«Онлайн-подготовка к ЕГЭ стоит до 15 000 рублей и выше»

Интернет активно проникает во все сферы жизни человека, в том числе и в образование. Новыми возможностями Всемирной паутины пользуются как педагоги, так и школьники. Особую роль в получении новых знаний теперь играют онлайн-курсы. Директор казанского лицея №7 для одаренных детей Альберт Ахметов в авторской колонке «Реального времени» поделился своим мнением об эффективности интернет-ресурсов в сфере образования.

Двойная инициатива

Спрос на качественное образование был и будет всегда, а с появлением интернета увеличивается его доступность. Еще пять лет назад дети прекрасно учились без онлайн-сервисов. Но в век технологий, когда в глобальной сети появилась возможность покупать товары, оплачивать счета, консультироваться у специалистов дистанционно и т.п., образование не могло остаться в стороне, в зоне офлайн.

Умение успешно пользоваться онлайн-сервисами – это одна из компетенций, которыми должен обладать сегодня каждый выпускник. Далеко за примером ходить не надо. В нашем лицее практически все учащиеся 11-х классов пользуются онлайн-сервисами для подготовки к единому госэкзамену. Инициатива исходит как от самих школьников, так и от преподавателей.

«Тюнинг» школьного образования

Как говорится, спрос рождает предложение. Но как оценить эффективность интернет-ресурсов, которые предлагают школьникам улучшить свои знания при подготовке к ЕГЭ, к основным предметам в рамках школьной программы?

Я считаю, что эффективность онлайн-ресурсов, которые предлагают школьникам улучшить свои знания, может сильно варьироваться. Это зависит от большого количества факторов. Но для родителей и школьников в первую очередь важно помнить, что при выборе платных онлайн-курсов необходимо отдавать предпочтение известным образовательным организациям, которые действительно могут подобрать квалифицированных преподавателей.

У онлайн-курсов есть масса плюсов:

  • экономический аспект: они помогают бесплатно подготовиться к экзаменам в отличие от репетиторов;
  • актуальность информации: обновления, изменения, нововведения, то есть информация в онлайн, в отличие от книг, не устаревает;
  • индивидуальный подход: можно выбирать специфические темы, которые слабо проработаны у учащегося, и сконцентрироваться только на них, решая большое количество типовых задач;
  • оценка уровня знаний: многие сайты дают возможность пройти пробные версии экзаменов и, как следствие, узнать свои слабые и сильные стороны по усвоенным темам, а далее — провести тонкий «тюнинг» и устранить пробелы.

Наряду с платными предложениями есть огромное количество бесплатных онлайн-ресурсов, на которых можно найти ответы практически на все вопросы школьной программы.

Эффективность онлайн-ресурсов, которые предлагают школьникам улучшить свои знания, может сильно варьироваться

В помощь ленивому

Существует мнение, что некоторые онлайн-ресурсы предназначены для ленивых школьников. Вбил в поисковую строку условие задачи – и получил пошаговое ее решение. А подобная «помощь» ученику сказывается на качестве образования.

С одной стороны, задачи с пошаговым решением позволяют ученику еще раз повторить материал урока, усвоить то, что вызвало сложность. С другой — это повод списать готовое решение. Поэтому со стороны родителей должен быть строгий контроль, каким образом ребенок пользуется онлайн-ресурсами при подготовке уроков.

Право на бесплатное образование

Полноценные онлайн-курсы очень редко бывают бесплатными, об этом нужно помнить. В частности, цена за подготовку к ЕГЭ будет варьироваться от 1 000 до 15 000 рублей и выше.

Но есть приятные исключения. Например, на сайтах некоторых российских и зарубежных вузов размещены дополнительные курсы и лектории. Это делается преимущественно бесплатно, для привлечения большего количества абитуриентов в свои альма-матер. Кстати, есть прекрасный ресурс coursera.org, собравший на своей платформе одни из лучших бесплатных онлайн-курсов. Но они, как правило, на английском языке.

Все же многие из них предполагают платное обучение для школьников. Но я считаю, это не является условием ущемления права ребенка на бесплатное образование, так как право на бесплатное образование обеспечивается основным школьным образованием. Интернет-ресурсы – это дополнительная опция: хочешь – делай, не хочешь – не делай. За курсами стоит труд педагога и других специалистов, и он должен оплачиваться.

Интернет-ресурсы – это дополнительная опция: хочешь – делай, не хочешь – не делай

Онлайн-курсы наших школ

Все общеобразовательные организации, в том числе и в Казани, нацелены на обучение и воспитание только своих детей, зачисленных в образовательное учреждение. В школе, как я уже сказал выше, обучение очное и нет острой необходимости в организации онлайн-курсов для своих учеников (за исключением случаев надомного обучения).

К тому же в условиях, когда интернет предлагает огромное количество подобных услуг, нет смысла их тиражировать. Однако в некоторых школах, где принимают детей на конкурсной основе, есть свои онлайн-курсы, нацеленные на подготовку к поступлению. Наш лицей в данном случае не исключение, потому что поступление у нас конкурсное.

Перспектива

Сейчас мировые ведущие вузы предлагают различные формы онлайн-образования вплоть до сдачи экзаменов. Многие начинают задумываться: а не произойдет ли замещение классического обучения, когда господствует прямое общение учителя и ученика?

Я полагаю, что здесь нужно разделять общее образование — высшее и профессиональное образование. Школа – это общее образование, оно формирует личность. То есть, помимо знаний, школа дает важные навыки для жизни, поэтому школьное обучение было и должно оставаться очным. Ведь очень сложно научить ребенка сотрудничеству, поддержке, умению работать в команде, решению конфликтных ситуаций только с помощью компьютера.

Что же касается профессионального и высшего образования, то получение такой формы вполне приемлемо для некоторых специальностей и позволяет выбрать удобный для себя темп и интенсивность учебы.

Альберт Ахметов, фото Камиля Миннуллина (vk.com/lycey7)
Справка

Альберт Мунирович Ахметов – директор лицея-интерната №7 г. Казани.

  • Родился в 1981 году в г. Туймазы (Башкортостан).
  • В 2004 году окончил Татарский государственный гуманитарный институт (учитель английского и арабского языков).
  • В 2011 году – Институт развития образования РТ (менеджмент в сфере образования).
  • С 2001 года работает в лицее-интернате №7 г. Казани учителем английского языка, завучем (с 2006 года). С 2009 года – директор.
  • Возглавляемый им лицей два года подряд входит в рейтинг Минобразования РФ «100 лучших школ России».
  • Обладатель гранта «Наш лучший директор» (2012 год), обладатель почетного знака «Директор года – 2014» (Минобразования РФ).

Новости партнеров