Путин в автограде: «селфи» Когогиных и «долги» российской оборонки

Вчера президент РФ Владимир Путин впервые за 4 года вновь посетил автоград. Формально целью визита послужило празднование КАМАЗом 40-летия первого грузовика, выехавшего с конвейера. В действительности же, скорее всего, появление его в Челнах носило «утешительный» характер: испытывающему тяжелое экономическое положение предприятию узнать о намерении Москвы продолжать поддержку автогиганта было просто необходимо. Помимо этого, президент посетил два предприятия ВПК, также расположенные в Челнах «Ремдизель» и Завод спецавтомобилей и провел совещание военно-промышленной коллегии, на которой удивился тому, что объем неосвоенных оборонкой средств превысил все «здравые параметры».

Визиты Путина в Челны, или Газманов вместо Кобзона

Вчера состоялся пятый визит Владимира Путина в автоград за последние 10 лет. Впервые — в роли премьера — он появился в Челнах в кризисные годы: в декабре 2008 года провел совещание по поддержке автопрома (кризис аукнулся именно осенью того года), в 2009-м Путин, формально открывая производство дизельных двигателей СП «КАММИНЗ КАМА», в действительности проэкзаменовал КАМАЗ в преддверии спецкомиссии по проведению антикризисных мероприятий (долг автогиганта составлял тогда 21 млрд рублей), в 2010 году он был не на КАМАЗе, а визировал соглашения между Fiat и Sollers.

Последний по времени визит Путина состоялся 4 года назад и тоже в феврале — причем, как и в 2008 году, он был сделан с определенными целями. Формально визит считался вроде бы «праздничным» (представительски-торжественным) — тоже праздник на КАМАЗе, тогда в честь производства 2-миллионного грузовика. На деле же он, конечно, носил предвыборный характер: в марте 2012 года должны были состояться выборы президента РФ.

Как 7 лет назад Путин спасал автопром от кризиса

Вчерашнее мероприятие скорее напоминало декабрь 2008 года — сегодня КАМАЗ испытывает уже очень серьезные экономические трудности, в прошлом году большая часть камазовцев уходила на общественные работы (на них Москва потратила 1 млрд рублей). Понятно, Путину было необходимо лично заверить компанию, от которой зависит полумиллионный город, в том, что ее федеральный центр будет поддерживать… Автор этих строк вспомнил, как тогда власти РФ экстренно спасали не только КАМАЗ, но и автопром в целом: было принято решение спасать его госзаказами на обновление коммунальных парков, дорожными работами и помощью в размещении облигаций. Любопытно, что после осмотра цехов Путин прибыл на совещание с Игорем Сечиным (тогда вице-премьер, сегодня глава «Роснефти») и Сергеем Чемезовым (статус — без изменений: глава ГК «Ростех») с камазовскими работниками, слесарем и токарем VI разряда. Работники на камеру вопрошали премьера, когда кончится кризис, премьер их утешал, озвучивая программу «скорой антикризисной помощи».

Почему КАМАЗ не имеет отношения к ВПК

Вчера Путин на совещание военно-промышленной комиссии камазовцев не пригласил. Но, впрочем, и сам КАМАЗ старательно открещивался от участия в этой комиссии. Например, Олег Афанасьев, глава камазовской пресс-службы, предваряя праздничное событие, попросил журналистов отделять мух от котлет, отметив, что Путин в Челнах посетит еще два предприятия — «Ремдизель» и Завод спецавтомобилей (ЗСА), «которые никакого отношения к КАМАЗу не имеют». На наш вопрос, не состоят ли они хотя бы в ГК «Ростех» (в который входит и автогигант), Афанасьев ответил отрицательно, объяснив, что КАМАЗ «избавился» от обеих компаний в 2010-2014 годах.

Что же касается «Тайфунов» и других бронированных машин на базе шасси КАМАЗа, то, по словам Олега Афанасьева, эти компании могут сделать выбор и в пользу некамазовского шасси, сам автогигант всего лишь «производит продукцию двойного назначения». Так, заявил он нам, для того же «Тайфуна» ЗСА может купить шасси у любого другого предприятия. По сути, отметил он, сегодня компания участвует лишь в производстве машин для «гражданского рынка», но т.к. продукция КАМАЗа «двойного назначения», ее могут закупать и военные.

В принципе, решение КАМАЗА в очередной раз озвучить факт непринадлежности «Ремдизеля» (здесь ремонтируют военную технику) и ЗСА к группе компаний КАМАЗ может объясняться попыткой компании как-либо дистанцироваться от ВПК, участие в котором в свете западных санкций может быть чревато автогиганту санкциями уже непосредственно по его адресу (а не хотелось бы в свете падения продаж лишаться еще и европейского рынка!).

Под конец Афанасьев заверил корреспондента «Реального времени», что «какого-либо отношения к военно-промышленной комиссии КАМАЗ также не имеет»: «У нас проводилось недавно совещание по вопросам ЖКХ и тоже на КАМАЗе — но мы же не имеем формально отношения к ЖКХ!» — отметил он, имея в виду, что камазовскую технику можно использовать и в этой сфере, но считать компанию заводом по производству коммунальной техники было бы странно.

Слесарь-Кобзон и грузовик съезду КПСС

Само торжество — в пресс-службе компании между собой называли его «митингом» — состоялось на автомобильном заводе. От КАМАЗа в нем участвовали 3000 человек, т.е. фактически десятая часть всех камазовцев. На входе перед Путиным вывесили транспарант, гордо сообщающий, что к февралю 2016 года компания выпустила 2,173 млн автомобилей КАМАЗ. Саму сцену, как и в 2012 году, сделали креативно из двух шасси КАМАЗа.

У сцены стоял тот самый (во всяком случае формально представляющий тот самый) грузовик, который в 1976 году первым сошел с конвейера: «КАМАЗ №000001 XXV съезду КПСС». Для сравнения рядом поставили КАМАЗ не КПСС-овский, кабина которого была в полтора раза огромнее и, в отличие от красного 40-летнего дедули, белого цвета. Большинство камазовцев стояли с фирменными флажками и в синих кепках. Перед сценой посадили около двадцати ветеранов автогиганта, 40 лет назад работавших над производством первого КАМАЗа, с алыми подвязками и орденами. На двух табло транслировали старую черно-белую советскую хронику.

Минут за 20 до прибытия Путина появился глава компании Сергей Когогин. Пришел внезапно, не афишируя свое явление народу, и тут же полез к ветеранам целоваться, обнимать и жать руки. С улыбкой обойдя «камазовских орденоносцев» и поклонившись всем им, он отошел в сторону — встречать собственного шефа, главу «Ростеха» Сергея Чемезова.

Торжество началось — поочередно на сцену выходили директора входящих в состав ГК «КАМАЗ» заводов (по-простому, по-рабочему, кое-кто — даже не вынимая из кармана рук). Ударным стало выступление, впрочем, не топ-менеджера, а камазовского слесаря V разряда Виктора Максютина: на сцену выскочил седовласый импозантный мужчина, похожий на Станислава Говорухина, и неожиданно спел чуть ли не оперным голосом (ничуть не хуже Кобзона, между прочим) песню: «КАМАЗ — машина боевая» с припевом: «Много-много-много лет КАМАЗУ равных не-е-е-ет! КАМАЗ, легенда трудовая, машина мировая, международный класс!».

Чемезов и Когогин как историки и камазовские «селфи» чиновников

Пока шла торжественная часть и все ждали ее «гвоздя», материализовался на заводе — так же тихо и неофициально — Сергей Чемезов. Мы обнаружили его почти случайно, когда он вместе с супругами Когогиными (напомним, Альфия Когогина — депутат Госдумы РФ, лоббирующая автопром РФ вообще и КАМАЗ в частности) позировал на фоне первого КАМАЗа. Аттракцион «селфи чиновников» продолжил министр промышленности РФ Денис Мантуров, которого снимал перед стареньким грузовиком уже сам Чемезов на свой смартфон (радостный Мантуров после этого со сцены напомнил, что автогигант преодолел трудности 1990-х и сможет преодолеть и нынешние годы, «невзирая на сегодняшние трудности»). Наконец, отдельно попозировал и сам Сергей Когогин — уже для фотожурналистов.

Из всех вип-выступлений, пожалуй, самые громкие овации камазовцев сорвал глава «Ростеха» (не считая Путина, конечно, полный текст его поздравления можно прочитать здесь): Чемезов, помимо официально-обычного текста поздравления, в котором он нечаянно назвал камский гигант «волжским», вызвав смех в зале, неожиданно преподнес Когогину и КАМАЗу газету «Известия» за 16 февраля 1976 года, где о первом КАМАЗе было написано на первой же полосе — доказав, что в бизнесмене живет и дух историка и «искателя архивов». Когогин, справедливости ради, тоже показал себя недурно с историко-архивной точки зрения, каким-то невероятным образом подсчитав, что из 2,173 млн грузовиков на данный момент в эксплуатации в России 854 тыс. автомобилей в строю, а с учетом машин за рубежом — по дорогам катается их более миллиона.

После всех вип-выступлений возникла 15-минутная пауза: в ожидании «первого лица» (встречать его у первого КАМАЗа в линию выстроились Чемезов-Когогины-Мантуров) камазовцам показали довольно трогательный документальный фильм, где сегодняшние пожилые работники встречали в кадре себя молодых. Альфие Когогиной скоро вместе с мужчинами стоять надоело, и она переместилась поближе к журналистам. «Я же вам не загораживаю вид», — вдруг забеспокоилась супруга главы автогиганта, обратясь к нам, а услышав в ответ хоровой отклик журналистов: «Нет-нет, что вы!», пообещала, в случае чего, отойти в сторону. Плечом к плечу с ней встал и невозмутимый Наиль Магдеев, мэр автограда, прибывший незадолго до Путина — ему, увы, так и не дали поздравить заводчан со сцены.

Появление Путина можно было узнать на слух: 3 тысячи заводчан встретили его аплодисментами, и сам президент РФ, услышав их, в итоге вместо того, чтобы сразу выбежать на сцену, решил «пойти в народ» и пару минут жал камазовцам руки. Вслед за ним потянулась вереница федеральных чиновников, в том числе вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин с портфелем (он курирует оборонку и является председателем коллегии Военно-промышленной комиссии РФ) и министр обороны Сергей Шойгу. В толпе министров РФ можно было заметить и с любопытством оглядывающегося вокруг Игоря Сечина, который, впрочем, формально никакого отношения не имеет ни к КАМАЗу, ни к ВПК (неформально, понятное дело — ключевой соратник Путина).

Цель визита главы одной из крупнейших в мире нефтяных компаний стала известна позднее. В присутствии президента России Сечин и Когогин подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, согласно которому «Роснефть» приобретет 2 тыс. челнинских грузовиков.

«КАМАЗ ведет себя очень амбициозно и по‑хорошему агрессивно»

В своей речи, предварительно поблагодарив ветеранов, Путин отметил, что за 40 лет КАМАЗ стал «одним из ведущих предприятий своей отрасли в мире, 11-е место занимает — это очень хороший показатель; в стране более 50% рынка грузовых автомобильных перевозок занимают именно автомобили КАМАЗа — это очень хороший показатель».

— КАМАЗ ведет себя очень амбициозно и по‑хорошему агрессивно, — отдал должное Путин когогинской программе модернизации. — И, конечно, мы все знаем, вся страна знает вашу замечательную команду «КАМАЗ», которая выступает на самых престижных международных соревнованиях, завоевывает первые места. Не всегда так бывает (3 тысячи камазовцев печально вздохнули, памятуя о первом за многие годы непервом месте в гонке «Дакар», — прим.ред.), но много лет подряд на самых верхних строчках находится, в числе победителей!

Президент РФ также сказал то, что и хотели, наверняка, услышать заводчане, страдающие от кризиса и спада на рынке автопрома: что власти РФ «всегда поддерживали ваше предприятие и, несмотря ни на какие сложности в экономике, а вы знаете о них, будем поддерживать такое нужное для нас предприятие, как КАМАЗ, и в будущем все делать для того, чтобы рабочие места были обеспечены, а страна имела возможность перевозить необходимые продукты, необходимые товары, грузы на таких замечательных машинах, которые вы производите».

После официальной речи Путин не спешил покинуть автомобильный завод, минут на 5 задержался в цеху — и был тут же атакован всеми двадцатью камазовскими ветеранами, с которыми он, так сказать, «поговорил за жизнь» под вспышки фотокамер. Буквально в один миг фокус внимания переместился со сцены (куда в тот момент выходил недоумевающий, почему это на него не глядит весь народ, Олег Газманов) к первому КАМАЗу: под ласковым и покровительственным взглядом Когогина старики так долго не отходили от президента РФ, что Сечин заскучал — и, отойдя в сторону, в отличие от остальных чиновников, от «первого лица» — угрюмо и послушно ждал своего шефа.

План гособоронзаказа-2015 выполнен лишь на 97%

В тот же день Путин с федералами посетили два предприятия ВПК — «Ремдизель» и Завод спецавтомобилей — и в дирекции автогиганта провели совещание военно-промышленной комиссии РФ, которое прошло большей частью за закрытыми дверями. Открыто выступили лишь президент РФ с Рогозиным (доклад министра обороны РФ Шойгу, который не показали, по-видимому, считается «военной тайной»).

