Кладбищенские хроники, чумной бунт и новые ковидные ограничения
Переполненные ковид-госпитали и важное в послании президента — итоги недели в программе «7 дней»
Новая коронавирусная инфекция вновь стала темой №1 информационных таблоидов. Согласно официальной статистике, в Татарстане ежедневно госпитализируется уже по 100 и более человек с диагнозом COVID-19. В соседних регионах цифра доходит до 400—500. Сколько людей переносят болезнь в легкой форме и лечатся дома,исложно даже представить. В масштабах страны от коронавируса ежедневно погибает более 900 человек. По всей России вновь возвращают ограничения и ужесточают требования. Обо всем этом и других ключевых событиях недели, которые попали в объективы наших коллег из программы «7 дней», выходящей в эфир на телеканале «Новый век», — в традиционном обзоре «Реального времени».
Война за выживание
Кривая официальной статистики по заболеваемости и смертности во всем мире вновь даже не поползла, а взлетела вверх. Только в России число ежедневных смертей от новой коронавирусной инфекции превысило 900 человек. Если добавить к ним тех, кто погиб от постковидных осложнений, то эту цифру можно смело умножать на три. В пересчете на неделю получается, что страна за какие-то 7 дней полностью теряет население таких городов, как Буинск или Бавлы. Как образно выразился ведущий программы «7 дней» — генеральный директор телеканала «Новый век», депутат Государственного совета РТ Ильшат Аминов: «Вирус объявил нам войну на уничтожение».
«Госпитали переполнены, сегодня кладут только тяжелых, и недалек тот день, когда мест на ИВЛ будет не хватать, и они станут пропуском в жизнь, счастливым лотерейным билетом, который достанется не каждому. Чтобы понять какая у нас смертность, достаточно погулять рядом с моргами и посетить ближайшее кладбище», — делится ведущий наблюдениями — своими и съемочных групп ТНВ.
И именно на кладбища отправились журналист и оператор программы «7 дней». За неделю они успели побывать на погосте в Дербышках, в поселке Мирный, на Сухой реке и на Кургане, в Набережных Челнах и Арске. Всюду схожая картина: ряды свежих могил. А если посмотреть на даты рождения и смерти, складывается и вовсе печальная картина. Все больше уходит молодых. И самих смертей все больше. Статистика наглядная и пугающая, подтвержденная цифрами, представлена в сюжете наших коллег.
Чумной бунт в средневековье и сейчас
«Глядя на эти кадры, хочется воскликнуть, ну какие еще вам аргументы нужны, какие доказательства?» — восклицает ведущий программы. Чем хуже эпидемиологическая обстановка, тем выше активность антиваксеров всех рангов и мастей. Вживую, в соцсетях процветают мракобесие и тотальное недоверие. Доходит до того, что, свято уверовав в бредни лжепророков, люди собравшись в толпы крушат вышки 5G-связи, чтобы избежать «чипирования». И чем чудовищнее и бредовее слухи, тем охотнее именно им, а не аргументированному и научно обоснованному мнению медиков верит немалая часть населения.
Напрашивается прямая аналогия с чумными бунтами. О событиях времен Екатерины II напомнили наши коллеги с ТНВ. Тогда, в разгар войны с Турцией, часть подразделений армии Российской Империи оказались на территории Молдавии, где свирепствовала чума. И на солдатских штыках болезнь въехала в Первопрестольную.
Императрица волевым решением учредила заставу в Серпухове — на самой переправе, где каждый едущий из Малой России должен был пройти дезинфекцию. На всех проезжих дорогах обустроили карантины. Для того чтобы можно было попасть в город, требовался пропуск и документ о прохождении карантина. Но даже при условии исполнения всех предписаний все прибывающие из очагов эпидемии обязаны были два дня провести в условиях изоляции.
Попытки утаить масштабы трагедии, неверие в то, что в Москве действительно чума, — все это было. В феврале 1771 года на крупнейшей мануфактуре того времени — Большом суконном дворе — умерли 130 человек. Но карантин не ввели, болезнь объявили «гнилою горячкой», а умерших хоронили тайно и по ночам. Лишь после того, как о масштабах трагедии стало известно, фабрику закрыли, а больных перевезли в первый чумной госпиталь — Николо-Угрешский монастырь.
Императрица ужесточила требования: умерших запретили хоронить в черте города. Под госпитали развернули еще несколько монастырей. А нарушителей режима карантина и самоизоляции было велено сечь плетьми и силой возвращать в карантин. Фактически Москва попала в жесткую изоляцию. Все массовые и публичные мероприятия попали под запрет. Возы с продовольствием для населения терпящего бедствие города оставляли в 7 верстах от него. Люди из зачумленного города могли прийти, чтобы купить еду лишь в определенные часы, под присмотром полиции. А деньги, чтобы не допустить распространения заразы, вымачивали в уксусе.
Из Москвы болезнь все-таки вырвалась. Ее очаги обнаружились в Воронежской, Архангельской, Казанской и Тульской губерниях. Но все-же меры, предпринятые на государственном уровне, результаты дали — общенациональной эпидемии удалось избежать. А что в самой Москве? Губернатор города — фельдмаршал Салтыков — бежал в имение, усадьбу под Москвой. А в самой Первопрестольной начались бесчинства и грабежи. Нашлись «пророки», что запустили слух о том, что город спасет Боголюбская икона Божией Матери, что хранилась в Китай-городе. Толпы людей отправились молить о прощении. Не только молились, но и ругали распоряжения начальства, докторов и «бесовские» карантины.
Московский митрополит Амвросий, желая прекратить столь опасные в условиях эпидемии скопления людей, распорядился икону убрать, а деньги передать в Воспитательный дом. Но толпа расценила это как попытку спрятать реликвию и лишить всех возможности исцеления. Кто-то крикнул, что священник решил присвоить себе подношения, и это спровоцировало массовый бунт. Вооруженные камнями, топорами и кольями мятежники разнесли и разграбили Чудов монастырь, а митрополита нагнали и растерзали близ Донского монастыря.
Мятеж подавили в три дня. Четверых зачинщиков повесили, а остальных задержанных приговорили к каторжным работам. Противоэпидемиологические меры были вновь усилены: увеличилось число карантинов, открыты новые больницы, а медперсоналу увеличили жалование, въезд и выезд из города оказались под полным запретом, мародеров и грабителей казнили прямо на месте преступления. Наконец, хоронить всех погибших вне зависимости от чинов и сословий в приказном порядке было разрешено лишь на специально отведенных кладбищах и только за городской чертой. Тех же, кто прошел курс излечения и выписывался из больницы, вознаграждали: женатых 10 рублями, холостых — 5-ю.
К осени эпидемия пошла на убыль. В сентябре число погибших достигало 21,5 тыс. человек, а в декабре — уже 805. Всего чума унесла за время эпидемии 55 тыс. жизней.
Что происходит сейчас? Все те же лжепророки. Слухи. Домыслы. Готовность людей поверить в любые бредни и реагировать погромами на попытки предотвратить распространение болезни. Вакцинация идет настолько медленно, что о всеобщей иммунизации и говорить не приходится. Власти вынуждены идти на жесткие меры: ввод QR-кодов на посещение общественных мест, обязательную вакцинацию для определенных групп населения, изоляцию людей старшего поколения и ограничения по посещаемости общественных мест до 50%. Больший процент — лишь при условии, что весь персонал объекта вакцинирован. О необходимости вакцинации и правильности предпринимаемых мер по обеспечению защиты населения от распространения коронавируса в своем послании говорил и президент Татарстана Рустам Минниханов.
Послание президента Татарстана Госсовету
Первым и ключевым посылом традиционного послания президента Татарстана Госсовету РТ вновь стало обеспечение качества жизни населения республики.
— Все, что мы делаем, делается в интересах наших граждан. Усилия каждого уровня и ветви власти, бизнеса и общественности должны быть подчинены этой центральной задаче, — подчеркнул Рустам Минниханов в самом начале своего обращения и к тем, кто вновь собрался в зале БКЗ им. Сайдашева, и к тем, кто наблюдал за событием в режим онлайн. — Повышение качества жизни не пустой лозунг. Это реальная стратегия развития Татарстана.
В отличии от прежних лет Рустам Минниханов немного говорил о достижениях и победах экономики РТ. Хотя их и в это сложное пандемийное время немало. Президент сосредоточил свое внимание и внимание ответственных лиц на проблемных и болевых точках: ставил задачи министерствам и ведомствам, давал поручения и делал критические замечания.
Отметил Рустам Минниханов и достижения татарстанского спорта. Однако больше говорил о возможностях по дальнейшему развитию и популяризации здорового образа жизни и спорта высоких достижений. В республике созданы и функционируют более 11 тыс. объектов спортивной инфраструктуры. Однако…
— К сожалению, далеко не все они эффективно используются. В ряде районов, где обеспеченность населения спортивными объектами выше 100%, доля занимающихся физкультурой и спортом ниже среднереспубликанских значений. Это Верхнеуслонский, Ютазинский, Актанышский, Новошешминский, Тюлячинский, Тетюшский, Черемшанский, Камско-Устьинский и Бавлинский районы. Наша задача — привлекать на спортивные объекты как можно больше граждан, прежде всего детей, — попенял президент.
Построено много новых школ, детских садов, больниц и поликлиник. Однако все эти направления испытывают серьезные сложности. Особенно система образования:
— Вызовом в системе образования является нехватка кадров. Из 4 тыс. молодых специалистов, которые ежегодно выпускаются, лишь треть идет работать в детские сады и школы. За последние 3 года почти 600 молодых учителей ушли из системы образования, не проработав и трех лет. Прошу Министерство образования и науки, глав муниципальных образований взять под контроль вопрос обеспечения школ педагогическими кадрами и закрепления в них молодых специалистов.
Особое внимание лидер Татарстана уделил промышленности — опоре экономики республики: энергетике, нефтехимии, нефтепереработке. На территории РТ перерабатывается почти 23 млн добываемой в республике нефти. Это заслуга ТАНЕКО и ТАИФ-НК. После объединения ТАИФа и СИБУРа Рустам Минниханов ожидает прорыва и в области нефтехимии. До 2035 года объединенная компания планирует инвестировать в развитие татарстанской нефтехимии порядка 1,7 трлн рублей, в разы нарастив производственную мощность отрасли на территории региона.
Подчеркнул Рустам Минниханов и важность эффективного развития особых экономических зон, промышленных парков и площадок. И если те, что расположены в крупных городах республики или рядом с ними, успешно развиваются и демонстрируют прирост резидентов и экономических показателей, то ряд муниципальных промплощадок, не смотря на уделяемое им внимание и выделяемые немалые государственные средства, пока не радуют. Между тем республика возлагала и продолжает возлагать на них большие надежды, в том числе и как на точки экономического роста муниципалитетов, на территории которых они расположены.
Поставив задачи и определив цели на предстоящий год, Рустам Минниханов сделал также несколько объявлений. Так, в республике появляется новая государственная награда.
— Своим недавним Указом президент страны Владимир Владимирович Путин учредил День отца, что было очень позитивно воспринято людьми. В дополнение к этому в Татарстане в целях повышения авторитета семьи и престижа родительского труда принято решение учредить новую государственную награду — медаль «Родительская доблесть — Ата-ана фидакарьлеге», — сообщил президент Татарстана.
Также он заявил, что следующий год в республике пройдет под знаком цифровизации.
Кадровые перестановки в Татарстане
Выборы в Государственную Думу — уже история. Республику в новом составе депутатов будут представлять 15 человек: 14 из них — члены политической партии «Единая Россия», один — от КПРФ. Уже 12 октября состоится первое заседание.
Тем временем в Татарстане прошла волна кадровых перестановок. Так, теперь уже экс-глава Высокогорского района Рустам Калимуллин отправляется отстаивать интересы республики в Москву. Его кресло занял Равиль Хисамутдинов, до недавнего времени руководивший Апастовским районом. На смену Айдару Метшину — экс-мэру Нижнекамска — пришел Рамиль Муллин, на протяжении 8 последних лет возглавлявший Муслюмовский район, который теперь будет развиваться и процветать под руководством Альберта Хузина.
Обо всем этом, а также о том, с какими сложностями этим летом столкнулись татарстанские фермеры и на какую поддержку рассчитывают, о том, как в республике отпраздновали День учителя и какую роль в системе национального образования сыграли Сэлэй Вагизов и его супруга Рамзия Валитова, можно узнать в свежем выпуске программы «7 дней», который выйдет в эфир телеканала ТНВ 11 октября ровно в 13.00, или на сайте телеканала.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.