Рафаэль Хакимов: «Татары прошли путь образования нации вопреки воле государства»

«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 40-я

Рафаэль Хакимов: «Татары прошли путь образования нации вопреки воле государства»
Фото: liveinternet.ru

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Исторический путь татар: перипетии судьбы». В ней казанский историк рассматривает некоторые аспекты отношения к татарам в различных источниках. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.

Татарский путь к капитализму

Динамика ментальности татар во многом объясняет готовность народа воспринять капиталистические отношения, реформировать ислам и оказаться политически организованным, иначе говоря, преодолеть Долгое Средневековье. Толчком послужили капиталистические отношения, требовавшие образованных работников, общенародного литературного языка, изучения культуры и языка главного конкурента — русских. Наступившая реформация ислама (джадидизм) стала громадным шагом вперед для татар.

Некоторые из тюркских народов (татары, турки, азербайджанцы) вступили на путь капитализма раньше, нежели среднеазиатские народы. Татары и азербайджанцы прошли через реформацию ислама в форме движения джадидов, другие замкнулись в средневековой схоластике.

Татар с европейскими народами сближает борьба со средневековой схоластикой, клерикальными авторитетами, понимание необходимости реформирования религии. В остальном у татар свой собственный путь.

Фото: Олег Тихонов

Историческая родина татар — вся Россия и Средняя Азия

Несколько факторов отличают татарский путь от европейского: давление Российской империи, ограничивавшей права татар; несовпадение этнического ядра с территорией расселения; отсутствие единых национальных централизованных органов.

У большинства народов (за исключением евреев, армян и некоторых других) существует основной массив компактного расселения этноса, имеющий административное или государственное оформление, у татар же нет четкой территории этнического ядра. Вопрос этнических границ для татар не имеет территориальной привязки. Эта граница ментальная, а не пространственная. Порой Татарстан называют исторической родиной татар, что неверно, ибо предполагается, что вне республики живет диаспора. На самом деле вся территория нынешней России, а также Центральной Азии и есть историческая родина татар. Следовательно, важнейший принцип нациообразования — совпадение государственной и этнической территорий — в случае с татарами не работает.

Это вовсе не значит, что татары неполноценная нация. По всем показателям социальной структуры, профессиональной квалификации, культуры татар можно включить в ряд современных наций, но к этому татары шли не европейским путем, то есть не благодаря государству, а вопреки его давлению. Российское государство не было заинтересовано в укреплении татар, скорее наоборот, пыталось ограничить его определенными рамками. Особенно рьяно вел себя Петр Столыпин, которого пугали именно процессы модернизации татарской среды, преподавание русского языка, светских дисциплин и реформирование ислама.

П.А. Столыпин (слева). Фото: wikipedia.org

Новометодные медресе как фактор развития татарского капитализма

У татар светское образование было запрещено, а потому многие необходимые знания подрастающее поколение получало в медресе, которые реформировались вместе с исламом.

Создание системы образования в ходе буржуазных революций в Европе стало важнейшим фактором преобразования феодальных народов в нации. В Европе основным инициатором формирования новой системы образования и просвещения выступало государство, объявившее о суверенитете народа вместо монархии. Население при капитализме становится гражданами страны с равным правом голоса, что превращает феодальные общности в нацию, нуждавшуюся не только в единых законах и идеологии (религии), но и понятном для всех языке, общих нормах, праздниках, героях, символах. Новая идентичность возникает благодаря соединению этнического, социального и политического сознания под знаком народного государства, чей суверенитет был выражением воли граждан с равным правом голоса.

У татар все обстояло совершенно иначе в силу антитатарской политики царизма.

Медресе содержались в основном предпринимателями, которые были заинтересованы в практических знаниях, а не теологии или философии, и тем более им не нужны были навыки схоластических споров, чему обучали в традиционных медресе. Под давлением обстоятельств стали открываться новометодные медресе, которые к началу ХХ в. стали преобладающими.

Несмотря на общую отсталость татарского сообщества, его бесправность и шовинистическую политику российского правительства, татары на капиталистический путь развития вступили практически одновременно с русскими и по многим позициям конкурировали с ними. При отсутствии университетов, системы светского образования, захламленности медресе схоластикой, знания от старшего к последующим поколениям могли передаваться только через навыки.

Фото: currenttime.tv

Открытость культуры, вынужденный поиск работы в городах, что выразилось в отходничестве, значительная доля торговли в татарской экономике — все это позволяло народу быстро воспринимать новые веяния. К этому добавилось требование предпринимателей обучать шакирдов практическим знаниям: географии, математике, бухгалтерии, русскому и даже французскому языку, иначе говоря, они стимулировали реформирование ислама и системы образования. Новометодные медресе стали открываться повсюду, где жили татары и к началу XX в. они стали доминировать. Революция 1905 г. предоставила свободы, благодаря которым татары имели право открывать газеты и журналы, учреждать издательства и типографии. Иначе говоря, татары прошли путь нациообразования вопреки воле государства. К тому же у татар не было регулирующей эти процессы столицы, единой системы образования. Вертикальные структуры, столь характерные для Европы, для трансформации татар из народа в нацию не играли решающей роли.

Рафаэль Хакимов
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 28

комментарии

  • Анонимно 22 авг
    Как всегда интересно и захватывающе.
    Но как и всегда дискуссионно.
    Потому и интересно.
    Главный тезис текста:
    "...главного конкурента — русских".

    Современные "русские" во многом сформировались и за счёт генов и менталитета тюрок, в том числе и поволжских тюркских мусульман.
    Можно говорить, что современная Россия была создана благодаря симбиозу оседлых христианских славяно-финских племен и кочевых языческих и мусульманских тюркских племен.

    "Русские" и "татары" не "конкуренты", а соработники по строительству огромной страны.
    Самой большой на планете Земля.
    Наши предки многими веками жили на огромных просторах Евразии в политико-экономическом симбиозе, взаимопомощи и взаимовлиянии.
    Со времён иудейского Хазарского каганата, исламской Воллжско-Камской Булгарии, Монгольской империи и Золотой Орды.
    "Русские" и "татары" это братья.
    Родные.
    В том числе и по "крови".
    Но говорящие на разных языках и исповедующие разную религию.
    И первый и вторая очень похожие.
    Так бывает.
    А в Семье братья порой бывают очень ревнивые...
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    "На самом деле вся территория нынешней России, а также Центральной Азии и есть историческая родина татар".

    Смелое заявление.
    Но как его понять?
    Да, Родина.
    Но почему историческая?
    "Татары" одновременно вдруг появились в давние времена на огромной территории современной России и Центральной Азии?
    Но такое вряд ли возможно.
    Или надо понимать, что "татары" уже давно живут на этих огромных территориях?
    Да, давно.
    Но тогда эти же территории "историческая родина" и, например, современных украинцев - они минимум 250 лет уже живут на указанных территориях.
    Уважаемый академик писал и даже фильм выпустил, где говорится, что "историческая родина" татар это Алтай.
    Учёный должен быть точным в выражениях.
    Публицист может писать, что хочет.
    Иначе у читателей возникает когнитивный диссонанс.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    кочевые народы с отсталыми экономиками всегда тянули Россию назад,поэтому все сложно.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Русские своих не бросают.
    Ни один этнос ещё не бросили.
    Их бросали множество раз.
    Удивительно.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    В последние годы идет процесс героизации Столыпина, наряду со Сталиным.
    Реально Столыпин с Николаем II превратили Россию в фашистское государство, тем самым ввергли страну в пучину революций и противостояния
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Россия (Российская империя) "фашистское государство"?
    Это как?
    Поясните, пожалуйста.
    Очень инновационное высказывание.
    Требуются доказательства.
    Даже международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий до таких ругательств по отношению к России не "додумывались".
    Чрезвычайно, похоже, интересный во всех отношениях у Вас ход "мысли".
    Ответить
    Анонимно 23 авг
    +1000000!
    Достаточно вспомнить "Столыпинские галстуки" и "столыпинские вагоны". Да еще и рассказы Толстого на сей счет.
    Это он, именно он виноват в том, что случилось у нас 1917 году. Это он со своим бездарным правлением довел страну до революции.
    Столыпин - один из самых кровавых премьеров России, раньше в школах детей учили по теме "годы столыпинской реакции".
    Ответить
    Анонимно 23 авг
    Столыпин по сравнению с международными марксистами-террористами Лениным и Троцким "пионерка не целованная".

    Столыпин казнил (через суды) несколько тысяч экстремистов.

    Марксисты, красные диктаторы Ленин и Троцкий убили миллионы человек, ни в чем не повинных, по "классовому признаку".
    Ответить
    Анонимно 31 авг
    Ленин и Троцкий убили миллионы по классовому признаку?)Оч интересно,из каких же источников вы черпаете такую информацию?
    Ответить
    Анонимно 23 авг
    Татары были самым грамотным народом России. На сей счет есть цитата Ленина: Среди великороссов грамотных столько то, среди татар столько то (на 1000 чел).
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Именно поэтому Ленин придумал татарскую автономию. Ибо самые "грамотные" не смогли додуматься до своей автономии.)))
    Ответить
    Анонимно 23 авг
    Раньше татарские предприниматели думали о народе: открывали школы, больницы, детские дома, издавали книги и газеты, помогали бедным и т.д.
    Теперешние наши предприниматели думают только о своих карманах.
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Может, налоги стали больше? Да еще и верующих среди них меньше стало - отход от традиций. Может и другие причины есть.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Бедные, несчастные татары , все -то у них вопреки государству.
    Может хватить жалеть себя и искать виноватых в своих проблеммах в соседях.
    Никто за вас развивать татарскую нацию не будет. Меня всегда удивляло, что национальные зарубежные диаспоры помогают своей родине, будь то китайцы, армяне, узбеки. В Татарстане все наоборот, наши руководители ездят по стране и за границу, тратят бюджетные деньги на татар, а те хотят еще больше, но возвращаться не собираются.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Бедные сейчас не "татары", а семьи с детьми (официально признано); несчастные есть среди любых народов, против государства - либералы из оппозиции (смотрите ТВ). Мнение автора статьи - это его личное мнение. А "татары" - слово русское и малоприятное; тюрки / булгары / мусульмане - нам бы лучше подошло.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Татары не нация, а народность.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Татары трудолюбивый, доброжелательный народ.
    Ответить
    Анонимно 23 авг
    "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж."
    — Л.Н. Гумилев. "Корни нашего родства", "Известия", 13.04.1988г.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    таких народностей как татарин украинец немец китаец казах не существует а про татарина это отдельная тема там соединили вулгар ногайцев и уйгуров и привратили в татар
    Ответить
    Анонимно 23 авг
    "Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью."
    — Н. А. Спасский. «Очерки по родиноведению». 1912 г.

    "На тесную связь современных татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях и которые чаще упираются в то или иное лицо, выходца из Булгара."
    — Н. И. Воробьёв. 1953 г.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Как же надо ненавидеть русских чтоб каждую неделю выплёскивать на них очередной ушат академических помоев. Не вина русских что их на 300 лет поработили дикари. Не будь монгол Русь пошла бы дорогой европейских государств вслед за Новгородом. Сами виноваты что дикость проникла во все структуры общества и очень понравилась правителям. Но и в этом случае русские как победители поступили с побеждёнными благородно даже не сделав их крепостными. Просто понадобилось почти 300 лет чтоб татары как и другие народы постепенно ушли от первобытной дикости и начали развиваться как равные в России. Капитализм пришёл одновременно ко всем народам в стране. Ну и конечно не надо уважаемому академику пытаться натянуть сову на глобус. Зачем раздувать маленький народ с ореолом обитания в 300 км до глобальных размеров. Другие такие же маленькие народы могут просто обидеться. Скромнее надо быть.
    Ответить
    Анонимно 23 авг
    Кажется, Вы очень плохо знаете историю и романтизируете историю России, автор статьи историю изучает глубже, но несколько романтизирует историю "татар", думая, что все "татары" (100 лет назад официально названные большевиками этим русским словом) поддерживают его мнение. Поэтому Вам и не нравится статья. А факты читать интересно.
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    "Татары" - не монголы. И вообще они не татары, а булгары и тюрки.
    Ответить
    Анонимно 01 сен
    Казанские таатары потомки добулгарского населения, основа у них финно-угорская. Просто пришли булгары и тюркизировали финно-угров и из них сформировались чуваши. Потом часть чувашей перешла на кипчакский язык, была записана в сословия ясачный и служилый татарин (кроме чувашей в эти сословияя записывали башкир, марийцев, удмуртов, мордву), сто лет назад после долгих споро приняла название "татар". Так и появились казанские татары. Вот так коротко в нескольких предложениях можно освятить этногенез казанлы.
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Интересно
    Ответить
  • Анонимно 22 авг
    Добрый вечер! Интересно для кого написана данная статья. Для наших родителей, которые жили в татарской деревне и имели 3 класса образования. Для нас, которые в советское время закончили школы в Казани или для наших детей. Простым языком данную статью назвал бы "Бред сивой кобылы". Прежде чем писать, автор статьи лучше по районам поездил и заглянул в огороды, в сараи и дома, посмотрел как живут сейчас татары! С уважением!
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    нет никакой "татарской нации".
    Есть национальность - татары.
    Ответить
  • Анонимно 03 сен
    Простым языком данную статью назвал бы "Бред сивой кобылы". Институт истории им. Ш. Марджани постоянно выдаёт такой бред, но себя считают докторами исторических наук.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/223100-tatary-proshli-put-obrazovaniya-nacii-vopreki-vole-gosudarstva
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/223100-tatary-proshli-put-obrazovaniya-nacii-vopreki-vole-gosudarstva
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров