Александр Овчинников: «Истоки Руси не на Украине, а в российском Среднем Поволжье?»

Александр Овчинников: «Истоки Руси не на Украине, а в российском Среднем Поволжье?»
Фото: Фрагмент экспозиции Национального музея РТ. Интерьер наземного жилища именьковской культуры (V—VII вв. н.э.). Фото Елены Сунгатовой (art16.ru)

Первое русское протогосударство возникло на Волге, потомки волжских русичей основали Киев и создали базис для образования Киевской Руси. Эти утверждения звучат фантастично, но они — результат последних достижений академической исторической науки. По крайней мере, так утверждает в авторской колонке для «Реального времени» казанский историк, кандидат исторических наук Александр Овчинников.

Украина — один из лидеров по созданию мифов о прошлом

История, хотелось бы этого профессиональным историкам или нет, тесно связана с актуальной политической ситуацией. Если бы этого не было, то рассказы о прошлом лежали бы мертвым грузом, который бы мало интересовал обычных граждан и государство. Сама наука не сразу пришла к такому выводу, долгое время считалось само собой разумеющимся говорить о беспристрастном ученом, добросовестно изучающем «седую старину» и рассказывающем о ней заинтересованному читателю. За этой идеалистической картиной скрывались фальсификации, умолчания об исторических источниках, неукоснительное следование актуальной идеологии. Понимание того, что наука является частью социально-политических отношений, в науковедении осмысливается как постнеоклассическая стадия развития научного знания. Исходя из этого, ученые изучают в том числе и расцвет исторического мифотворчества в республиках бывшего СССР.

Одним из лидеров по созданию мифов о прошлом являлась и является Украина. За последние 30 лет здесь появились одобряемые властями фантастические версии прошлого, «делающие» украинцев одним из древнейших народов на планете со славной историей государственности и так далее. На эти фантазии можно было бы смотреть снисходительно и рассматривать их как «болезнь роста» молодого государства, но украинские представления об истории нередко характеризуются агрессивностью по отношению к соседям, прежде всего к России. Сегодня мы видим, как схоластические на первый взгляд дискуссии из интернета и научной литературы переходят на поля реальных сражений. Нет ничего зазорного в том, что историческим мифам соседнего государства Россия противопоставляет свой взгляд на историю, и делает это, в отличие от 1990-х годов, вполне успешно.

Фото: ursa-tm.ru

В украинских учебниках есть одна мифологема, которая даже некоторым профессиональным историкам кажется вполне убедительной и обосновывающей древность Украины и «изымающей» у России целый пласт ее истории, наполненный выдающимися историческими деятелями, богатой материальной и духовной культурой, значимыми военными победами. Речь идет о средневековом, в основном славянском, государстве «Киевская Русь». Действительно, нынешняя столица Украины — город Киев, современные украинские границы почти полностью, за исключением северной части, повторяют контуры границ Киевской Руси. Россия же, в лучшем случае, воспринимается как осколок Золотой Орды — государства некоторое время хоть и могущественного, но явно неевропейского. Для того чтобы противостоять этому мифу, не нужно создавать собственный миф, достаточно воспользоваться достижениями современной российской, а до этого времени советской академической исторической науки.

Истоки Руси не на Днепре, а на Средней Волге?

Дело в том, что истоки Руси, возможно, находятся не на Днепре, а на Средней Волге. Именно здесь в IV—VII веках нашей эры проживало население, этническим самоназванием которого, скорее всего, было «Русь». Речь идет об именьковской археологической культуре, памятники которой (городища, селища и могильники) оставило население, жившее в IV—VII вв. н. э. на огромной территории от р. Суры (Мордовия) на западе до р. Белой (Республика Башкортостан, известное городище Уфа II) на востоке, от Нижней Камы (Лаишевский, Спасский и другие районы Татарстана) на севере до Самарской Луки (изгиб Волги в районе г. Самары) на юге. «Именьковцы» были первыми серьезными земледельцами-пахарями в Среднем Поволжье, после себя они оставили величественные укрепления (городища) и святилища (например, рядом с селом Кирби недалеко от г. Казани). Своих умерших они сжигали, хотя встречаются и «обычные» захоронения без использования огня.

Точка зрения о славянском происхождении части «именьковцев» была высказана еще московским археологом А.П. Смирновым (1899—1974), затем развита самарской исследовательницей Г.И. Матвеевой (1933—2008) и известным петербургским востоковедом С.Г. Кляшторным (1928—2014) (в «именьковцах» он видел упоминаемых в арабских источниках в Поволжье «ас-сакалиба»). Соглашался со «славянством» основной части именьковцев и главный специалист по этой проблеме, мой учитель, известный казанский археолог П.Н. Старостин (1924—2004). За исследованиями по именьковской проблематике внимательно следил крупный археолог-славяновед академик РАН В.В. Седов (1924—2004). Досконально зная материал праславянских и славянских археологических культур Восточной Европы и сравнивая их с материалами именьковских памятников Среднего Поволжья, он создал убедительную картину исторических процессов, происходивших на Днепре и Волге в эпоху раннего средневековья.

Раскопки Именьковского городища. Фото: komanda-k.ru

Предки славян проживали в районе среднего течения реки Днепра в окружении поздних сармат, балтов и готов-германцев, оставивших памятники постзарубинецкой и черняховской археологических культур. В 375 году нашей эры данные районы подверглись опустошительному нашествию гуннов и местное население было вынуждено искать новые места обитания (другая часть «черняховцев» и «постзарубинцев» влилась в гуннское войско и двинулась на запад в пределы Римской империи). Одна из групп бежавшего от гуннов населения оказалась на берегах Волги в плодородных районах Самарской области. В дальнейшем их сородичи постепенно стали продвигаться на север и дошли до центральной части современного Татарстана. Материальные следы их пребывания в Среднем Поволжье в IV—VII веках объединены в понятие «именьковской археологической культуры».

Значительное (судя по более чем пятистам памятникам) количество населения, продуманная и тянущаяся на сотни километров система укреплений свидетельствуют о самоорганизации «именьковцев» в раннее протогосударственное образование. Его столицей вполне могло быть огромное Больше-Тарханское городище в Тетюшском районе Татарстана. По мнению казанского историка и нумизмата А.Г. Мухамадиева (1933—2018), «именьковцы» пользовались собственными деньгами.

Население именьковской культуры активно контактировало с северными соседями, предками современных коми и удмуртов. В прапермский язык примерно в «именьковское» время попал этноним, который позже в коми и удмуртском языках трансформировался в слово «русский».

Реконструкция жилища именьковской культуры в Нацмузее РТ. Фото: rossica-antiqua.livejournal.com

Волынцевская культура может быть материальным отражением Русского каганата

Именьковское население в массе своей пробыло в Среднем Поволжье несколько столетий. Начиная с конца VII в. оно начало постепенно покидать наши края. Причинами этого могла стать эпидемия чумы и(или) набеги южных кочевников булгар. Оставшиеся именьковцы постепенно слились с булгарами. Саму Волжскую Булгарию еще долго называли «страной славян» (см. «Записки Ахмеда ибн-Фадлана»), многие булгарские города (например, Болгар) появились на месте именьковских городищ, навыки земледелия булгары-кочевники также заимствовали, видимо, у «именьковцев».

Что же случилось с той частью именьковского населения, которая покинула Среднее Поволжье? Они ушли на Средний Днепр и дальнейшая их судьба более чем интересна. Почти одновременно с исчезновением именьковской культуры на Левобережье Среднего Днепра появляется волынцевская археологическая культура, признаки которой сходны с именьковской. В этом же районе встречаются архаичные гидронимы (названия рек), которые могли быть оставлены «именьковцами», около 300 лет прожившими на Волге в изоляции от других славян. Потомками «волынцевцев» стали северяне и вятичи, а сама волынцевская культура может быть материальным отражением Русского каганата — известного по источникам протогосударства славян-русов. Это образование в военном отношении было довольно сильным, даже хазары в 830-е гг. попросили Византийскую империю построить на русо-хазарской границе линию крепостей, видимо, серьезно опасаясь северного соседа. Волынцевская культура захватывала в основном левобережье Днепра, но на правом берегу «волынцевцы» поселились на знаменитой Старокиевской горе, до сих пор являющейся достопримечательностью Киева, и само основание города следует связывать, по мнению археолога В.В. Седова, именно с «волынцевцами», повторюсь, возможными потомками «именьковцев».

Со временем власть в Русском каганате захватили пришлые варяги (викинги), последних из которых, Аскольда и Дира, упоминает Повесть Временных лет. В 882 году их обманом убивает бывший дружинник Рюрика Олег (Хельги, умер в 912 году) и ставит на княжий престол сына Рюрика Игоря (Ингвара, 912—945). В 882 году происходит объединение политик с центрами в Новгороде и Киеве, и таким образом на исторической карте появляется Древнерусское государство («Киевская Русь»). Однако еще долгое время собственно «Русью», «Землей Русской» в узком значении этого слова, называли бывшую территорию волынцевской археологической культуры («Русского каганата»).

Именьковский воин. Реконструкция. Художник О. Брандуков. Фото: komanda-k.ru

В дальнейшем киевским князьям понадобилось создать сборник законов — знаменитую «Русскую Правду». Она состоит из нескольких частей и две первые из них («Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей») резко отличаются друг от друга. Если в первой «Правде» мы видим архаичные отношения с общинами и патриархальными рабами (холопами), то вторая «Правда» нам рассказывает о полноценном феодальном обществе с серьезным социальным расслоением. Специалисты считают, что «Правда Ярослава» отражает реалии Новгородской Земли, с которой князь Ярослав Мудрый (1019—1054) в свое время имел самые тесные связи, а «Правда Ярославичей» создавалась в пределах собственно «Русской земли» (бывшего Русского каганата) с центром в Киеве и в более развитой социальной среде. В свою очередь, вполне возможно, что это развитие началось еще на берегах Волги. Среди именьковских памятников известны как кучные поселения общин (патриархальных семей) вокруг городища-убежища, так и отдельные поселения-«хутора», свидетельствующие о начале разложения общины и формирования протофеодальных отношений. Итог этих процессов и был зафиксирован в «Правде Ярославичей» у возможных потомков «именьковцев» — населения Среднего Поднепровья Киевской Руси.

Миграции на значительные территории — обычное дело для эпохи Великого переселения народов. В результате сегодня имеются родственные археологические памятники, но находящиеся на территории разных государств. Научное знание об этих артефактах вполне можно использовать для противостояния историческим мифам. Актуализация сведений об именьковской культуре и потомках ее населения позволяет укрепить в массовом сознании представления о преемственности между Киевской Русью и современной Россией. Было бы оправданным внесение в учебники информации о Среднем Поволжье как регионе зарождения русской (в целом российской) государственности. Среди именьковских памятников есть визуально эффектные для туристического освоения объекты (прежде всего городища), которые в то же время могут стать площадкой для проведения массовых праздников, например, приуроченных к 12 июня — Дню России.

Александр Овчинников, кандидат исторических наук
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 25

комментарии

  • Анонимно 17 май
    Село Кирби первая столица русских

    я всегда знал это, мне пра-дед Ибрагим расказывал
    Ответить
  • Анонимно 17 май
    вы лучше у этого историка спросите, как тут ислам принимали булгары)))
    Ответить
    Анонимно 17 май
    Ибн Фадлан в своей книге писал, что Алмуш был царем сакалибов, т.е. славян.

    В 922 году на Средней Волге добровольно принимали ислам не только тюрки-булгары, но
    и сакалибы-славяне.

    Так следует из Записок ученого араба, секретаря Багдадского посольства Ибн Фадлана.

    И в построениях А.Овчинникова есть рациональное зерно.

    Но так как история тесно связана с политикой и идеологией, начало статьи автора яркий тому пример, то учёным-историкам трудно конкурировать с идеологами-историками.
    Последних 99%.

    Ответить
    Анонимно 17 май
    хорош врать какое зерно?! ты о че6м враньё все лютоевранье!! вес рьез никто непримета этого овичнникова любой ученый будет считать за жулика
    Ответить
    Анонимно 17 май
    Типичный комментарий типичного политика-историка - хамство, ненависть и злоба.
    Ни каких аргументов "ни за ни против".
    Ответить
  • Анонимно 17 май
    Если верить этим историкам русские появились на земле 1 триллион лет назад
    Ответить
    Анонимно 17 май
    Вы же, "господин хороший", нагло врете.
    Приведите ссылку на научный труд, где пишут, что "русские появились 1 триллион лет назад".
    Вы хам, врун и провокатор.
    Мелкий.
    Ответить
    Анонимно 17 май
    Все знают, что Великую Русскую Реку Волгу выкопали русские. Поэтому она называется Великой Русской Рекой. Река Волга появилась в эпоху миоцен, которая началась 23 миллиона лет назад и закончилась 5,3 миллиона лет назад. Получается русские жили уже 5 миллионов лет назад, а может даже 23 миллиона лет назад. Выкопали Волгу они. (Геолог, МГУ)
    Ответить
    Анонимно 25 май
    Ой как остроумно
    Ответить
  • Анонимно 17 май
    Сначала татар начали переделывать в булгар, теперь булгар переделывают в русичей.... Бааа, в каком удивительном мире мы живем! Ну тогда, если посмотреть в обратном порядке, то и булгары и русские являются татарами!!! И это доказывает, что древнее название России было когда-то "Великая Татария", с населявшими ее татарами.