Само совещание было посвящено проблемам военно-промышленного комплекса — главным образом выполнению гособоронзаказа. Любопытно, что Путин фактически дезавуировал решение КАМАЗа как-то дистанцироваться от комиссии, публично заявив, что «находится на одном из главных индустриальных гигантов РФ, активно участвующим в реализации гособоронзаказа». Со стороны могло показаться, что заявления по итогам 2015 года оптимистичны, однако, это не совсем так.

Так, для начала он заметил (ни разу, к слову, не назвав конкретной суммы оборонзаказа, выполненного в 2015 году), что итоги приятные. На этот раз российский ВПК умудрился выполнить плановые показатели на 97% (соответственно в 2013-м и 2014 году — на 93 и 96%) — т.е., говоря прямо: план вновь не выполнен, но кривая медленно ползет вверх. При этом непосредственно по линии Минобороны РФ отставание составляет 4% (выполнено лишь 96% плана). Как следствие, на 2015 год армия современной техникой и оборудованием перевооружилась лишь на 30%. Путин предупредил, что к 2020 году — т.е. уже через 4 года — современная составляющая российской оборонки должна приближаться к 70%. Он признал, что в настоящий момент ВПК РФ стоит перед рядом проблем. Не говоря прямо о санкциях, вынужденно выключивших у ряда предприятий РФ западных поставщиков, Путин с сожалением признал:

— Конечно, бюджетные условия развития страны и условия развития ВПК могут меняться. За последние два года целый ряд предприятий столкнулся с разрывом международных кооперационных связей. Но как мы видели сегодня на КАМАЗе — и это удивительно, что коллеги нам сегодня продемонстрировали (учитывая, что продемонстрировали на самом автогиганте ему только «митинг», получается, по инерции он по-прежнему отчего-то считает «Ремдизель» и ЗСА камазовскими предприятиями — прим.ред.) — эти трудности являются временными и преодолеваются.

Путин: «Объем дебиторки превысил все здравые параметры»

Несмотря на внешний форс-мажор, Путин считает, что целевые показатели все равно должны быть выполнены — хотя бы за счет оптимизации внутренних процедур и укрепления бюджетной дисциплины: он предупредил предприятия ВПК, что прозрачная система выполнения госзаказа на отдельных счетах позволит это отслеживать. Главной новостью стало озвучивание главой РФ финансовой проблемы оборонки — «дебиторки, которая имеет место быть»: объем неосвоенных предприятиями ВПК средств — остатки на счетах оборонных компаний — в 2015 году составил 850 млрд руб.

— Эти проблемы нужно решать! Мы в свое время опережающим порядком кредитовали оборонные предприятия, имея в виду определенные сложности, но объем дебиторки превысил все здравые параметры, — возмутился Путин. — Мне постоянно об этом докладывают! Ситуацию надо менять.

Из других новостей, касающихся ВПК — во-первых, развитие крымского оборонного комплекса — в предприятия оборонки полуострова и Севастополя Россия обещает вложить до 2020 года 200 млрд рублей. Во-вторых, предложение Рогозина: по урегулированию хаоса в конструкторских бюро, касающихся выполнения заказов ВПК. Над 170 российскими НИИ (а в РТ, напомним, они тоже существуют) вице-премьер предложил создать некую головную структуру (или — структуры), под крылом которой даже те институты, которые формально не подведомственны Минобороны, могли бы координировать свою работу сообразно целям федерального центра. Возглавить эти координирующие НИИ структуры вице-премьер предложил генеральным конструкторам. Таким образом, считает Рогозин, «процесс научно-технического сопровождения создания современных вооружений и военной техники» окажется более контролируемым и планомерным. Реализовать эти инициативы в правительстве РФ планируют уже в следующем месяце.

Уже в совсем позднее время, после девяти вечера, Путин по видеотрансляции запустил химический гигант РТ «Аммоний», заметив, что «таких предприятий по переработке природного газа с полным циклом у нас не вводилось в строй с 1991 года». Глава РФ назвал «Аммоний» востребованным проектом, продукция которого будет использована и на строительстве, и в сельском хозяйстве. Вспоминая, по-видимому, санкции, Путин, озвучив инвестиции («приличные — 1,5 млрд долларов»), с удовольствием отметил и «хорошую кооперацию с азиатскими партнерами, с китайскими, японскими инвесторами, представителями европейских промышленных компаний».

1/37
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото автора

Новости партнеров