«Мы создаем правила общежития творческой жизни»: в Казани вводят регламент работы уличных артистов

«Мы создаем правила общежития творческой жизни»: в Казани вводят регламент работы уличных артистов
Фото: realnoevremya.ru/Радиф Кашапов

На днях казанский уличный музыкант Константин Игнатов выступил в адрес мэрии с критикой регламента работы музыкантов на Баумана — он рассказал, что с принятием этих правил ему станет сложно давать полноценные концерты на любимом месте: одну локацию можно будет занимать только два часа. Полчаса из них уходят на настройку оборудования и сборы, отметил музыкант, а для выступлений нужно будет регистрироваться в некоем приложении. Сегодня начальник Управления культуры исполкома вышел на Баумана и попытался объяснить, почему регулировать работу уличных музыкантов необходимо.

Хочешь играть — скачай приложение

Два дня назад музыкант Константин Игнатов, один из символов нынешней улицы Баумана (он играет на углу Астрономической около шести лет), разразился постом в «Инстаграме» (орфография и пунктуация сохранены, — прим. ред.):

«На днях прошло заседание в исполкоме культуры г. Казань, из которого стало очевидно, что, все-таки, в ближайшее время хотят ввести регламент для уличных артистов.

Если вкратце — я не смогу, например, давать полноценные концерты на любимом месте, к которому и вы, думаю, тоже успели привыкнуть. Не смогу, потому как одно место можно будет занимать только на 2 часа (из которых полчаса — это только настроить оборудование и собраться)».

Прошли выходные, мы связались с главой Управления культуры Казани Азатом Абзаловым, он начал рассказывать, что работа ведется, потом попросил перезвонить. А через три часа уже провел пресс-конференцию — прямо на Баумана.

То, как должны вести себя на улице музыканты, художники и — особенно — аниматоры, обсуждали в ДК «Сайдаш» в январе 2021 года. В частности, тогда блогер Лейла Лерон обратилась с письмом к Ильсуру Метшину по поводу ростовых кукол, которые ходят по главной пешеходной улице города. Лерон, кстати, написала Игнатову письмо — поэтому сегодня на Баумана пришел и он.

То, как должны вести себя на улице музыканты, художники и — особенно — аниматоры, обсуждали в ДК «Сайдаш» в январе 2021 года. realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

Тогда в «Сайдаше» говорилось, что «деятельность артистов в общественных местах в правовом поле никак не регламентируется. Официального запрета на такие выступления нет, как и официальных правил». Жалоб на совещании было озвучено немало — и от постояльцев отелей, и жильцов немногочисленных домов, которые рассказывали, что у них каждый день под окном праздник.

И тогда чиновники предложили — необходимо отбирать музыкантов, которые достойны выступать, и выделять им места в определенных точках города. Как? Через приложение. Регистрируешься, доказываешь, что ты хороший музыкант, и выбираешь слот на два часа, приходишь, играешь. Достаточно просто, учитывая, что за рубежом условия другие. К примеру, в Барселоне нужно вступить в Ассоциацию уличных музыкантов (Asociación de Músicos de Calle), потом записаться для выступления на одной из 24 точек. Играть можно на каждой не более двух часов в день, не чаще двух раз в неделю. Перкуссия запрещена, мощность усилителей — до 20 Вт. Коллектив — до трех участников, репертуар — разнообразный. В некоторых местах и усилители запрещены, в других можно играть только с 18 до 20 часов по субботам и с 12 до 14 часов по воскресеньям.

Правила общежития

Абзалов рассказывал это, стоя недалеко от колокольни Богоявленского собора. Из соседнего магазина доносилась современная танцевальная электроника — и чиновник пообещал, что скоро звуковая реклама на улицах города исчезнет.

— Мы создаем правила общежития творческой жизни, — объяснил начальник управления. — У всех должны быть равные возможности. В этом случае приходится говорить, что городские площадки должны предоставлять условия для всех. Мы не рассматриваем это как предпринимательскую деятельность, это в первую очередь самовыражение.

Также Абзалов пообещал, что власти не будут вмешиваться в репертуар, если, конечно, он не будет содержать призывов к экстремизму. В результате решено, что в городе появятся 36 точек, где могут работать музыканты, художники, аниматоры — с условиями, на которые согласны владельцы соседних зданий. К примеру, у отеля «Ногай» хотят предложить играть громкую музыку до восьми вечера. Список может расширяться. Среди других точек на Баумана — у КРЦ «Родина» (для театра), у часов, у «Макдоналдса», у метро «Кремлевская»… Среди новых — Петербургская: памятник Гумилеву и ротонда. А также, к примеру, Советская площадь, сквер «Тебриз» и даже парк Петрова.

Также Абзалов сообщил, что аниматоры не против выпустить на улицу не только ослов и зебр, но и Кота Казанского.

Когда все это начнется? Проект постановления уже есть, планируется, что оно вступит в силу через пару недель. Приложение пока разрабатывается.

Нам хорошо и без правил

Игнатова Абзалов позвал в кадр, и музыкант молчал большую часть времени. В комментариях к его посту, кстати, слушатели спорили, помогут ли какие-то регламенты избавиться от маргинальных личностей или же музыканты могут договориться сами: кто, где и когда? Игнатова в этом плане ставят в пример — он играет максимально интеллигентный материал (в основном русский рок), не позволяет себе материться — его даже ценят продавцы в соседних магазинах. Казалось бы, чего тут регулировать?

Сам он говорит, что всегда готов помочь начинающим, а на его постоянном месте играют и другие. С другой стороны, Игнатова можно понять — он «заработал» эту локацию многолетним трудом, а теперь, как кажется на первый взгляд, должен опять вернуться на позицию пешки. Как и духовая группа Just Brass и «Семейка».

— Я занимаюсь творчеством и собираю много людей, — сказал музыкант. — Я не смогу погрузиться полностью в процесс исполнения, потому что должен буду следить за временем.

— А если я буду на вашем месте, мне тоже захочется подольше поиграть, — заметил Абзалов (и тут вспомнилось, что глава управления — выпускник консерватории, он дирижер). — Как мы будем договариваться? Эти правила будут помогать.

Игнатов ответил, что и без правил музыканты на Баумана договаривались друг с другом, а теперь может случиться, что какой-нибудь гитарист из соседнего города займет его место без всякой регистрации и половина времени уйдет на споры.

А потому журналисты предложили ввести в приложении систему рейтингования, чтобы можно было с телефона проголосовать за любимого артиста, и тогда он бы имел больше преференций при выборе хорошего места и времени. Правда, Константин Игнатов тут же сообщил, что не хотел бы «светить» свои данные.

Вряд ли можно сказать, что уличные музыканты, участники саморегулируемой системы, рады тому, что в их дела вмешивается государство — и уже не в виде людей в форме. Польза от нововведений появится, если на улицах Казани реально приумножится количество интересных артистов, если правила и приложение помогут преодолеть страх перед уличной сценой. В любом случае правила начнут действовать в конце лета, а потом у властей и артистов будет долгая зима, чтобы отрегулировать систему. Или понять, что в России она не работает.

Новые правила ожидают осенью и Петербург — там даже появился профсоюз работников уличной культуры, которые заявили: любые согласования выступлений с властью недопустимы. В результате появилась идея интернет-портала, через который можно будет направить уведомление о концерте — похожая система уже работает в Москве.

Радиф Кашапов
ОбществоКультура Татарстан
комментарии 14

комментарии

  • Анонимно 12 июл
    Наконец-то наведут там порядок
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    У музыкантов время -деньги. Вот главная загвоздка! Конечно из 2 часа не устроит
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    должны быть тихие зоны вблизи жилых домов и для улица Баумана это тоже актуально
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Вообще не представляю как там живут - это ж круглые сутки кипишь летом
    Ответить
    Анонимно 12 июл
    Обязательно!
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Вот это хорошо, давно напрашивающиеся изменения.
    Ответить
  • Анонимно 12 июл
    Одна баба Тимашук наябеднияала - и появились "врачи-убийцы", другая наябедничала - и восстановилась типа цензура и ограничение площадок. Верной ли дорогой идем, "товарищи"?
    Ответить
  • Анонимно 13 июл
    В Германии, на одном месте можно играть не более получаса.
    Ответить
    Анонимно 13 июл
    Только не в Германии, а в некоторых немецких городах. А в Финляндии например нет никакой регулирующей системы, и что?
    Ответить
  • Анонимно 13 июл
    Странно, а почему если регулировать -- то сразу запрещать? Вот упомянули московский проект Уличный Артист... Так это было сделано для удобства! Если ты выступаешь на площадках, которые популярны -- то ты сразу можешь посмотреть, играет ли там кто-то в определённое время, и стóит ли тебе туда ехать. Только и всего. Если ты хочешь выступить на месте, которое не входит в список проекта -- наздоровье! Петербургская же и казанская инициативы почему-то говорят сразу нигде нельзя! А можно только вот здесь, где мы разрешим. Спасибо, ребята, только мне всё это уже разрешила Конституция РФ. Помните такую вещь? Может, лучше вам самим скачать приложение, а мы проголосуем, хороший это чиновник, или нет? А вы попробуете "доказать своё право", или как там было по тексту?
    Творчество, искусство -- это саморегулируемые вещи, это нельзя трогать. Оно само выкристаллизуется и отладится, так всегда было и будет.
    Ответить
    Анонимно 13 июл
    Ну представьте, что такой музыкант встанет у вас под окном. Напишите адрес
    Ответить
    Анонимно 14 июл
    С удовольствием заимел бы квартирку на Баумана!
    Ответить
  • Анонимно 14 июл
    Тем временем у соседей:

    Город Оулу нанял молодых музыкантов, чтобы давать бесплатные уличные концерты.
    В городе Оулу, как и в предыдущие семь лет, наняли на летнюю работу молодых музыкантов. В их обязанности входит давать бесплатные уличные концерты в разных уголках города. Изначально проект был рассчитан на выступления в домах для престарелых, но в последние годы было решено радовать всех горожан и туристов.

    Рабочее время музыкантов составляет 30 часов в неделю, а их зарплата не превышает 1100 евро в месяц. Сами они признаются, что на выступления уходит не больше двадцати процентов времени, а все остальные часы они тратят на перемещение по городу, перевозку инструментов и подготовку техники. Несмотря на небольшой оклад, юные музыканты очень довольны, потому что они бы все равно проводили все лето за репетициями, а тут они набираются опыта публичных выступлений и получают за это деньги.

    Оулу – это не единственный город в Финляндии, где действует такая программа по трудоустройству музыкантов на лето. Из крупных городов аналогичные проекты есть по крайней мере в Сейняйоки, Рованиеми, Вааса и Ювяскюля.
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    Моему сыну 7, учится в музыкальной школе, мечтает заработать деньги выступлениями летом на улице. Хочет чтобы его слушали и хвалили. Для него это мотивация учиться музыке. В Ялте насмотрелся на уличных артистов и загорелся.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров