«Первый театр»: ускользающая старина

Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 29-я

«Первый театр»: ускользающая старина
Фото: скриншот realnoevremya.ru видео "Беренче театр Первый театр 1961г" youtube-аккаунта "Айдар Гайнутдинов"

В 1961 году на Казанской телестудии был снят фильм «Беренче театр» по пьесе Галиасгара Камала. Не так-то много у нас от того времени сохранилось записей, а по этой можно подробно рассказывать о татарском театре. «Беренче театр» 29-летний Камал написал в 1908 году. То есть через два года, как в Казани был впервые публично сыгран спектакль на татарском языке.

Нынешние ветераны сцены в роли молодежи

Кстати, одной из показанных пьес был его вольный перевод драмы «Жалкое дитя». «Беренче театр» — это насколько классическая постановка, что в ней каноническим стал каждый эпизод. Характерный длинный монолог Вали в начале и его песня. Препирательства с женой Гафифой (дочерью хозяина дома Хамзы бая), которая сомневается, стоит ли идти на театральную постановку. Зеркальная сцена — с мнительным сыном Хамзы Хабибрахманом и его супругой Факихой. Пересчет денег Хабибрахманом. Объяснения со служанкой Биби. Разговоры приказчика Фатиха. Яростный монолог Хамзы в конце.

Консультирует фильм Ибрагим Нуруллин, еще не написавший биографию Тукая как предвестника революции. В некоторых эпизодах можно увидеть старую Казань — проход у Иоанно-Предтеченского монастыря в сторону Кремля, подъем по неасфальтированной дороге по улице Достоевского у дома часовщика Климова. Минарет Азимовской мечети.

Ограду мечети Марджани, у которой жители Старо-Татарской слободы (среди них можно узнать молодого Рината Тазетдинова) читают афишу. Вроде бы спуск с Ульянова-Ленина (там, где сейчас ЖК «Вишневый сад»). Последнее хорошо рифмуется с фактом, что на этой улице в кругу друзей играли первый спектакль на татарском, еще не публично.

Играют актеры, об игре которых нам достались воспоминания, — и те, кого сейчас называют «щепкинцами». В 1961-м их как раз приняли в труппу. Фирдаус Ахтямова (Биби), которая сыграла в конце жизни главную роль в фильме «Бибинур». Недавно ушедший из жизни Николай Дунаев (Фатих). Равил Шарафеев (Хабибрахман), который играет до сих пор. Также из молодежи — Ирек Багманов (Вали), он несколько лет играл в Передвижном (ныне Тинчуринском) театре, а потом присоединился к главному академическому.

Есть и актеры других поколений. Назиб Гайнуллин (Хамза бай). Ему в момент съемок нет и 50, он в театре с 1936-го, а в 1959-м снимется в «Хмурый Вангур», причем будет играть проводника из народа манси. Шахсанем Асфандиярова (Гафифа), родившаяся в Узбекистане, учившаяся в местном хореографическом и бывшая сначала артисткой балета, а в 1950-м ставшая актрисой Камаловского. Вера Минкина (Факиха), играющая с 1952-го — ее также можно было увидеть в фильмах «Ришат — внук Зифы» и «Клад».

Трактовки и этнографические ценности

«Беренче театр» играют сейчас в Буинском театре с несколько другим составом героев. В этом сезоне его поставил в Тинчуринском, как первую пробу в режиссуре, Ильнур Гарифуллин, в конце добавив открытие памятника «известному критику Искелеку Надановичу» (то есть Устаревшему Глупцу). А в прошлом году в качестве одной из дипломных работ студенты курса татарского актерского мастерства Казанского государственного института культуры показали «Беренче театр», где Биби стала чернокожей, что стало поводом для статьи в «Реальном времени» и рассуждением на тему постмодернистских приемов в республиканском театре. Наконец, в 2018-м его поставила татарская община Монреаля. На следующий год они планировали «Галиябану». Возможно, когда-то получится.

И сейчас мы смотрим эту пьесу как противостояние традиции и западничества, как набор выверенных шуток, воспринимаем как своеобразную историческую комедию. Но, увы, нам никогда не ощутить то же, что ощущали люди в 1908-м, когда им рассказывали о чем-то действительно новом, к чему многие решили присоединиться. А теперь татарский мир без театра представить просто невозможно. Вероятно и к сожалению, в одном из вариантов развития в будущем татарская речь сосредоточится именно здесь. А какой спектакль тогда будут пересматривать потомки?

Радиф Кашапов
ОбществоКультураИстория Татарстан
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 30 ноя
    Я не согласен. Почему нам никогда не ощутить то же, что ощущали люди в 1908-м? Просто нужно постараться проникнуться атмосферой того времени, и тогда всё станет понятно.
    Кстати, в 70-х, помню, частенько на телевидении появлялись достойнийшие, на мой взгляд, спектакли, которые, потом, почему-то, куда-то просто пропали... К сожалению, я не могу вспомнить названия этих спетаклей – помню только, что один из них назывался «Күк капусы ачылганда», и ещё какая-то постановка была, по-моему, по произведению какого-то японского драматурга.
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    Смотреть дома можно конечно, но вот так не сходить в театр и не почувствовать атмосферу грустно. Лучше пойти и настроение поднять
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    Золотом обсыпь - в театр не пойду. Клоунов смотреть!
    Ответить
    Анонимно 30 ноя
    Правильно. Это излишество, которое никому не способно принести пользу. Лучше уж аудиокнигу прослушать, если нет желания или возможности прочитать произведение драматурга. Все равно никто не способен воплотить эти произведения в искусстве так, как это вам нужно. Да и сами произведения предлагают вам готовую сюжетную линию, которую вы не способны изменить, даже если вы с ней и не согласны.
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    Чистота какая-то
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров