«Правый сектор» устроил «отпуск» татарстанским дальнобойщикам на белорусской границе

Украина фактически присоединилась к турецко-польской автомобильной блокаде России

Если еще в конце прошлой недели фуры с российскими номерами на территории Украины задерживали некие «активисты», то в понедельник украинские власти официально закрыли страну для проезда автомобилей российских перевозчиков. Перевозчики видят в этом «руку Польши», которая пытается надавить на Россию с целью изменить законодательство страны и получить преференции для своих компаний. Единственный оставшийся путь в Европу — паромами через Балтийское море — перегружен. В ситуации разбирался корреспондент «Реального времени».

Татарстанцев на Украине нет, все — на границе

В конце прошлой недели российские дальнобойщики фактически оказались заблокированы на Украине. Украинские активисты начали останавливать грузовики с российскими номерами. Акция началась в Закарпатье, распространилась на Львовскую и Волынскую области. Задержки коснулись фур, которые следовали в направлении Словакии, Венгрии и Белоруссии. Уже в понедельник власти Украины объявили о запрете транзита российских грузовиков по территории страны. На украинских границах Словакии и Республики Беларусь стали скапливаться очереди.

Как рассказал «Реальному времени» Александр Линдваль, представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Казани, татарстанских автомобилей (по крайней мере, входящих в АСМАП) на территории самой Украины нет, но республиканские перевозчики все-таки попали в блокаду.

— Члены АСМАП из Татарстана на Украине отсутствуют, но они скопились на въездах на Украину со стороны Белоруссии с экспортом и со стороны Словакии с импортом, — рассказал Линдваль. — Примерно десятка два. Из Белоруссии стоят с продукцией на экспорт «Нижнекамскнефтехима». Но в основном — с импортом. С Италии — бытовая техника, Германии — оборудование. Но некоторые машины еще в Германии, в Италии загрузились и стоят, ждут команды, куда им ехать, есть ли смысл вставать в очередь. Может быть, пробовать уходить через Данию и Швецию паромом на Латвию.

Блокировку татарстанских машин на границе подтверждают и сами перевозчики.

— Машины стоят около границы и с европейской стороны, и со стороны Белоруссии, — говорит Рамиль Латыпов, директор ООО «Рэди». — Порядка 15 автомобилей.

Украина перекрыла последний прямой путь в Европу для российских грузовиков. Вместе с Польшей страна устроила блокаду для российских сухопутных перевозок: две страны полностью перекрывают Европу от моря до моря.

— Сейчас есть маршрут через Латвию паромом в Швецию, а там через мост — в Данию и Германию, — поясняет Александр Линдваль. — Но это очень дорогой путь, он дает удорожание перевозки процентов на 50. Есть путь через Литву до Германии, но там огромные очереди, не хватает паромов. В ближайшее время нам обещали паром в Балтийске поставить в Калининградской области в Германию, но пока у меня нет информации, что он есть. Но это опять же ехать через Литву в Калининградскую область — очередь огромная.

Путь через паромные переправы в условиях блокировки сухопутных направлений оказывается не только дорогим, но и чрезвычайно долгим: «Мы в Европу никак попасть не можем. Через паром — месяц ожидания», — считает Латыпов. В соцсетях тем временем появились видео километровых пробок на литовской границе.

«Рука Польши» в украинском вопросе

Фактически история с украинскими границами развернулась сразу после того, как Россия с Польшей не смогли договориться о предоставлении разрешений для транспортных компаний. Напомним, Польша потребовала от России внести изменения в новый федеральный закон, ограничивающий возможности для махинаций с документацией на грузы и вводящий фактически европейские штрафы за это. После этого основной поток российских грузовиков направился через Республику Беларусь на Украину, минуя неспокойные восточные районы.

Именно с позицией Польши связывают возникновение «украинской проблемы» представители транспортных компаний. По их мнению, польская сторона вступила в переговоры с украинскими властями для давления на Россию.

— Эта ситуация напрямую связана с Польшей, — считает Рамиль Латыпов. — У меня за неделю до этого прошли машины нормально. Сейчас они идут обратно, стоят со словацкой стороны. Украинцы просто получают деньги от поляков. Там власти нет.

Похожей позиции придерживается и Леонид Штейнберг, генеральный директор ООО ТКФ «Кама-Тракс»:

— Все это большая политика. Неужели это просто «Правый сектор» (деятельность запрещена в России) прыгает из-за того, что они… Просто их отпустили. Власть же есть — убрать их с дороги, и все. Там же есть полиция. Это все лишь бы ущипнуть и затравить.

«Ради «хотелок» польских перевозчиков российское законодательство менять мы не будем»

Параллельно Польша продолжает затягивать переговоры.

— Поляки должны были приехать в Москву на прошлой неделе, но, учитывая принципиальность разногласий минтрансов России и Польши, они отказались приезжать, — рассказывает Александр Линдваль. — Прогнозы: в феврале все-таки встреча состоится — или на этой неделе, или на следующей. Мы пригласили, они пока не сообщили, когда приедут. С нашей стороны позиция принципиальная: ради «хотелок» польских перевозчиков российское законодательство менять мы не будем. Это позиция минтранса и правительства нашего. Перевозчики за редким исключением ее поддерживают. Согласившись с польской стороной, внеся изменения в российское законодательство, мы распрощаемся с европейскими грузами — все будут возить поляки.

По его мнению, быстрее должен разрешиться вопрос с Украиной. Этому должны способствовать ответные действия российских властей. Ространснадзор отчитался о том, что из-за блокировок фур на территории Украины в России были задержаны 152 грузовика, принадлежащих украинским перевозчикам.

— С Украиной, я думаю, вопрос разрешится после того, как правительство решило блокировать украинские фуры на территории России, не пропускать транзит в Казахстан, — считает Линдваль. — Поэтому, думаю, каким-то образом вопрос утрясется. Это нам поможет дождаться решения польского вопроса. А он будет решен обязательно: без этого ни мы, ни поляки никак.

Еще более решительно настроены сами перевозчики:

— Пойдем украинцев ловить, свой антимайдан устроим, — шутит Рамиль Латыпов, директор ООО «Рэди», но и кроме шуток он уверен, что российской стороне удастся отстоять свою позицию. — Либо поляки сдадут, либо украинцы. Если историю читать, мы должны победить, мы в это верим.

Перевозчики уверены, что в стороне не останутся и европейские партнеры России, которые также страдают из-за блокады.

— Там, где сейчас блокируется, машины в основном идут на Италию, Венгрию, Чехию, Словакию. Они [Украина — прим. ред.] получат свое. Итальянцы им устроят большие проблемы. Ситуация достаточно неординарная. Они сейчас все хотят перевалить на нас, что это мы виноваты. А в первую очередь это они виноваты. У нас с Украиной есть вполне достаточное количество разрешений для обоюдного пересечения границы. Но вот эти полудурки из «Правого сектора» плюнули на все это дело. Они же остановили движение. Вот теперь уже говорят, что машины будут с сопровождением проходить границу.

«Очередная подлость с их стороны»

Тем не менее пока страна фактически остается в автоблокаде. Турецкая проблема, хотя и не столь значительная, пока также не разрешилась, и вряд ли будет иметь такое быстрое решение.

— Минтранс уже второй раз обратился к турецкой стороне с предложением обменяться квотами, — говорит Александр Линдваль. — Турки официально ничего не обещают, неофициально информация поступает, что они отказываются вообще от обмена на этот год. На первое письмо от них последовал ответ, что они продлевают разрешения 2015 года на январь. Это было 14 января. Сработать наши перевозчики не успели. Турецкие перевозчики знали, что продление будет, загрузились и встали на границе. Тогда турецкие власти объявили, что продлевают. Они за 15 дней успели грузы свои привести в Россию и из России нужные им грузы забрать. А мы же не знали, что они продлят. Очередная подлость с их стороны.


Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров