Челнам предложили стать агломерацией-миллионником, дело за «малым» — миллиардами
К 2030 году в агломерации автограда должно проживать не менее 800 тыс. человек
Сегодня в автограде элита города — чиновники, депутаты и бизнесмены, а также примкнувшие к ним ученые — обсуждали подготовку Стратегии города до 2030 года. Правда, как оказалось, «город-инноватор», «кибергород Smart City», «энергосберегающий экоград», «город-маркетолог» и другие проекты, предлагаемые «стратегами», могут без финансов превратиться в прожекты. Из чего будет состоять «агломерация-миллионник с мощной гравитационной силой» и, главное, где взять на представленные проекты деньги, попытался услышать в докладе побывавший на пленарном заседании корреспондент «Реального времени».
Как «апрельские тезисы» президента РТ привели к мозговому штурму цвета челнинской нации
Сегодня в инжиниринговом центре КФУ автограда власти города провели городской семинар по обсуждению проекта «Стратегии социально-экономического развития Набережных Челнов до 2030 года» (далее просто — Стратегия). Модератором пленарного заседания, разумеется, была начальник управления экономического развития мэрии Наталия Кропотова, рядом с которой в президиум сели замминистра экономики РТ Олег Пелевин, глава ТПП Челнов и Закамья Юрий Петрушин, ректор челнинского филиала КФУ Махмут Ганиев (именно КФУ поручили разработку первого варианта Стратегии), замглавы города Флера Андреева и глава исполкома Ринат Абдуллин.
В самой аудитории «студентами» расположилась элита автограда — чиновники, бизнесмены, депутаты: среди них, например, можно было увидеть бывшего главу «Автоградбанка», ныне руководителя финблока ТПП автограда Венеру Иванову, экс-директора «Челныводоканала» Уела Хусаинова, главу «СТВ-Медиа» Абдулхака Батюшова, директора Центра маркетинговых исследований Елену Машкову и так далее. Короче говоря, «цвет челнинской нации» решился на мозговой штурм, силясь прозреть будущее родного города, разглядеть его перспективы и примерно представить, как до этого горизонта-2030 добираться (и где взять на это деньги…). Тем более, что в апреле этого года президент РТ Рустам Минниханов в приказном порядке потребовал от районов и городов разработать свои стратегии до 2030 года. Тут уж цвет нации или не цвет, а на штурм идти приходится.
«Молодежь едет поступать в вузы Москвы и Казани и, увы, обратно не возвращается»
Для начала Кропотова заметила, что Стратегия рассчитана на долгосрочный период и ориентирована не только на решение внутренних задач, но и на внешние вызовы. Ключевыми точками ее станут «человеческий капитал, экономика и территориально-пространственные решения». «Мозговым штурмом» семинар назвал Ринат Абдуллин, заверив собравшихся, что на основе разработанной с учетом пожеланий, мыслей и замечаний Стратегии город в итоге будет жить. Абдуллин рассказал, что уже не один раз встречался с Еленой Машковой (глава рабочей группы КФУ по разработке Стратегии, — прим. ред.), поэтому примерно представляет, каким документ должен быть. Любопытно, что выдался редкий случай, когда первые лица автограда не скупились на критику положения дел в городе. Так, по мнению Абдуллина, проблем в Челнах немало, и все большие. Город сам «неоднозначный», имеет особый статус даже на уровне федерации, почему и вошел в список ТОР (территорий опережающего развития). Для того чтобы проблемы решить, считает глава исполкома, придется идти в ногу со временем и создавать свое видение будущего. Основные же проблемы, по словам Абдуллина, следующие. Во-первых, «среда обитания»:
— Да, город промышленный, и построен был для промышленности. Но сегодня социальная сфера и среда обитания — одна из первых ключевых позиций развития любого города! [Давая понять, что и со сферой, и со средой у автограда неважно, — прим.ред.]. Необходимо на одного школьника 27,5 кв. м школы, а у нас — всего 8 кв. м. Детских садов не хватает: уже сегодня остро нужны сразу 18 новых детсадов! То же самое с парками культуры, спортивные учреждения в предаварийном состоянии, театров нету, цирк — проблемный. Нам хотелось бы, чтобы молодежь оставалась в городе. Но сегодня молодежь едет поступать в вузы Москвы и Казани и, увы, обратно не возвращается… Для того чтобы она оставалась у нас, необходимо обеспечить ее жильем, досугом и, главное, рабочими местами с достойной зарплатой. Пока наша стратегия — документ, конечно, не идеальный, а скорее базовый. Но мы постоянно будем его совершенствовать, — заявил глава исполкома.
Олег Пелевин, замминистра экономики, обрадовал челнинскую элиту тем, что уже привез ей «методические рекомендации» — первую копию в РТ — о том, как эту самую Стратегию разрабатывать и писать. И напомнил, что в рамках Стратегии необходимо разрабатывать и пятилетние планы ее реализации. Советские «пятилетки» были выбраны потому, что совпадают с выборным сроком чиновников. Идея, к слову, превосходная. Так, каждый глава района или города в итоге будет отвечать за свой этап, дабы стратегическая эстафета не затерялась по дороге времени и пришла-таки в итоге к финишу.
