Артем Здунов: «То, что я слышу, конечно, вопиющий случай!»

В Набережных Челнах накануне высадился казанский десант минэкономики РТ по поручению президента республики Рустама Минниханова. Глава ведомства Артем Здунов, бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, глава ТПП Шамиль Агеев и другие приехали в автоград, чтобы выяснить проблемы, потребности и возможности местных предпринимателей и сформировать на основе этого заявку Татарстана на средства федеральных программ. Тем временем корреспондент «Реального времени», побывав на встрече, узнал, что банки вообще перестали кредитовать любой бизнес, так или иначе связанный с «КАМАЗом», продовольственные рынки стонут от роста арендных ставок, а перевозчики раскритиковали пропитерский протекционизм команды Шайхразиева.

Личное участие

Команда экономического блока Татарстана во главе с министром Артемом Здуновым, главой ТПП РТ Шамилем Агеевым, бизнес-омбудсменом Тимуром Нагумановым по поручению президента РТ Рустама Минниханова побывала накануне в Нижнекамске и Набережных Челнах, где встретилась с местными предпринимателями.

В зал челнинской ТПП, где и прошла встреча чиновников с бизнесменами (такие же проводились и в 2008-2009 годах), понабилась уйма народу. Причем, как ни старались предпринимателей посадить в первые ряды, бизнесмены тушевались и, бормоча «только бы подальше от начальства», убегали на галерку.

Тем временем первой слово взяла замруководителя исполкома Челнов Наталья Кропотова, которая возглавляет управление экономического развития и поддержки предпринимательства. По словам Кропотовой, всего в Челнах порядка 30 тыс. бизнесменов, с начала 2014 года зарегистрировано 2 578 индивидуальных предпринимателей, что на 14,6% больше соответствующего периода прошлого года. Вклад малого и среднего бизнеса в валовой территориальный продукт составляет 33,1%, тогда как в среднем по республике — 25,6%. А оборот малых и средних предприятий в 2014 году составил 134,7 млрд рублей или 29,7% от общего оборота по городу.

В 2014 году в автограде было оказано финансовой помощи бизнесу на общую сумму 78,7 млн рублей, из них по «Лизинг-гранту» — 35,4 млн рублей, на субсидирование процентной ставки — 3,8 млн рублей, на возмещение затрат на приобретение основных средств и нематериальных активов — 39,5 млн рублей.

Регламент был забыт. Прошли 5 минут. 10 минут. 15… Шамиль Агеев в какой-то момент поаплодировал в одиночестве докладчице. Ноль внимания. Ровно столько предприниматели уделили самой Наталье Кропотовой. Начался шум, гам, переговоры, кто-то разговаривал по телефону. Президиум во главе с министром экономики тоже откровенно скучал. На 19-й минуте доклада, взяв весь президиум измором и торжествующе глядя перед собой, замруководителя исполкома прошествовала на свое место. С облегчением вздохнул весь зал.

Госконтракты: за поставки платят только в конце года

Поняв, что Кропотова истратила весь лимит на эффективное восприятие докладов в этот вечер, Артем Здунов сразу предложил задавать ему вопросы, выдвигать предложения, делиться жалобами. Заявив лишь, что для участия в конкурсе министерства экономического развития РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства пока заявка от Татарстана не подана, — министерство собирает необходимую информацию от самого бизнес-сообщества, чтобы заявиться по тем программам, где это больше всего будет нужно.

Изумленный то ли открытостью спикеров, то ли столь резким переходом от бессодержательного доклада местной чиновницы к четкому предложению министра, зал с полминуты помолчал, но затем дружно атаковал Здунова всем бизнес-сообществом.

Больным вопросом оказались госконтракты. Один из предпринимателей, не назвавшись, заявил, что снабжает мясом «КАМАЗ», однако в последнее время себестоимость производства увеличилась, а цена госконтракта — нет. В результате бизнес попал в ценовые ножницы. Министр попросил всю подобную информацию передавать ему для оперативного реагирования. Однако заметил, что на федеральном уровне этот вопрос обсуждается с несколько другими акцентами: якобы поставщики недобросовестно подходят к исполнению госконтрактов.

Тендерная система вызывает вопросы и у Дмитрия Федорова, представителя ООО «Центр глазного протезирования». Его речь вообще вызвала самую широкую поддержку среди бизнесменов, работающих по госконтрактам. Во-первых, по его словам, сложности вызывает система оплаты по тендерам: за товары и услуги госучреждения расплачиваются в лучшем случае в конце года. «Фактически наша компания беспроцентно кредитует некие лица», — иронично заметил Федоров. В то время как сами компании (в том числе и фирму Федорова) атакуют банкиры-кредиторы. Во-вторых, претензии есть и к госструктурам Татарстана, которые размещают госзаказы с заведомо невыполнимыми критериями, явно рассчитанными на определенного заказчика. В случае с «Центром глазного протезирования» (продукт — искусственный хрусталик глаза, глазные протезы) доходит, по словам бизнесмена, до смешного — только чтобы победила английская компания RAYNER. Вплоть до критерия «зеленой упаковочной коробки» и «божественного света»:

— Что за ерунда? Ну, у нас синяя коробочка. Давайте мы ее покрасим тогда, что ли? В итоге мы не можем «заехать» со своим товаром в Татарстан — учреждения типа РКБ принципиально через тендерную систему делают все возможное, чтобы нашей продукции там не было.

Министр предложил обратиться по вопросу к Якову Геллеру, гендиректору Агентства по госзаказу РТ: «Знаете такого?»

— Да, мы его знаем, — грустно протянул бизнесмен. («Ага, Геллер во всем виноват», — бросил Шамиль Агеев то ли в шутку, то ли всерьез).

— В этом надо разобраться. То, что я слышу, конечно, это вопиющий случай! Берем в работу, — обнадежил министр предпринимателя.

Имиджевый фильм о Челнах и многосерийный фильм Штейнберга

— А что, по банковским кредитам проблем ни у кого нет? — удивился Агеев. — Вы же сами через пару месяцев взвоете. Мы вот к вам приехали сразу после встречи в Нижнекамске сегодня. И там большинство жалоб в части сложностей с получением банковских кредитов. У вас проблем нет?

— Есть-есть, — зашумели в зале, но прежде чем изнывающие от банковского гнета получили микрофон, его перехватил Сергей Майоров, председатель наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций города Набережные Челны (глава группы компаний «Магнолия»).

— В том году за свой счет мы разработали сценарий имиджевого фильма про Набережные Челны и хотели обратиться с просьбой, — смущенно заметил Майоров. — Фильм достаточно дорогой. Где-то миллион с копейками. Хотели бы, чтобы нам 50% софинансировали, а 50% мы сами потянем. Сценарий нами уже оплачен!

Глаза у членов президиума округлились. Гендиректор ООО «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг возмущенно наклонился к соседу с критикой предложения Майорова: мол, только фильма сегодня и не хватало!

— А Мадонну вы там не задействовали? — поинтересовался Агеев у Майорова, не веря своим ушам.

— Не задействовали, — было видно, что глава ТПП задел Майорова за живое. — Могу рассказать, сколько стоил фильм об Универсиаде, а наш фильм стоит в 3 раза дешевле. Для чего он нужен? Мы работаем с 32 госкорпорациями, крупными заказчиками. Если бы такой фильм появился, было бы очень здорово.

— Хотелось бы знать, кто заказчик проекта? Все ли там отражено или это частный случай продвижения кого-то? — подозрительно покосился на Майорова министр экономики.

— Сценарий разработан совместно с администрацией города по заданию администрации же, — с готовностью сообщил тот. Здунов обещал помочь — возможно, через имиджевую программу Центра поддержки предпринимательства РТ (в которой, по его словам, есть формы поддержки популяризации предпринимательской деятельности).

— Я участвую в съемках многосерийного фильма «Дороги и мы». Бесплатно, — ядовито начал свою речь Леонид Штейнберг, взяв слово сразу после Майорова. — Мы вывозим из Нижнекамска продукции на 4,5 млрд рублей и в Татарстан привозим столько же. Начинается закрытие дорог (по весне), и мы закрываемся. О какой антикризисной программе может вестись речь, когда мы не можем работать? У нас летят кредиты, лизинги, мы не можем платить ипотеку. А нас почти 50 тыс. вместе с членами семей. Федеральную трассу мы отбили, она не будет закрываться в этом году. Сидящие тут предприниматели зависят от нас, мы же можем поднять цены на перевозки, но мы этого не делаем. И так все летит вверх. Второй вопрос я задавал по финансированию перевозчиков. Дайте нам целевым назначением деньги, чтобы мы пришли на «КАМАЗ» и купили машины, — властно заявил бизнесмен.

Машина стоит 5,5 млн рублей, полуприцеп — 1,5 млн рублей, озвучил он цифры прейскуранта автогиганта. Средства нужны на покупку 100 машин. Министр согласился с бизнесменом в вопросе финансирования заказа на покупку грузовиков для нужд перевозчиков, что могло бы послужить «хорошим плечом для «КАМАЗа», которого как раз сегодня надо бы поддержать заказами», пообещав, что постарается включить этот пункт в антикризисную программу.

Татарстан пообещал помочь и сфере торговли

Вопрос про рынки поднял Николай Новиков, депутат горсовета и до августа прошлого года гендиректор ООО «Жилкомсервис». Как оказалось, Новиков, который летом планировал вообще отойти от дел из-за проблем со здоровьем, решил заняться торговлей. Аккурат перед кризисом.

— В городе 9-12 крупных рынков, на которых серьезная концентрация людей, покупающих продукты питания. Люди эти в основном пенсионеры. На нас внимания практически не обращают. И я это увидел сегодня. Мы бы хотели, чтобы власть обратила на нас внимание. Ни разу не видел, чтобы нас (предпринимателей сферы торговли — прим. ред.) собрали и поговорили о наших проблемах. А проблем много! Мы аренду людям не поднимаем, хотя нам ее подняли по самому максимуму, зарплату коллективу не снизили, а нас еще и прессуют госслужбы, «как мы выплачиваем зарплату своему коллективу», с муниципалитета службы, между прочим. Никакой поддержки от них не видим, — наябедничал на отдел Натальи Кропотовой депутат и бизнесмен.

Здунов попросил Новикова — притом что госпрограммы поддержки нацелены на производство, а не на торговлю — написать коллективное обращение («нас столько-то, рабочих мест столько-то, хотим претендовать на участие в такой-то программе»): «Нам нужна ассоциативная позиция от торговли. Пока заявка не ушла, у нас есть месяц на проработку». Еще один бизнесмен, пожелавший остаться неназванным, пожаловался министру на программу поддержки инновационных предприятий. Критика оказалась болезненной — известно, что Татарстан особенно трепетно относится к собственным программам по инновациям. А тут перед министром оказался изобретатель, инженер, владелец трех патентов, который не смог получить субсидии на инновации.

— Имею три патента по турбокомпрессорам. Обращались с ними в «IT-парк», были субсидии на инновации в 650 млн рублей. В итоге дали субсидии непонятно кому. Остальные деньги куда делись? Непонятно. Промолчали. Второй раз мы подавали на компенсацию модернизации и приобретение основных средств. Документально подтвердили на 9 млн рублей. Претензий не было от республиканских властей, но в результате не дали ни копейки. То же самое было по «Лизинг-гранту», — перечислил бизнесмен.

Министр слушал речь мрачно, особенно ему не понравились фразы про сомнение в справедливой и эффективной инновационной поддержке, которую осуществляет правительство РТ. По мнению Артема Здунова, неудача предпринимателя могла быть связана с «плохо упакованной заявкой», с тем, что инновацию на конкурсе не сумели продать. Главная цель участия в таких конкурсах, по его словам: доказать, что инновацию возможно «коммерциализировать». «Мы доказали, что возможно», — возразил предприниматель. «Это вы так думаете», — парировал министр.

Банки перестали кредитовать компании, связанные с «КАМАЗом»

Шумную поддержку вызвал и вопрос, неожиданно вскрывшийся на встрече с казанскими послами: как оказалось, республиканские банки отказываются кредитовать любые предприятия, если выясняется, что их бизнес сильно завязан на «КАМАЗе» (до 80%). «Нас просто перестали кредитовать», — сообщила возмущенная предпринимательница. Министр искренне удивился и поинтересовался, какие именно банки отказывают бизнесменам. Выяснилось, что вообще все республиканские банки: «Филиалы особенно».

— Я, на самом деле, ждал таких вопросов, — отметил министр. — Мы как раз пытаемся работать с банками, но если они вообще отказываются работать с компаниями, завязанными на автогигант, это вопрос уже другой категории сложности.

— И все страдают! — послышались голоса из зала (чувствовалось, что банковский вопрос, который поднял Агеев в самом начале совещания, все-таки задевает бизнесменов за живое).

Микрофинансирование и кооперация

Тем временем облегчить «страдания» бизнесменов в министерстве экономики постараются через ряд государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Помимо федеральной поддержки республика выделит еще полмиллиарда рублей. Основная задача, по словам министра, чтобы банковский процент был доступным — речь в том числе идет и о финансовых потоках через «МСП Банк» («Реальное время» писало об этом). Оптимальная ставка по кредиту — 12-14%.

Помимо известных проектов в кризисный год у министерства экономики РТ два новшества. Во-первых, отдельная номинация в «Лизинг-гранте» по потребительским кооперативам. Во-вторых, «для обеспечения финансовой поддержки предпринимателей планируется усилить фонд микрофинансирования». Напомним, есть решение о предоставлении микрозаймов в сумме от 100 тыс. до 1 млн рублей. Общий объем программы составит на этот год 500 млн рублей. В планах также увеличение Гарантийного фонда РТ до 1 млрд рублей (сегодня в республиканском фонде 700 млн) для выдачи гарантий предпринимателям.

Фото: Сергей Афанасьев, kazanfirst.ru, kazan.aif.ru
Видео: Сергей Афанасьев

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров