Сельские чиновники просят у Минниханова защиты от «уголовки»

Присмотреть за мигрантом, снизить стаж для сельского служащего и 727 млн рублей долгов по арендным платежам

«Дачная амнистия» и часто меняющееся федеральное законодательство оказались не по зубам главам татарстанских муниципалитетов: чиновники и юристы ошибаются, выдают незаконные справки и принимают законы, которые прокуратура впоследствии вынуждена отменять. Однако профессионалов в сельской местности мало, поэтому совет муниципальных образований просит президента Татарстана ввести мораторий на преступления, совершенные в связи с процедурой «дачной амнистии». Корреспондент «Реального времени» стал свидетелем того, как президент мораторий не ввел, но помочь обещал.

«Можно обвинить в личной заинтересованности каждого главу»

Председатель Совета муниципальных образований Татарстана и бывший глава Черемшанского района Минсагит Шакиров попросил президента Татарстана Рустама Минниханова ввести мораторий на наказание должностных лиц, допустивших нарушения в ходе «дачной амнистии», «если не доказана личная заинтересованность или материальная выгода со стороны должностных лиц». Проблему он обозначил на съезде совета, который прошел сегодня в «Корстоне» с участием первых лиц республики, а также представителей порядка 900 муниципалитетов. По словам Шакирова, многие главы просто запутываются в сложном федеральном законодательстве, особенно в новом, в результате чего многие документы оформляют неправильно, даже не подозревая об уголовной ответственности, которая за этим может последовать.

«Проводя «дачную амнистию» и выполняя задачу по увеличению числа налогоплательщиков, главы сельских поселений не учли особенность весьма несовершенного законодательства в этой сфере. В то же время некорректно подходить с мерками сегодняшнего дня к событиям пяти-, десятилетней давности и тем более с корыстным мотивом — участие в выборах. В документах обвинения так и записывается: личная заинтересованность в виде повышения своего авторитета в лице главы сельского поселения. Таким образом можно обвинить в личной заинтересованности каждого главу», — перечислил он проблемы, явно уже знакомые Минниханову.

Он напомнил про изменения в федеральном законодательстве, которые позволяют закрывать дело об административном правонарушении в отношении должностного лица, руководителя муниципального учреждения, если будет установлено, что это он обращался за выделением средств для осуществления соответствующих полномочий, но при этом бюджетные средства не выделились. По словам Шакирова, этим пунктом нужно научиться пользоваться, для этого нужна помощь минюста РТ. «При этом, конечно, речь не идет о всеобщей индульгенции за непринятие мер по осуществлению своих полномочий. Ответственности за все происходящее на нашей территории с нас никто не снимал. Речь идет лишь о планомерном решении возникающих проблем», — отметил он.

Чиновники должны исправить свои нарушения сами

«Мы, конечно, обеспокоены, что многие наши коллеги попадают под уголовное преследование — с корыстью, без корысти, по доброй воле…», — признал Минниханов. Он обратился к главам с предложением самим исправить те нарушения, которые были сделаны, и отменить неправомерные решения, а со своей стороны поручил силовым структурам «найти форму», чтобы не привлекать к уголовной ответственности сельских чиновников.

«Доказать, имел или не имел материальную выгоду, очень сложно. Наверное, в прошлом какие-то противоправные действия были. Но каждую неделю ко мне приходят и докладывают о новых уголовных делах, это тоже не нормально. Вы же сами понимаете, где у вас какие есть нарушения, лучше самим это исправить. А мы должны найти формы, как защитить вас. Представьте, ваши дети где-то будут искать карьерный рост, это и на них отразится», — сказал он, отметив, что обсуждал эту тему и с полпредом президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем. Но полномочий на введение моратория глава региона не имеет, равно как и президент России не станет заниматься этим вопросом, предупредил он. «Но дать шанс мы можем. Я уверен, что 90% в районах даже не думали, когда эти справки выдавали. Мы же должны защитить своих коллег, огромное количество авторитетных руководителей попадают под проблемы», — заключил Минниханов.

Прокуратура отменяет пятую часть муниципальных законов

Пожаловался Шакиров и на юридическую подготовку сельских госслужащих. «Нас критикуют за малое количество законодательных инициатив. Но давайте будем реалистами: только крупные муниципалитеты, имеющие подготовленные кадры юристов, депутатов с большим опытом, могут разработать и внести данные предложения. В связи с этим логично закрепить за советом муниципальных образований право законодательной инициативы. Тогда мы могли бы более действенно, обобщая потребности муниципалитетов, работать в этом направлении», — попросил он.

При этом сами муниципалитеты не справляются с законотворческой деятельностью и на своем уровне. Ежегодно они принимают около 10 тыс. нормативно-правовых актов, при этом за первое полугодие 2015 года около 2 тыс. из них опротестовано прокурорами, что вызывает большое беспокойство совета. Как считает Шакиров, всему виной быстро меняющееся федеральное законодательство, за которым местные юристы не успевают. «Как правило, ошибки, допущенные в толковании федеральных законов, повторяются сразу всеми муниципалитетами, а это сразу 20-25 нормативно-правовых актов», — признал Шакиров. Очевидно, что местные чиновники часто не вникают в суть изменений, надеясь на своих коллег из других поселков, или не всегда вносят изменения в уже принятые законы. Только в 12 из 45 районов республики отмененных нормативных актов нет или почти нет. «Надеемся на продолжение практики предварительной экспертизы муниципальных актов прокуратурой», — сказал председатель совета.

Тем временем требования к муниципальным служащим со стороны федерального центра растут. Шакиров напомнил, что с 2018 года требования по высшему образованию для всех категорий служащих будут обязательны, в том числе и для заместителей руководителей сельских исполкомов. «Предлагаем выйти с законодательной инициативой и уменьшить им стаж работы по специальности с 5 до 2 лет», — обратился он к руководству республики. Это предложение, как и предыдущие послабления для чиновников, вызвало аплодисменты у зала.

Минсагит Шакиров: «Логично закрепить за советом муниципальных образований право законодательной инициативы. Тогда мы могли бы более действенно, обобщая потребности муниципалитетов, работать в этом направлении»

В ответ президент отметил, что самим сельским чиновникам стоило бы поработать над собой. Так, муниципалитеты накопили 727 млн рублей долгов по арендным платежам, которые являются резервом для пополнения местных бюджетов, но взыскиваются неумело. «Юридические службы наших муниципалитетов слабоватые в части проведения конкурсов», — констатировал Минниханов.

В заключение он предостерег глав от халатного отношения к приезжим. «Основное количество мигрантов социализируется в нашем обществе, но среди них есть люди, которые в своих странах считаются преступниками. Поэтому надо внимательно смотреть, что это за люди и зачем они приехали. Многие из них привозят нетрадиционные взгляды на религию — мы должны поддерживать традиционные конфессии, которые сложились в Татарстане, а все другие проявления должны пресекаться», — поручил президент.

Дина Валиуллина, фото prav.tatarstan.ru

Новости партнеров