«Вежливые люди» пришли в Казань с опозданием на год

Новый «Военторг» в казанском аэропорту оказался маленькой витриной

«Вежливые люди» пришли в Казань с опозданием на год
Фото: realnoevremya.ru/Дмитрий Семягин

Все СМИ облетела новость об открытии в аэропорту Казани «Военторга» с новым брендом «Вежливые люди». «Военторг» оказался небольшой стеклянной витриной с брендовой продукцией. Кроме того, эксперты уверены, что одним образом президента компания не вытянет свой бизнес. Корреспондент «Реального времени» узнал, чем должны бриться настоящие «вежливые люди» и кто все-таки покупает футболки с Путиным.

«Вежливые люди» пришли в Поволжье

В Казань пришли «вежливые люди», правда, пока только в виде надписей на футболках. Все СМИ облетела новость об открытии накануне в аэропорту Казани «Военторга» с новым брендом «Вежливые люди».

Первый магазин под брендом «Вежливые люди» открылся с помпой в Санкт-Петербурге еще в июне. Это был полноценный военторг, реализующий преимущественно снаряжение и амуницию, а также футболки с принтами «Вежливых людей» и портретами самого вежливого — Владимира Путина. На вывеске магазина красовался новый бренд. В октябре первую точку в аэропорту «Военторг» открыл на родине бренда — в Крыму, в терминалах Симферопольского аэропорта.

Казань стала первым городом Поволжского федерального округа, где открылась точка «Вежливых людей», следующая начала работу 24 декабря в Самаре.

«Вежливых людей» поставили в угол

Приехав в аэропорт, мы стали искать новый «Военторг» среди магазинов. Несмотря на небольшие размеры казанского терминала №1, сделать это оказалось нелегко. В самом конце торговых рядов, в углу за туалетом, скромно пристроили ролл-ап с рекламой бренда «Армия России» — еще одной торговой марки «Военторга». Вход был украшен аркой из шариков в цветах российского триколора — свидетельство недавнего открытия.

Однако за патриотической аркой мы обнаружили обычный магазинчик аэропорта с сувенирами и продуктами. Как оказалось, магазин даже не принадлежит АО «Военторг». Им владеет уфимское ООО «ПКФ «Интеграл», которое открывает такой же магазинчик в аэропорту Уфы. Госкорпорация лишь арендует пару квадратных метров у малоизвестного башкирского ООО. Продукция бренда «Вежливые люди» скромно теснится слева от входа в одной стеклянной витрине. Причем, как рассказала продавец магазина, торговлю футболками бренда они ведут уже 2 недели.

Почему было принято решение работать в Казани в таком странном формате, в головном офисе «Военторга» в Москве не сообщают. Дозвониться до подразделения компании «Военторг — Центр» в Екатеринбурге, отвечающего за развитие магазинов в Казани, не удалось.

Суровая косметика и вежливый Путин

Вместить в стеклянный шкафчик смогли немного: десяток видов футболок, брендовые панамки, складной нож, зимний костюм, «офицерский набор», суровую линию недорогой мужской косметики под брендом «Армейский стандарт». Косметика настолько сурова и стандартна, что упаковка всей косметики отличается только надписями. Так что с утра, не проснувшись, легко перепутать зубную пасту и крем для бритья.

Кроме уже ставших классическими футболок с надписями «Армия России» и портретом президента РФ, есть и детский вариант «Вежливых людей» — с медвежатами, которые как бы намекают, в кого могут вырасти эти малыши. Футболки не самые дорогие — 700 рублей за лик Владимира Путина. Правда, на официальном сайте «Военторга» и стоят они дешевле — 600 рублей, и выбор принтов богаче.

Как рассказала продавец, особого ажиотажа вокруг бренда нет, что, в общем, понятно: мода на «вежливых людей» прошла, как только с повестки дня был снят «крымский вопрос». Самый ходовой товар — футболки с портретом Владимира Путина. Причем чаще покупают… иностранцы: «Один англичанин сразу четыре купил — на сувениры», — говорит продавец.

«Без татарстанских принтов в Татарстане делать особо нечего»

Вообще, странен не только формат размещения, но также и его место: гораздо логичнее в аэропорту смотрится лавка с уникальными сувенирами, которые выделяют регион среди других, например, с символикой Казани. Для самих казанцев расположение тоже не самое удачное — кто поедет в аэропорт за футболкой.

Расул Садриев, директор сети магазинов «ХороShow», с одной стороны, считает, что время для сувениров подходящее, но у магазина будут трудности из-за ассортимента:

— В Казани из года в год идет прирост по «сувенирке», и сувенирная отрасль живет достаточно не плохо, — считает Расул Садриев. — У нас даже в магазинах, которые находятся не в центре, допустим, на Вишневского, на Ямашева, мы замечаем турпоток. Они молодцы, что открыли сейчас: перед Новым годом 85% номерного фонда занято. Но, по моему мнению, они переформатируются, потому что на Путине год не проживешь. Так или иначе, со временем что-то татарстанское в их ассортимент войдет. Без татарстанских принтов в Татарстане, на мой взгляд, делать особо нечего.

Еще более категорична Наталья Харченко, руководитель сети «Казанский сувенир»:

— Скажу личное мнение: я бы никогда не взялась за это. Это политическое продвижение, и, вообще, эта акция политическая, может быть, на иностранцев рассчитанная (иногда видишь флэш-мобы в этих футболках). Я считаю, что это не имеет отношения к «сувенирке» и не должно иметь. Ну, а бизнес есть бизнес: кому-то это выгодно.

Антисанкционные футболки

Напомним, АО «Военторг» было создано в 2008 году по указу президента. В 2014 году оно было определено единственным поставщиком имущества вещевой службы для Вооруженных Сил РФ. «Военторг» запатентовал словосочетание «Вежливые люди» в конце 2014 года. Бренд появился в честь военных, находившихся в Крыму в период подготовки к референдуму о самоопределении полуострова в марте 2014 года. Само прозвание закрепилось за молчаливыми военными без знаков различия еще тогда, когда в слух не подтверждалась их принадлежность к российской армии. Военные вели себя скромно, ни на какие вопросы не отвечали, но всячески помогали местным жителям.

Непосредственно под брендом «Вежливые люди» первыми стали выпускать футболки с надписями типа «Не смешите мои искандеры» и портретами президента РФ Владимира Путина с подписью «Самый вежливый из людей». В сентябре 2014 года в Москве такие футболки раздавали бесплатно в обмен на футболки с иностранной символикой в качестве акции протеста против антироссийских санкций. Позже футболки попали и в продажу. При этом цена одной штуки доходила до 2 тысяч рублей. О покупке таких футболок заявлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Их примеряли Иосиф Кобзон и Микки Рурк. Появятся ли они в гардеробе татарстанских чиновников и звезд — пока не ясно.

Дмитрий Семягин, фото автора

Новости партнеров