    Дело в том, что истоки Руси, возможно, находятся не на Днепре, а на Средней Волге.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/250648-istoki-rusi-ne-na-ukraine-a-v-rossiyskom-srednem-povolzhe
    ВОЗМОЖНО...! Но не факт!
    Ответить
    Анонимно 17 май
    Если поточнее, в конце 19 - начале 20 века булгар-мусульман, не желающих служить в армии (вера запрещала - а по-современному это религиозные пацифисты) судили и ссылали Сибирь или признавали умалишенными и помещали в психбольницы. Поэтому стали называть себя просто мусульманами, так как религиозными быть было не запрещено, а конформисты стали называть себя "татарами", как их называли русские и чиновники. Дворяне, кстати, называли их "магометанами". В советское время (в 20-х годах), естественно, уже мусульманами стало называть себя опасно, так как религия преследовалась, назвали по-быстрому "татарами", референдумов тогда не проводили, не до этого было - Гражданская война шла. А потом и активных булгаристов репрессировали, остальные притихли, жить то хочется, но знали, что они не "татары", а мусульмане. Следующие поколения были атеистами, как и полагалось при советской власти, а значит уже не мусульманами. Но не все же память потеряли. Некрасивая история, но как есть. Зато в 21 веке можно свободно в перепись записываться булгарами.
    Ответить
    Анонимно 17 май
    Все булгары это чуваши.
    Ответить
    Анонимно 17 май
    Предки говорили, что чуваши - родственный булгарам народ, это племя было меньшей численности по сравнению с булгарами. Генетики определят, было ли родство, но раз рядом жили тоже смешивались, наверное.
    Ответить
    Анонимно 18 май
    все нынышные булгары все они чуваши
    Ответить
    Анонимно 18 май
    Насчет "нынышных" не знаю, а нынешние записываются булгарами и некоторые чуваши, и некоторые "татары", потому что советское время часть историков считала, что булгары предки чуваш.
    Ответить
    Анонимно 20 май
    Не надо придумывать историю, в ревизских сказках за 1700-е годы мои предки упоминаются как татары, а не какие-то магометане. И булгарят ни где нет!
    Ответить
    Анонимно 20 май
    ваши историки историками не являются.
    Ответить
    Анонимно 20 май
    Историк ХVIII века П. Рычков, автор "Опыта Казанской истории древних и средних веков (СПб, 1767) писал, что казанцы не являются татарами, что это название в отношении их яляется историческим недоразумением. Эта работа, написанная по русским летописям, был первой попыткой установить истину о происхождении народа, попыткой покончить с начавшим получать гражданство в русской историографии отождествлением "татар" с монголами.

    Видный просветитель второй половины 19 века Каюм Насыри в своих исторических, этнографических, археологических трудах писал, что "татары" яляются прямыми потомками булгар, и свое происхождение по родословию предков выводил из булгар, но свои учебники по родному языку вынужденно называл "татарскими", потому что русские к тому времени уже забыли название "булгары".
    Ответить
  • Анонимно 17 май
    18 мая,время 18.15. Российское-TV показывает " научный" фильм " Как жили на Руси до Христа. "Спрашивают куда подевались русские пирамиды?
    Ответить
    Анонимно 17 май
    Ищите, ищите, раз Вам так интересно.
    Зачем злобитесь?
    Ищите.
    Ответить
    Анонимно 18 май
    Какая еще Русь до Христа? Совсем сбрендили?
    Ответить
  • Анонимно 18 май
    Русь пояивлась в 7 веке н а Русской равнине
    Ответить
    Анонимно 18 май
    Может в 7 тысячелетии до Рождества Христова? Какая еще Русь в 7 веке?
    Ответить
    Анонимно 20 май
    для необразованных РУсь в летописях стала упоминаться с 7 века.
    с 7 века начинаются войны между русью и визанитией...за 600лет к 13 веку русь развилась в мощное государство котрое противостояло монголам
    Ответить
    Анонимно 21 май
    Нет в летописях про Русь в 7 веке. Хватит врать!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров