«Разбогатевшие татарские предприниматели начинали подкупать чиновничество»
Откуда родом дореволюционные миллиардеры из списка татарского Forbes
В ближайшее время в Казани увидит свет книга «Служилая Ура: рождение татарского капитализма». По мнению автора издания — замдиректора Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Радика Салихова, татарское предпринимательство зародилось в XVIII веке. За короткое время татарские купцы и промышленники заняли заметную нишу в экономике страны. Обо всем этом он рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Реального времени».
Промышленная деревня
— Радик Римович, скоро у вас выходит книга «Служилая Ура: рождение татарского капитализма». Что это будет за издание?
— Книга выйдет через пару недель. Она посвящена феномену татарского капитализма, возникшего еще в XVIII веке. Согласно источникам, самые крупные промышленные предприятия того времени возникли в татарском селе. Речь идет о таком явлении, как «промышленные» деревни. Они в основном находились в Заказанье — на территории современных Арского, Атнинского и Высокогорского районов.
Их основывали простые крестьяне, но в большинстве своем это были потомки золотоордынских беков и мурз.
Служилая Ура — дореволюционное название деревни Нижняя Ура Арского района РТ, где наиболее ярко проявились все тенденции зарождающихся капиталистических отношений.
— Все же не такие простые крестьяне...
— Не простые. Но они в тот период входили в сословия служилых или ясачных татар. После вхождения Казанского ханства в состав Русского государства они стали просто государственными крестьянами. Но многие помнили свое происхождение до 10 колен, кто-то — до XII века. И эти крестьяне со столь знатным шежере [родословными, — прим. ред.], очевидно, имели какой-то капитал, который передавался по наследству. Они сумели во второй половине XVIII века, в период екатерининских реформ, вложить средства в промышленное производство.
Сформировалось сразу несколько отраслей промышленности. В первую очередь, это текстильная промышленность, так называемое кумачное производство — изготовляли высококачественную красную ткань (кумач). Эта материя была в то время самой популярной в России. Народ очень любил кумачовые рубашки, платья, платки. Такая одежда являлась частью повседневной культуры.
Книга выйдет через пару недель. Она посвящена феномену татарского капитализма, возникшего еще в XVIII веке. Согласно источникам, самые крупные промышленные предприятия того времени возникли в татарском селе. Речь идет о таком явлении, как «промышленные» деревни
Только одна татарская деревня в Арском районе в начале XIX века выпускала почти половину кумача всей Российской империи. А значит одна татарская деревня фактически одевала половину страны. Это село Нижняя Ура Арского района.
Сейчас это небольшая, тихая, незаметная деревня. Когда мы занялись историей населенных пунктов Татарстана, мы увидели, насколько богато прошлое этого аула. Там, на местном кладбище, имеются надгробные камни эпохи Казанского ханства.
Население сплошь состоит из потомков так называемых арских князей — нукратских (каринских) татар. Им в 30-е годы XVII века русский царь пожаловал здесь земли за верную службу и участие в военных походах. Это те татары, которые ведут свою родословную от легендарного Кара-бека и половецкого хана Бачмана-султана.
Именно в этой деревне сразу возникли несколько отраслей — текстильная, химическая (поташ, изготовление красителей), производство писчей бумаги. Эту бумагу продавали в Средней Азии и на внутренних рынках России.
Что самое главное, они осуществляли масштабные коммерческие операции между Россией и странами Востока.
«Мечеть вообще всегда строилась «коллективным разумом»
— Можете назвать наиболее выдающихся уроженцев Нижней Уры?
— Самый известный представитель этой деревни — Мукмин Тагирович Хозясеитов, один из крупнейших российских предпринимателей. Это был купец второй гильдии, фабрикант. Он многим запомнился тем, что построил из камня Первую соборную мечеть в Уфе (на улице Тукаева). Также он построил Вторую соборную мечеть в Троицке, она тоже каменная. Его дядя возвел в деревне Ташкичу каменную мечеть, где отец Марджани был имамом. Мукмин Хозясеитов также построил мечеть в деревне Мазарбаш (Алашайка) (ныне Республика Марий Эл).
В течение 2-3 лет в конце 20-х — начале 30-х годов XIX века он потратил свыше 80 тыс. рублей на строительство каменных мечетей. Он считал, что мечеть не должна уступать по своей масштабности и монументальности православному собору. По его мнению, мусульмане достойны хорошего, большого культового здания.
Когда муфтий Габдессалям Габдрахимов задумал строить в Уфе мечеть — тогда ее там не было, — он обратился к самым богатым татарским предпринимателям России в Касимов, Казань. Долгое время ему все обещали, но никто не давал денег. Мукмин Хозясеитов, когда узнал, что муфтий собирает средства, тут же выделил около 30 тыс. рублей. Вот такой был человек.
— Насколько мне известно, мечеть в Уфе строилась не только на его средства.
— Мечеть вообще всегда строилась «коллективным разумом». Были так называемые образцовые проекты, которые государство спускало вниз и обязывало строить именно так. Но прихожане, муфтий, мулла или жертвователь могли вносить свои изменения.
Например, когда Хозясеитов строил мечеть в Троицке, то оренбургский губернатор Павел Сухтелен ему сказал: «Ни в коем случае не строй так, как ты строил в Уфе. Мне не нравится уфимская мечеть. Построй как аравийскую или стамбульскую». Такое условие ему поставил. Начали перерабатывать проект, но к тому времени губернатор умер. В результате вернулись к старому проекту, но построили весьма своеобразную двухминаретную мечеть.
И это только представители одной деревни Арского района! Семьи здесь были очень богатыми. Сотни тысяч рублей в обычных, на первый взгляд, крестьянских семьях просто хранились дома в сундуках.
Татарский Forbes
— Нельзя ли было с такими средствами улучшить свое сословное положение, а не оставаться крестьянами?
— Этого не требовалось. Так как они уже начали заниматься торговлей и фабричными делами, то переходили в купеческое сословие. Это давало уже льготы и преимущества, такое положение отличалось от крестьянского. Если они беднели и выходили из купеческого сословия, то они приписывались к уездному мещанству. Поэтому в промышленной и торговой татарской деревне, если посмотреть социальный состав, наряду с крестьянами, было довольно много купцов и мещан. В Служилой Уре, например, насчитывалось более 40 семей гильдейских купцов, десятки мещанских семей.
— Какие фамилии татарских купцов были самыми богатыми?
— Богатых купцов было очень много. В Казани это Апанаевы. Бадретдин Апанаев — миллионер, комиссионер, занимался скупкой-продажей животного сырья. Ему принадлежал особняк на Юнусовской площади.
Братья Исхак и Ибрагим Юнусовы в середине XIX века. Они единственные в татарском мире получили звание коммерции советника. Это почетное звание за особые заслуги в торговле, мануфактурном производстве. Оно вручалось императором и практически приравнивало носителя этого статуса к дворянину.
«Богатых купцов было очень много. В Казани это Апанаевы. Бадретдин Апанаев — миллионер, комиссионер, занимался скупкой-продажей животного сырья. Ему принадлежал особняк на Юнусовской площади». Фото nik-rech.narod.ru
В Оренбурге это, конечно, братья Хусаиновы — Ахмет-бай, Гани-бай, Махмуд-бай. Они буквально из ничего, накапливая копейку к копейке, рубль за рублем сколотили состояние. К началу XX века они собрали несколько миллионов рублей, а потом разделили между собой, и каждый стал вести дела самостоятельно.
Братья Рамиевы — золотопромышленники, одни из богатейших предпринимателей. Это были меценаты, поддерживали поэтов, писателей, национальную прессу.
В Уфе Абдулатиф Хакимов — татарский купец, построивший знаменитую «Хакимовскую» мечеть, а также один из попечителей и строителей медресе «Галия» Садретдин Назиров — крупный торговец мануфактурой и хлебом, происходивший из крестьян Казанского уезда и многие другие.
Посредники между Россией и Востоком
— Правильно ли я понимаю, что татарская буржуазия начала формироваться с середины XVIII века?
— Да, но это не значит, что до этого среди татар не было развитой торговли. Просто у нас пока мало источников по средневековому периоду. Мы должны понимать, что на пустом месте в середине XVIII века капиталистическая экономика у татар просто так не возникла бы.
— Послужили ли толчком петровские реформы?
— И до петровских времен связи татар с Востоком, особенно со Средней Азией, никогда не прекращались. Они были и в период ханства, и после падения ханства. В чем была сила татарских предпринимателей? Они были посредниками между Россией и Востоком. Это было и в XVII, и в XVIII веках.
Особый размах был при Екатерине II, которая осознанно стала привлекать татар на дипломатическую государственную службу, дала татарским предпринимателям преференции, приняла закон о веротерпимости, разрешив строить мечети.
— Расскажите, пожалуйста, поподробней об использовании татар при экспансии России на Восток.
— Властям молодой Российской империи некуда было деваться. Продвигаясь на Восток, они оказывались на незнакомой и подчас очень враждебной территории, где было очень много кочевников. Был ряд среднеазиатских государств с фанатично настроенными правителями. Когда шло военное и политическое продвижение Российского государства, нужны были люди, которые могли быть посредниками — дипломатическими и экономическими.
«Особый размах был при Екатерине II, которая осознанно стала привлекать татар на дипломатическую государственную службу, дала татарским предпринимателям преференции, приняла закон о веротерпимости, разрешив строить мечети».
«Приезд Екатерины II в Казань», художник Ильяс Файзуллин (iske-kazan.ru)
Важнее были не сами переговоры, а связывание экономики Средней Азии, казахской степи с рынком России. Вначале они подчинили рынок Средней Азии и Казахстана, а потом эти государства неминуемо попали в орбиту России.
Они уже зависели от Российской империи. Российское сырье поставлялось в Бухару, бухарское сырье завозилось на российские фабрики. Это был единый рынок и, по сути, единое государство.
— Татары, вероятно, и большее доверие вызывали, нежели русские?
— Конечно, у них была единая религия, единый язык, один менталитет. Татары могли легко договориться, наладить отношения. Тем не менее, даже они постоянно подвергались риску: были разбойничьи нападения, с человеческими жертвами и большими финансовыми потерями. Но, несмотря на тяжелую ситуацию, татарские торговые караваны непрерывным потоком продолжали продвигаться на восток.
— Назовите, пожалуйста, статьи экспорта и импорта, которыми занимались татарские купцы.
— Оттуда ввозилось животноводческое сырье и скот. А туда — готовая фабричная продукция, зерно, хлеб, мануфактурные изделия, инструменты, галантерея. Продукция, производимая в России и Европе, посредством татарских купцов поставлялась в Казахстан и Среднюю Азию.
Из Средней Азии шли материалы, хлопок, красители, фрукты, пряности. Поставляли сырье для кожевенных и мыловаренных заводов. Из казахской степи массово перегонялись стада баранов, КРС, лошадей. Здесь они разделывались, мясо поступало на рынки, а животноводческое сырье на многочисленные мыловаренные и кожевенные заводы.
Особенно развито в Казани было кожевенное производство, которым занимались татары и русские. На основе кожевенных предприятий появился промышленный гигант Алафузовых. Крупнейшие мыловары были в Казани, здесь возник концерн братьев Крестовниковых.
По сути, татарские предприниматели последовательно создавали евразийский рынок.
Drang nach...
— А с Европой были какие-то связи?
— С Европой связи начали укрепляться в начале XX века, когда стали терять актуальность бухарские рынки. К тому же произошел перелом в сознании, и татары устремили свои взоры на Запад. Неслучайно Ахмет Хусаинов пытался свои товары сбывать в Лондоне, Германии. Купцы Казаковы имели собственные конторы в Берлине. То есть татарский капитал начал проникать и туда.
В Европу шли товары животного происхождения, зерновые культуры, сырье. В основном — животноводческие сырье (шкуры). Наш национальный бизнес тогда был тесно связан с животноводством и промыслами.
Если сейчас посмотреть на многие деревни — работы нет, земля плохая. Но есть богатые дворы, семьи. Они зарабатывают именно животноводством, продажей молока, мяса, шкур и т.д. Это основа того предпринимательства, которое было. И сейчас эта историческая традиция возрождается, часто совершенно независимо от государства.
Тема халяль из прекрасного далеко
— Какими основными отраслями промышленности занималась татарская буржуазия?
— Мануфактурная промышленность татар развивалась с конца XVIII века вплоть до 70-х годов XIX столетия.
Затем, в период промышленного переворота, из-за отсутствия современной системы образования, доступных инструментов, ресурсов традиционные отрасли мануфактурной промышленности стали массово разоряться. Татарские предприниматели где-то на протяжении 30-40 лет перестраивались, у них начали появляться новые промышленные заведения, которые соответствовали уровню России и Европы.
Но после того, как мануфактуры ослабли, главная роль перешла к коммерции. Здесь первое место держала хлебобакалейная и мануфактурная торговля. Это продукты животноводства и продукты питания. Текстиль, сельское хозяйство, мыловаренное производство — вот еще отрасли.
Татарские купцы обслуживали духовные и иные потребности мусульман — религиозная литература, халяльная еда, мусульманская одежда, атрибутика, обеспечение медресе. По нашим подсчетам, 30% татарских предпринимателей занимались обслуживанием национальных и конфессиональных нужд татар. В этом смысле с ними никто не мог конкурировать.
«Типография братьев Каримовых — там тоже были самые современные станки и самые лучшие в России шрифты. Издатели выпускали книги тиражом десятки тысяч экземпляров. Они заняли главные позиции на татарском книжном рынке». Фото goskatalog.ru
Возрождение современной татарской промышленности произошло в начале XX века с созданием мыловаренного завода Исхака Арсланова в Казани. Реновацию провели два купца — Хабибулла Гизетуллин и Мухамедзян Аитов. Это предприятие было оборудовано по самому последнему слову техники того времени. Оно имело несколько цехов, рабочие получали хорошую зарплату, там был маркетинг, рекламная кампания. Там выпускали мыло под торговой маркой «Арслан», которое ходило по всей России.
Типография братьев Каримовых — там тоже были самые современные станки и самые лучшие в России шрифты. Издатели выпускали книги тиражом десятки тысяч экземпляров. Они заняли главные позиции на татарском книжном рынке.
Очень важно, что до революции татарские предприниматели стали учиться сами и отправлять своих работников в Европу изучать новые технологии, новое оборудование.
Новое мировоззрение — новые формы коммерции
— То есть когда пошла эпоха джадидизма?
— Естественно, это продукт джадидизма. Возрождение предпринимательского духа после упадка мы прочно увязываем с джадидизмом. Промышленная и культурно-духовная жизнь развивались одновременно.
Татарские купцы перешли к новым формам ведения коммерческих операций. Это происходило на фоне меняющегося мировоззрения.
Они стали активно работать в банковской структуре. Хотя по исламу это запрещено. В учетно-ссудном комитете казанского отделения Госбанка было четыре татарина-мусульманина. Они одобряли или не одобряли выделение кредитов. А заявок было десятки, а то и сотни. А сколько они заявок рассматривали от мусульман на получение этих кредитов!..
Троицкие купцы как-то обратились к Зайнулле Расулеву с вопросом: «Мы, мусульмане, пользуясь банковским кредитом с процентом (риба), нарушаем заповеди. Что нам делать?» Он ответил: «Если вы не будете пользоваться этим инструментом, то ваш бизнес погибнет. А если погибнет бизнес, погибнет и нация». Поэтому пользоваться нужно, последовал ответ.
«Троицкие купцы как-то обратились к Зайнулле Расулеву с вопросом: «Мы, мусульмане, пользуясь банковским кредитом с процентом (риба), нарушаем заповеди. Что нам делать?» Фото wikimedia.org (Зайнулла Расулев — башкирский религиозный деятель, ишан)
В тот период стали выходить у татар экономические журналы. Например, «Экономика» («Иктисад»). У нас шел ренессанс экономической мысли, предпринимательства.
Именно в этот период мы наблюдаем массовую благотворительность именно на татарские нужды. Например, Рамиев, который выпускал общенациональную газету «Вакыт», терпел от нее огромные убытки. Но он все равно продолжал ее выпускать.
«Чиновничество с удовольствием подкупалось»
— Отличались ли казанские татарские купцы от оренбургских, троицких или уфимских?
— Ничем не отличались. Троицкие, оренбургские купцы были выходцами из Заказанья. В Троицке Яушевы — выходцы из современного Атнинского района. В Оренбурге Хусаиновы — тоже выходцы из Заказанья. Это был единый татарский мир. Они все роднились друг с другом — казанские, нижегородские, касимовские. Были теснейшие родственные связи.
— Были ли такие люди среди татар, которые свой бизнес развили благодаря своей близости к руководству?
— Такого не было. Они не имели никакого отношения к власти. Другое дело, что разбогатевшие татарские предприниматели начинали подкупать чиновничество, которое с удовольствием принимало подношения. Эти чиновники помогали им делать все в борьбе с конкурентами. Коррупция была. Но никто не мог присосаться к бюджету.
Все делалось по собственной инициативе. Все состояния зарабатывались с нуля диким трудом, благодаря сноровистости, уму. Потом, когда становились богатыми, они укрепляли свое положение, дружили с губернаторами, мэрами, делали им подарки, приглашали в гости.
Не сравниться с московскими олигархами
— Расскажите об отношениях татар с еврейской буржуазией.
— К началу XX века были теснейшие отношения с евреями. Они примерно одними отраслями занимались. Например, еврейские и татарские купцы в Казани занимались грязной работой с животноводческим сырьем — кишки, рога, кожа. Это грязь, запахи, разделанные туши во дворах. Еврейские купцы с удовольствием делали совместные предприятия с татарами и даже селились в Татарской слободе.
Знаменитое кожевенное предприятие Мордехая Гликина находилось на улице Каюма Насыри, прямо напротив Апанаевской мечети.
Оба народа были в какой-то степени гонимыми, у них был стимул, общие устремления. Никаких конфликтов между ними не было.
«По моим подсчетам, весь оборот торгово-промышленных предприятий Старотатарской и Новотатарской слобод был в два раза меньше одной мануфактурной фабрики Коншина в Москве». Фото blog.muzeino.ru
— В общероссийском масштабе какую долю экономики занимали татары?
— Мизерную. Но это не значит, что их вклад был маленьким. По моим подсчетам, весь оборот торгово-промышленных предприятий Старотатарской и Новотатарской слобод был в два раза меньше одной мануфактурной фабрики Коншина в Москве. То есть годовой оборот в 19 млн рублей против 38 млн. Одна фабрика против 500 маленьких предприятий Казани. Но татарские заведения были важным фактором кооперационных связей в России.
«Грабят в первую очередь предпринимателей»
— Как татарская буржуазия пережила Февральскую и Октябрьскую революции?
— Как и вся страна пережила. Многие остались, кто-то уехал. Вся прежняя социально-экономическая система была уничтожена. Старорежимное предпринимательство исчезло в первые годы советской власти и Гражданской войны.
Во время войны грабят в первую очередь предпринимателей, богатых людей. Была и экспроприация в массовом порядке, бессудные казни. Потом — классовая идеология.
Основная масса предпринимателей ушла на Восток — в Китай, Японию, многие эмигрировали в Турцию. Кто-то уехал в Среднюю Азию, там жили более миллиона татар из потомков богатых семей и семей священнослужителей. Там их не трогали.
— Потомки буржуазии остались в России? И чем они занимаются?
— Остались, в Казани их немало. Апанаевых здесь много. Большинство их потомков заняты в культурной и научной сферах, в медицине.
— Преемственность поколений, получается, прервалась?
— Прервалась. В нашем случае по идеологическим причинам. Но в целом это неминуемый процесс. В истории торгово-промышленные династии держатся обычно три поколения. Потом они уходят с арены, их заменяют другие. Если кто-то заработал состояние тяжелым трудом, его дети, возможно, что-то еще продолжают, то внуки при таких деньгах занимаются тем, чем им интересно. Это единый закон во всем мире.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Радик Римович Салихов — историк, заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани.
- Родился в 1965 году.
- Доктор исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, лауреат Государственной премии в области науки и техники Республики Татарстан за 2008 г., член-корреспондент АН РТ (2011).
- Салихов внес значительный вклад в изучение памятников духовной и материальной культуры татарского народа, социальной структуры татарского общества второй половины XIX — начала XX веков, влияния джадидистских преобразований на мусульманскую общину, проблем формирования национального торгово-промышленного класса, экономической истории региона, а также исторической и современной территориальной геральдики, региональной истории Татарстана.
- Под его научным руководством и при консультировании было защищено восемь диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Он является автором восьми монографий, более 80 научных статей.
- С 2002 по 2006 годы выполнял обязанности ответственного секретаря, а с 2006 года — заместителя председателя Геральдического совета при Президенте РТ.