В первом «классико» мирового бенди Россия уступила. Ждать ли реванша в финале?

Ради этого матча собственно и проводится чемпионат мира. Ради этого матча любители хоккея с мячом весь год откладывают деньги, бронируют гостиницы, берут на работе отпуска — едут, летят и идут на стадион. Россия — Швеция — классика бенди, бесконечная песня о храбрости и хитрости, тактическая игра или просто игра в поддавки, демонстрация силы и красоты, вектор, по которому развивается этот вид спорта. Подробности первой встречи фаворитов (3:6 в пользу шведов), планы на реванш России в финале и очередной интересный собеседник Александра Нордена — в материале «Реального времени».

На планетарных форумах этих матчей всего два. Первый — в рамках группового турнира. На нем настоящего хоккея обычно не получается. Тренеры темнят, не раскрывают свои замыслы на финальный матч, приберегают тактические заготовки, берегут (а то и вовсе не выпускают на лед) самых ценных хоккеистов.

Нетипичная «заруба»

На этот раз все вышло по-другому. Непонятно почему, но Свен Ольссон и Сергей Мяус вышли на матч, который, по сути, ничего не решал, с открытым забралом. 5 тыс. зрителей, которые вошли, влезли, втиснулись, взгромоздились на балконах, расселись на ступеньках, едва ли не повисли на металлических конструкциях, которые опоясывают «Волга-Спорт-Арену», увидели такую «зарубу», такое сражение, как будто бы от него зависела судьба титула.

Это был матч, пропустить который было преступлением. С первой до последней минуты на льду царил бенди в его чистом виде — с высокими скоростями, высоким индивидуальным мастерством, умопомрачительными сэйвами вратарей, умелым розыгрышем стандартов. Лед буквально плавился под коньками хоккеистов, а зрители с замирающим сердцем не могли отвести взор от этого удивительного зрелища.

Господство шведов в первом тайме

Первый тайм продемонстрировал полное господство шведской «машины». Скандинавы играли в командный хоккей, выверенный до миллиметра и расчерченный по лекалам, которые шведские мальчишки начинают рисовать с начальной школы. Строгая оборона, которой руководил нестареющий любимец казанских болельщиков вратарь Андреас Бергвалл, точные передачи, постоянные открывания, индивидуальные проходы, смертельные для соперника розыгрыши угловых — эта желто-синяя система не дала ни единого сбоя. Счет 5:0, знакомый всем нам по хиту группы «Чайф», еще не отражал тотального господства шведской «Барселоны», в которой блистали свой Месси в лице Кристофера Энлунда и Суарес в облике Петерссона.

Но чем прекрасен хоккей с мячом — в нем ситуация в любую минуту может измениться, как неустойчивая погода. Из раздевалки подопечные Сергея Мяуса вылетели с горящими глазами, и хотя системы в их действиях не появилось, появилось другое: кураж, удаль, непреодолимое желание искупить бездарный первый тайм перед не перестающими скандировать «Россия! Россия!» болельщиками.

В течение 5 минут, с 48-й по 53-ю, бетонные оборонительные моменты шведов были сметены. Ишкельдин, Иванушкин и Дергаев (с углового) вселили надежду в сердца поклонников нашей команды. Свен Ольссон был вынужден взять перерыв и напомнить своим растерянным бойцам, кто сегодня «царь горы». И все, хоккей на этом кончился. Скандинавы умело «засушили» игру, вынудили россиян растрачивать силы в бесплодных поисках мяча, перешли на тактику мелкого фола, на которую сквозь пальцы смотрели финские арбитры и даже забили шестой гол усилиями заслуженного ветерана Моссберга.

Надежда на реванш в финале

5 тыс. счастливчиков, попавших на трибуны, разочарованно выдохнули. «Камбек» россиян оставил у них веру в то, что в финале наша команда сможет дать бой «академикам от бенди». В предвкушении воскресного сиквела «классико» замер весь бендийный мир. А мы решили перевести дух в беседе с одним из самых удивительных обитателей «планеты бенди», хранителем истории архангельского «Водника», человеком, не пропускающим чемпионаты мира с ХХ века, Виктором Федоровичем Антуфьевым, которого все — от президента FIB Бориса Скрынника до последнего волонтера — знают под уважительным прозвищем «Федорыч».


Виктора Антуфьева все — от президента FIB Бориса Скрынника до последнего волонтера — знают под уважительным прозвищем «Федорыч».



— Виктор Федорович, как у вас возник интерес к хоккею с мячом?

— Любовь к русскому хоккею — в крови у каждого северянина. Я родился в глубинке, и отец, железнодорожник, из каждой поездки привозил популярную тогда газету «Футбол». Классе в шестом стал выписывать «Советский спорт», зачитывал эти газеты до дыр, вел турнирные таблицы. Наш архангельский «Водник» в далеких 60-х побеждал грандов отечественного хоккея и в 1964-м занял четвертое место в чемпионате СССР. Естественно, что взрывная волна интереса к команде прокатилась не только по областному центру, но и по глубинке, а когда я поступил в архангельский пединститут, стал посещать матчи и влюбился в этот вид спорта окончательно. Играл «Водник» тогда на стадионе «Динамо», освещение было слабое, и все матчи начинались в 12 часов дня. Целыми цехами (конечно, с разрешения руководства) рабочие уходили на хоккей — останавливать архангелогородца, спешащего на «Водник», было бесполезно. На предприятиях в день игр объявлялся негласный выходной. Я, как студент, был с этими рабочими солидарен и сбегал с лекций. Постоянно на это время выпадал иностранный, и когда я наконец пришел на этот предмет, на вопрос преподавательницы о том, не перепутал ли я аудитории и почему она меня ни разу раньше не видела, честно ответил, что я болел. Болел за «Водник».

— Когда у вас возникла идея написать книгу «Под стягом «Водника»?

— Наверное, с первого курса. Собирал статистику, познакомился с патриархом нашего северного хоккея Евгением Салтыковым. У него была масса данных, но он не мог работать в архивах и благословил на это дело меня. Я в свои каникулы, а потом, когда работал, в отпуск ездил в Москву и находил уникальные протоколы игр с участием любимой команды — из 50-х, 60-х. Однажды случайно нашел протоколы хоккейных игр 30-х и даже дал фото их в своей будущей книге. Книга — это вся история «Водника» до 2004 года — я выпустил ее к юбилею клуба, который состоялся в 2005-м.

— Виктор Федорович, ульяновский чемпионат мира — 19-й, который вы посещаете. А первый свой помните?

— Конечно, 1989-й, Москва, «Олимпийский», тысячи болельщиков. Тогда в стране был настоящий хоккейный бум, я имею в виду бенди. Познакомился с коллегами-журналистами, чиновниками FIВ, многими спортсменами. Особо запомнился следующий ЧМ — 1991-го в Финляндии. Тогда впервые была организована группа поддержки сборной, и я попал в число трех журналистов — меня в состав делегации включил знаменитый вратарь Анатолий Мельников, который тогда возглавлял отечественную федерацию по хоккею с мячом. А ведь тогда еще существовал железный занавес, и я впервые увидел другой мир, что было настоящим чудом. Кстати, первый матч того чемпионата российская бригада судей во главе с Евгением Богомазовым прервала из-за жары и того, что через растаявший лед стала пробиваться искусственная трава — похожие проблемы и сейчас в Ульяновске. А тот матч был переигран.

— У вас, наверное, много знакомств в мире бенди?

— Да, я же человек контактный, и через несколько чемпионатов я знал уже не только многих хоккеистов, но и президентов национальных федераций, ответственных лиц. Мне стали высылать персональные приглашения на чемпионаты, дарить атрибутику, значки, собирателем которых я являюсь. Помнится и чемпионат в Архангельске, когда в 1999-м был сильнейший мороз под -30 и одну игру проводили в четыре тайма по 15 минут — уникальный случай в истории бенди, — и то ее не доиграли. А как забыть ЧМ-2004 в Швеции, когда на последней минуте в финале Финляндия — Швеция хорошо вам знакомый Саами Лаакконен забил победный для его сборной мяч и все шведские трибуны просто онемели? Ну и однажды Федерация хоккея Швеции не просто пригласила меня, но и посадила на матче в ложу рядом с королем Швеции Карлом ХVI Густавом. Меня тактично попросили не особо оборачиваться, потому что за мною сидел… Его величество.

— Ваше отношение к современным тенденциям развития бенди. Матч Россия — Швеция вчера был просто шикарным, но за этими колоссами пропасть. Вас это печалит?

— Естественно. Эти сборные сильнее других на несколько голов, потом идут еще несколько сборных — и опять провал. А ведь были времена, когда и финны становились чемпионами мира, и норвежцы брали «серебро».

— В первом «классико» мирового бенди Россия уступила. Ждать ли реванша в финале?

— Не уверен. Во вчерашней игре шведы выглядели исключительно мощно. Организация, тактика, блестящие исполнители. У нас забить могут два-три человека, в сборной Швеции — пять-шесть. Это одна из сильнейших шведских сборных в ХХI веке. Но будем надеяться, что штаб Сергея Мяуса проведет надлежащую работу, что ребята проявят и мастерство, и характер. То, что это будет великий хоккей, я не сомневаюсь. Ради таких матчей мы и любим хоккей, и живем им.

Александр Норден
Спорт

Новости партнеров