Казанские адвокаты подписали обращение против «карманных» защитников

45 адвокатов из 14 регионов страны направили обращение в Федеральную палату адвокатов с просьбой исключить возможность нарушения прав задержанных и подозреваемых по вине недобросовестных защитников по назначению. О каких нарушениях идет речь, «Реальному времени» рассказал казанский адвокат Рамиль Ахметгалиев (фото на постере), который в свое время оспорил положения закона «О прокуратуре» через Конституционный суд РФ, защищал Алексея Навального, журналиста Олега Кашина, а сейчас в «адмиральском» деле представляет интересы гендиректора ASG Роберта Хайруллина.

Когда адвокат следователю не мешает...

«Карманными» адвокатами называют тех, кто представляет на следственных действиях интересы задержанного подозреваемого лишь формально. Если у человека нет договора с адвокатом, ему обязаны предоставить защитника по назначению.

— Например, следователь задерживает гражданина и, чтобы ему не помешал возможный договорной адвокат, вызывает защитника по назначению, быстренько все действия с ним оформляет: допрос, проверку показаний на месте и прочее. А приглашенный родственниками защитник, уже подписавший договор, в это время попасть к клиенту не может, — объяснил Рамиль Ахметгалиев, отметив, что поводом для обращения в ФПА послужила именно такая история, которая произошла в начале декабря в Москве с задержанным по «болотному» делу Дмитрием Бученковым.

«Карманный» адвокат в лучшем случае не чинит препятствий следствию, заявляя ходатайства в интересах своего клиента и разъясняя ему все особенности законодательства, а в худшем — дает советы в интересах следствия. «Года полтора назад было такое дело в Казани. Права подозреваемому толком не разъяснили, следователи лапши навешали: дашь такие показания — возможно, и под амнистию попадешь. А назначенный адвокат сидел и не вмешивался», — говорит Ахметгалиев.

Косвенные признаки такого же невмешательства в свое время всплыли в уголовном деле казанского отдела полиции «Дальний». В документах о полицейском задержании казанцев, позже признанных потерпевшими от пыток, насилия и других неправомерных действий «оборотней в погонах», следователи обнаружили подписи адвокатов по назначению под словами: «Жалоб нет».

Вопрос совести

В числе подписавших обращение в ФПА еще двое казанцев — правовой аналитик международной правозащитной группы «Агора» Ирина Хрунова и адвокат Раушания Камалова. Они просят Палату пересмотреть регламент работы дежурных адвокатов. В первую очередь, внимательнее отнестись к защитникам по назначению, если время их назначения и задержания подозреваемого совпадает. Такая спешка может означать, что подозреваемый был незаконно лишен возможности сообщить о своем задержании родным и реализовать свое право на приглашение договорного адвоката. И если защитнику по назначению становится известно о таких фактах, замалчивать их он не должен.



Алевтина Сафронова: «Первые 24 часа после задержания человека — это поле деятельности правоохранительных органов. Они иногда в эти 24 часа вообще никакого адвоката не приглашают...» Фото advpalata-rt.ru

— Это от совести адвоката зависит. Есть профессиональная этика, согласно которой вопросы «Вас избивали?», «Вам дали право на звонок?» каждый адвокат должен выяснять, — говорит известный казанский адвокат Александр Коган, отмечая, что смысла в обращении коллег в адрес ФПА он не видит. — Тут надо Уголовно-процессуальный кодекс менять, а в интересах защиты никто этого делать не будет.

«Иногда вообще адвоката не приглашают...»

Вице-президент Адвокатской палаты РТ Алевтина Сафронова также считает, что силами одного адвокатского сообщества проблему не решить: «Первые 24 часа после задержания человека — это поле деятельности правоохранительных органов. Они иногда в эти 24 часа вообще никакого адвоката не приглашают...»

Алевтина Сафронова говорит, что нельзя перекладывать всю ответственность за действия или бездействие следователя на адвоката по назначению:

— Я не скажу, что любой адвокат по назначению проявляет недобросовестность. Наоборот, есть назначенные защитники, которые работают в интересах клиентов даже лучше договорных. А в части остального наша позиция с авторами обращения ФПА совпадает. Защитник по назначению, приходя на следствие, должен выяснить, есть ли договорной адвокат. Если есть — выяснить, приглашался ли он следствием, в связи с чем не явился, и попытаться перепроверить эту информацию, связавшись с адвокатом и родственниками задержанного по телефону...

Ирина Плотникова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Международная правозащитная группа Агора

Новости партнеров