«Никакие вылетные трассы нас не спасут»

В КГАСУ обсудили, как спасать периферии больших городов

Не оценил идею постройки двухуровневых дорог и настоял на создании мощных промышленных зон в Казанской агломерации президент РТ Рустам Минниханов на научно-проектном семинаре «Развитие агломераций и транспортной инфраструктуры РТ», который прошел в пятницу в КГАСУ.

Почему Челнам и Альметьевску нужны рельсы

Семинар, на котором присутствовали несколько глав татарстанских городов, в частности мэры Челнов и Альметьевска, провела кафедра градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ. Весной она открыла в университете научно-образовательный и проектный центр территориально-пространственного развития городов. Работающий тут же научно-исследовательский и проектный центр «Интерра» занимается сейчас генпланом Набережных Челнов.

Как пояснил «Реальному времени» мэр Челнов Наиль Магдеев, его примут в 2023 году. Идеи, озвученные заведующим кафедрой градостроительства Александром Дембичем, показались ему интересными.

Дембич, в частности, предложил организовать рельсовый внутриагломерационный транспорт — и в Камской, и в Альметьевской агломерациях. Таким образом, из всех городов вокруг Челнов будет обеспечена 30-минутная доступность — в списке пунктов крупные промышленные ядра: «Аммоний», «Алабуга», КАМАЗ...

А вот идею перевести мощности предприятия «Челны — Бройлер» и построить на их месте жилье Магдеев переадресовал его владельцам. Зато отметил, что перспективы постройки есть на территории завода силикатного кирпича.

Но эти идеи были озвучены уже ближе к концу насыщенного семинара. А сначала Юрий Кузнецов, генеральный директор Агентства по социально-экономическому
развитию агломераций, рассказал о ситуации с «компактными скоплениями населенных пунктов» в России. В частности, сейчас с ними связано 16 пилотных проектов развития. Есть указ президента РФ об утверждении основ государственной политики регионального развития. Внесены изменения в бюджетный кодекс РФ относительно горизонтальных трансфертов, то есть субсидий из одних региональных или местных бюджетов другим — в целях софинансирования расходных обязательств. Существует даже проект закона «О городских агломерациях».

Пользы от агломераций немало, подчеркивал Кузнецов. К примеру, это экономия бюджетных средств, когда несколько муниципальных образований могут покупать услуги оптом. И, конечно, развитие дорожно-транспортной структуры.

При этом закон должен учитывать разницу местных бюджетов и трудности в их консолидации. К примеру, это касается случаев, когда люди ездят работать из пригорода — а значит, их НДФЛ достается городу.

— А значит, бюджета пригороду не хватает, — резюмировал Кузнецов.

Есть проблемы и в несимметричности полномочий у различных муниципалитетов и неготовности их руководителей договариваться. Сейчас, к примеру, трудно создавать межмуниципальные объекты, поскольку нельзя передать на это средства.

Пушка или гаубица?

Не разработав эти понятия и не решив проблемы, развивать комплексы населенных пунктов невозможно. Это весьма художественно описал Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики. Он привел два примера массовой застройки. Первый — это «пушка», когда уплотняется застройка в агломерационном ядре.

— Но тогда нужно ограничивать пользование автомобилями, вплоть до введения car free development (свободной от машин застройки, если переводить с английского), — отметил Блинкин.

Второй вариант — «гаубица»: осваиваем агломерационную периферию с преобладанием односемейных домов. Но тогда у всех должны быть автомобили. А дорожная сеть — не менее 6 км на 1 квадратный километр территории.

Ну а третий, более привычный опыт — плотная застройка в картофельном поле. И гаубица на картине Блинкина сворачивается узлом.

— А эта пушка не стреляет вообще. Как только появляется такая застройка, сразу возникает вопрос, как людей возить. А столько построить трамваев невозможно. И машин разместить...

Про транспортную доступность подробно поведал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, причем он рассказал только о развитии автомобильных дорог. В Казанской агломерации должно быть построено 62,8 км платных дублеров, указал министр. А еще их соединений — целых 17,5 км. Это, в частности, дублер Горьковского шоссе, Вознесенский тракт, дублер Оренбургского тракта. В Казани плотность дороги — всего 1,33. А вот в Токио — 10,6. А в Москве — 5,5! То есть получается, что дорог в столице Татарстана все-таки мало.

Так что Ханифов озвучил идеи строить не только одноуровневые, но и двухуровневые дороги с эстакадой и перехватывающей парковой. Их ориентировочная стоимость — 3,55 млрд за километр.

— Платные вылетные трассы должны быть изолированы от городского потока, а их соединение позволит беспрепятственно добраться из одной части города в другую, — указал Ханифов. Он предложил схему постройки этих трасс с привлечением 30% в виде денег инвесторов, а 50% — средств из федерального бюджета.

«Никакие вылетные трассы нас не спасут»

Развитие пригородных территорий — важнейший вопрос, согласился Рустам Минниханов, приведя в пример ситуацию с застройкой Лаишевского и Пестречинского районов:

— Жилье построили, какие-то транспортные вопросы решили, социальные. А люди где будут работать? Все в город будут ездить? Образовательные центры также надо создавать. Мы были в Японии, там пять точек притяжения создали. Наверное, нам тоже надо понимать, как это происходит. Никакие вылетные трассы нас не спасут, и двухэтажные дороги, — отрезал президент. — У нас на периферии людей не останется, вся Россия будет сконцентрирована в агломерации. Это глубочайшая ошибка. Строить только жилье, не создавая какие-то промышленные зоны, — неправильно. Вот эти вопросы надо рассмотреть.

Президент отдельно указал на то, что между Казанью и Зеленодольском нужно создавать мощные промышленные зоны. Иначе все жители Большого Зеленодольска и окрестностей районов будут ездить в Казань. То же касается Лаишево — эту ремарку он адресовал тут же вскочившему главе района.

— Мы выдаем землю. А строят как попало. Нет стандарта. Стыд, позор! — продолжил Минниханов, напомнив, что сейчас таким горе-строителям нужно выдавать «10 соток минимум». — Он построил, убежал, он денег заработал. А проблемы оставил городу!

О развитии стыковых зон Казани и муниципалитетов говорил и Дембич: это, к примеру, могут быть кампус агроуниверситета в Иннополисе, агропромышленный комплекс в Пестречинском районе, логистический комплекс в Бирюлях, мусороперерабатывающий завод в Самосырово...

— Стыковые зоны очень важны, и они начинают развиваться в первую очередь. Необходима хорошая транспортная доступность рабочих мест и их организация непосредственно в местах проживания людей, — сказал Дембич.

Радиф Кашапов, фото: tatarstan.ru
ОбществоИнфраструктура Татарстан
комментарии 18

комментарии

  • Анонимно 31 июл
    "рельсовый внутриагломерационный транспорт — и в Камской, и в Альметьевской агломерациях. Таким образом, изо всех городов вокруг Челнов будет обеспечена 30-минутная доступность — в списке пунктов крупные промышленные ядра: «Аммоний», «Алабуга», КАМАЗ..."
    Нижнекамск за бортом?
    Ответить
    Анонимно 31 июл
    на борту он, он же в агломерации
    Ответить
    Анонимно 31 июл
    Нижнекамск не за бортом.
    Погуглите: Тахир Давлетшин «Камский Экспресс»: Нижнекамск – Елабуга – Набережные Челны
    Ответить
  • Анонимно 31 июл
    Деревня и город.
    Извечное противостояние.
    Надо думать.
    Как выжить в городе.
    И спасти деревню.
    Ответить
    Анонимно 31 июл
    Горожанин Каин убил своего брата сельчанина Авеля.
    Марксист Ленин и его ученик марксист Сталину убили многие миллионы сельских жителей.
    И превратили их в рабов, которым даже паспорта не выдавали.

    Деревня может прожить без города.
    А вот город не может прожить без деревни.
    Отсюда и ненависть "горожан" к деревне.
    Но без города деревня будет кормить только себя.
    Времени и сил на науку, технику и технологию оставаться не будет.
    Но и горожане без еды и прочей картошки пока не могут.
    Но надеются освободится от оков "деревни".
    Хотя многие "горожане" живут и в городе как деревенские жители - работа, дом, продуктовый магазин.
    И больше ничего.
    Но и тунеядцев в городе огромное количество.
    Ответить
    Анонимно 31 июл
    Речь не о деревне
    Ответить
    Анонимно 31 июл
    Город без деревни не может.
    Все проблемы города из-за деревни.
    Все, абсолютно все горожане когда-то были жителями деревень.
    Или в первом поколении.
    Или в десятом
    Или в сотом.

    Пока тенденция четкая - всех жителей планеты Земля сконцентрировать в городах.
    Легче контролировать.
    И управлять.
    Но всем работы в городах не хватает.
    Контроль и управление осложняются
    Значит надо думать о контроле в деревне.
    Переселять людей в деревни.
    Но и там нет работы.
    Уменьшать количество людей?
    За счёт мужчин?
    Похоже к этому идёт дело.
    Производительным трудом занимаются в основном мужчины.
    А столько производителей не требуется.
    Ни женщинам.
    Ни работодателям
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    многие тысячи граждан, особенно мужской молодежи (да и не молодежи) не то учится, не то работает - в общем, живет неведомо на что. И неведомо как. Все всерую. Будет какая заварушка, этот котел взорвется
    Ответить
  • Анонимно 31 июл
    На "мощных промышленных зонах" будут производить брусчатку ?
    Ответить
    Анонимно 31 июл
    Плитку. Сценарий по главному тувинцу.
    Ответить
  • Анонимно 31 июл
    Надо принципиально отстаивать эту точку зрения , что в Казани нагромождение всяких дорог ведет в тупик . Нужно вкладывать деньги на развитие других населенных пунктов , Казань уже объелась этим развитием , идет захламление города .
    Ответить
  • Анонимно 31 июл
    Приехали мсз в самосырово. Самосырово лет 20 черта города. Там и свалок с полигонами не должно было быть по 89фз об отходах.
    Ответить
  • Анонимно 31 июл

    Необходим комплексный подход, чего нет
    Подробнее: «Заведомо неисполнимый генплан Казани даст чиновникам право творить произвол в градостроительстве»
    Транспортное планирование в столице Татарстана зашло в тупик
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/138475-transportnoe-planirovanie-v-kazani-zashlo-v-tupik
    Ответить
  • Анонимно 31 июл
    После цифровизации все как попугаи будут повторять агломерации.А единственная цель всех этих агломераций остатки людей загнать в человейники чтоб ещё навариться на сетях которых потребуется в разы меньше .А вот чем будут люди кормиться в этих агломерациях ни кто не знает.Пока не будет закона по которому жильё можно строить только пропорционально созданию рабочих мест мы наплодим гарлемы.
    Ответить
    Анонимно 13 окт
    по-моему, вы не понимеате, что такое агломерация))
    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    говорим одно, а вылетные магистрали продолжаем строить, интересы детей обучающихся в школах и детсадах в коридоре вознесенского тракта не соблюдаем. школа и детсады зачем тогда посадили на вознесенский тракт в 50 метрах. ладно взрослый может переехать, а у детей нет выбора, ходят - куда зачислили.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Касательно выездных дорог из Казани - выезды из столицы РТ перегружены. Утром и вечером, в пятницу и воскресенье на выездах и въездах километровые вереницы автомобилей. Движение "в час по чайной ложке". Не дай Бог чрезвычайная ситуация, и объявят эвакуацию - на этих дорогах будет давка и бойня из-за паники. В сторону Зеленодольска тяжело проезжать перед выходными, заезжать в Казань в воскресенье, в сторону Сорочьих гор (сильно тормозят Сокуры) , Мамадышский тракт - вдоль него много новых жилых массивов - тоже перегружен. Ощущается острая нехватка НОВЫХ выездов из Казани.
    Можно благоустроить дорогу из с. Куюки на Богородское - на М7. Из Куюков же можно продолжить асфальтовую дорогу до с.Тогашево - появляется возможность выехать на М7 и за Сокуры в сторону Сорочьих гор к мосту через Мёшу. В самих Сокурах давно назрела нужда в подземных переходах, т.к. светофоры, зебры и знаки 40 км/ч сильно тормозят плотный поток через село. Пробки бывают по два с лишним километра. Выезды На Щербаковку и через Сухую реку тоже задыхаются от перегруженности в выходные. Тот кто ездит в сопровождении кортежа ГИБДД, не замечает трудностей проезда по выездным трассам, потому и не оценил идей по увеличению пропускной способности этих дорог.
    Ответить
    Анонимно 13 окт
    суть не в том, чтобы больше дорог, а чтобы человек работал там же, где живет
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров