за отлов, содержание и продажу животных из Красной книги Татарстана. Согласно пояснительной записке, несмотря на то, что редких животных можно вылавливать и содержать в неволе лишь в исключительных случаях, оговоренных в законодательстве, раньше административной ответственности за это не предусматривалось.
«Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан получает многочисленные жалобы о продаже через сеть Интернет животных и их дериватов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан», — говорится в документе. Также кабмин заявляет, что часто редкие, краснокнижные животные находятся в так называемых трогательных зоопарках и на торговых прилавках по всей территории республики.
Отмечается, что в данном вопросе Татарстан отстал от федерального законодательства: в ст. 8.35 КоАП РФ есть пункт, предусматривающий административную ответственность «за добычу, хранение, перевозку, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку животных или растений, занесенный в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния». Кроме того, подобные пункты есть и в законах других регионов: Вологодской, Нижегородской, Тюменской областях, в Якутии.
Части медведя… дорого
Кроме того, кабмин предлагает повысить штрафы за продажу животных, занесенных в Красную книгу, поскольку они «в современных условиях не соотносимы с размером причиняемого ущерба». «Так, ежедневная выгода от продажи некоторых видов животных, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч рублей. Например, только 1 килограмм стерляди в среднем стоит от 800 до 1 500 рублей, узкопалого речного рака — от 600 до 1 200 рублей. Стоимость хищной птицы (сова и др.), по данным интернет-ресурсов, в зависимости от возраста и вида доходит до 150 000 рублей. Части медведя (голова, лапы, шкура) предлагаются по цене от 10 000 до 100 000 рублей, дериват медведя (чучело) — от 50 000 до 250 000 рублей», — говорится в документе.
КоАП РФ, помимо взыскания штрафов, предусматривает конфискацию орудий добычи редких животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов. «Поскольку конфискация не может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, а также учитывая прибыль, которую получают правонарушители, представляется необходимым увеличение действующего денежного эквивалента санкций», — говорится в пояснительной записке.
Поэтому штраф за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, за действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих растений или животных, их продажу, пересылку без надлежащего разрешения для физлиц будет увеличен со «смешных» 1,5-2 тыс. рублей до не менее «смешных» 2-4 тыс. рублей. Отметим, что речь идет не только о живых животных, но также о частях их тел и чучелах. Штраф для должностных лиц вырастет с 3-4 тыс. рублей до 10-15 тыс. рублей, а для юридических — с 25-30 до 100-200 тыс. рублей.
Мишку потрогать…
Начальник отдела лицензирования, государственного учета, кадастра и регулирования использования объектов животного мира Управления по охране и использованию объектов животного мира РТ Ринат Чиспияков подтвердил, что нынешние штрафы несоразмерно малы и даже ниже стоимости охотничьей лицензии. По его словам, поймать «трогательные» зоопарки на содержании краснокнижных животных очень сложно. «Они все ООО, и чтобы проверить такие «трогательные» зоопарки, нужно планировать проверку, а они все создаются, 3 содержатся, потом меняют название, становятся другим юрлицом. Они сегодня есть — завтра нет», — пояснил он. По его словам, это может помогать скрывать запрещенные виды животных. Также Чиспияков отметил, что жалобы на такие зоопарки к нему в отдел приходили, но подтвердить их не удалось, кроме случая, когда в контактном зоопарке при гостинице «Регина» (владелец гостиницы — Михаил Скоблионок, — прим. ред.) обнаружили бурого медведя. «Мы выезжали к ним, предъявили, привлекли к ответственности», — рассказал он. Оценить масштабы распространения краснокнижных животных он отказался. «Это очень сложно отследить. Бывает, снимают какой-то закуток, занимаются там продажей каких-то аксессуаров, и вдруг попадаются там какие-то краснокнижные виды, такое может быть», — рассуждает он.
Тем не менее сами «трогательные» зоопарки отрицают, что содержат животных из Красной книги. Так, в казанском парке тропических бабочек «Реальному времени» ответили, что в их парке нет ни одного животного из Красной книги. «Сейчас большая шумиха вокруг контактных зоопарков, поэтому животных из Красной книги мы не держим», — заявила администратор.
Администратор «Удивительного зоопарка» Регина Валеева утверждает, что краснокнижных животных они не держат. «Мы не берем таких птиц, потом проблем не оберешься», — сказала она «Реальному времени». Однако она отметила, что в Казани есть центр реабилитации диких птиц, у которых есть «много разных сов», которых они сдают в аренду.
Баумана как канал сбыта
Руководитель казанского Центра реабилитации хищных птиц Ника Куклина, напротив, отмечает, что птиц не продает и не занимается их разведением. Однако она признает, что центр может попасть под действие законопроекта, поскольку птиц, которых им приносят на реабилитацию, нужно оформлять, что, по ее словам, можно сделать только через Москву, а это «нереально».
Впрочем, Куклина согласна с авторами законопроекта и утверждает, что в «трогательных» зоопарках краснокнижные животные все-таки были, подтверждая это скринами сообщений в соцсетях, которые зоопарки выкладывали в своих аккаунтах. «Я недавно писала заявление в прокуратуру и минприроды о том, что в «трогательном» зоопарке на Петербургской были краснокнижные птицы. Их приносили, помощи не оказывали, пытались продать или выставляли на экспозицию. Дети или родители могли заразиться от птиц, которые непонятно чем болеют и выставлены вместе с другими животными. Минприроды туда заходило с проверкой, и их оштрафовали по административному за нескольких животных: бурундуки без документов, сова сплюшка, хотя до этого их было две», — рассказала она «Реальному времени».
В качестве другого канала сбыта птиц она называет людей, которые предлагают туристам сфотографироваться с совами на улицах города. «Мы пытались бороться с теми, кто ходит с ними на Баумана с 2003 года. Они дешево покупаются на птичьем рынке в Москве, везутся с Украины контрабандой массово. За 5 тысяч можно взять сипух (их иногда путают с совами — прим. ред.). За полгода фотографий такая птица может умереть, потому что может оказаться больной: никаких диагностик и лечения им не делают. Там по факту работают два человека. Второй появился недавно, он хорошо общается с участковым отдела Япеева. Они одной национальности, видимо, дружат, поэтому наши заявления не увенчались успехом. И мэрия отвечала, что им в принципе можно ходить, главное, чтобы люди не заболели. Но летом было такое, что только что умершую птицу просто выкинули в мусорку у «Макдоналдса», — рассказывает Куклина. Доказательством того, что птицы часто болеют, она считает то, что они постоянно меняются.
«Все имена торговцев птиц известны»
По ее словам, торговлей краснокнижными птицами в Татарстане занимаются всего несколько людей, но рынок достаточно большой, потому что очень многие хотят купить сову: речь может идти о сотнях птиц. «Они получают нездоровую птицу, по содержанию которой почти никакой информации не дают. Наверное, нужно начинать с самого министерства природы и охотнадзора, потому что, к сожалению, люди, сидящие там, очень хорошо знакомы с тем, кто запустил этот бизнес, и, видимо, верят им на слово, что это обычные люди, сокольники».
Цена на дальневосточные виды сов, по словам Куклиной, действительно может доходить до 150 тысяч, например, на полярную сову (как тут не вспомнить белую сову, принадлежащую герою популярной подростковой книжной саги Гарри Поттеру, Буклю). Хотя в питомнике такая птица с документами стоит 50 тысяч в среднем.
Однако, судя по информации в поисковиках, купить ту же сову можно дешевле: так, на avito.ru птенцы совы сипухи продаются за 15 тыс. рублей; столько же, кстати, стоят ястребы. Неясыть можно купить за 25 тыс. рублей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.