Стратегия амбициозна и, возможно, даже чересчур
С основным докладом — собственно о самой Стратегии — выступила Елена Машкова, руководитель рабочей группы КФУ и известный социолог автограда, публикующая периодически данные по опросам челнинцев. И если коротко: Стратегия впечатляет! На полчаса в зале наступила сладкая тишина, казалось, чиновники вместе с депутатами и бизнесменами грезят наяву. Вспоминалось знаменитое место из известной книжки: «Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли….». С другой стороны, разработчики Стратегии имели полное право на претворение желаний автограда если не в жизнь, то хотя бы в стратегический документ, в соответствии с которым в жизнь отправится хотя бы часть фантастических проектов. Тем более, что «поиск механизмов реализации» (то самое «где взять на это деньги») тоже специалистами КФУ в документе был упомянут. Да и отдельные мероприятия Стратегии уже начали, если верить докладчику, внедряться. Главное же — самой констатации минусов и реального положения дел, близкого к критическому, достаточно для старта. Если элита города примет Стратегию близко к сердцу, то хотя бы можно рассчитывать на то, что пребывать в розовом облаке уверенности в завтрашнем дне а-ля «в Багдаде все спокойно», как это проделывают отдельные чиновники сегодня, уже станет не так модно.
— Четкая, ясная стратегия с сильными драйверами формирует перспективу города в сознании жителей, инвесторов, бизнеса, властей. Увеличивает силу притяжения города, — отметила Машкова. — Мы вступили в эпоху принципиальных технологических изменений, радикально меняющих социальный ландшафт. В центре происходящих изменений находятся города как центры концентрации мысли и человеческого капитала. Города являются как генераторами, так и потребителями новых решений.
Как «Магдеев и его команда» вдохнут силы в слабеющий автоград?
Интересно, что авторы Стратегии решили отказаться от одного из трех базовых сценариев: инерционный, базовый, инновационный, — а два оставшихся переформулировали в «сценарий увядания» или «сценарий процветания». То есть пан или пропал. Иного — не дано. Городу придется выбирать. Ожидать и оказаться в аутсайдерах, предупредила Машкова, — это смертельно опасно; быть пионером — почетно, но слишком затратно и трудно. Самое разумное, считает она, следовать за лидером, будучи самому в чем-то лидером. Действовать придется на опережение, и начинать надо немедленно. Тем более, что конкуренты от автограда давно оторвались:
— Взрывной рост привлекательности Казани, культура «еврогорода» Санкт-Петербурга, мощь супергиганта Москвы как магнитом привлекает лучшую молодежь. На этом фоне наш город — слабеет! — с сожалением признала Машкова. — Кризис рынка автотранспорта. Отсутствие реальной университетской среды. Дефицит культуры, общественных пространств. Амбициозной программы развития и серьезной перспективы города нет ни в сознании жителей, ни у инвесторов. Зато в ответ на это у нас есть три сильные драйвера.
Какие же это драйверы? Во-первых, Наиль Магдеев и его команда. Во-вторых, «элита города, которая находится в этом зале» (присутствовавшие от такой чести даже распрямили плечи). В-третьих, сам документ Стратегии. В документе рассказывается о том, как «роботы трансформируют экономику в новые киберфизические рынки». В итоге же человеку должна остаться сложная интеллектуальная работа. Прибыль в итоге перейдет от центров производств к центрам разработок, дизайна, инжиниринга. Главными факторами успеха становятся человеческий капитал и талант.
К 2030 году в агломерации автограда должно проживать не менее 800 тыс. человек
«В старых, не перестроенных городах со многими затратами продуктивные люди жить не будут», — резюмировала Машкова. Чтобы сделать первый шаг в развитии, автограду, по мнению авторов Стратегии, придется стать агломерацией-миллионником «с мощной гравитационной силой». Если быть точным — судя по слайду, Челны должны преобразиться в мультиполис с населением хотя бы в 800 тыс. человек. «Агломерация-миллионник «Город человеческого капитала» — вот тот пьедестал, на который автоград, в соответствии со Стратегией, должен встать.
— Мы все знаем: чтобы претендовать на события мирового масштаба — например, чемпионат мира или соревнования WordSkills (имелась в виду явно Казань, — прим. ред.), — в городе нужно построить стадион, метро, транспортную и гостиничную инфраструктуру. Категория нашего города как «центра агломерации» должна также отвечать требованиям высокого качества жизни. В нем должны быть хорошие больницы, аквапарк, цирк, новый дворец, театр, стадион, киноконцертный зал и многое другое.
От «умного автобуса» к «умному городу» — за чей счет будет этот банкет?
«Уникальное конкурентное предложение» авторов Стратегии: чтобы Набережные Челны стали действующей выставкой и лабораторией лучших технологий городского хозяйства, технологий производства, пространственного развития, формирования человеческого капитала. На слайде «Образ города Набережные Челны» вообще была показана заманчивая матрица: «агломерация-миллионник», «центр экономического роста», «город-инноватор», «кибергород Smart City», «энергосберегающий экоград», «город-маркетолог», «город инвестор и девелопер», «город — политик» и т.д.
Понятно, чтобы достичь каждой категории, необходимо создавать определенные институты. К примеру, для кластера образования в Камской агломерации авторы Стратегии предлагают создать Координационно-тьюторский центр, Международный университет, кампусно-городскую среду. Для культурно-креативного кластера — Бизнес-инкубатор творческих инициативных индустрий, Фонд финансовой поддержки творческой индустрии, Центр продвижения и так далее. Для роста экономики необходима будет: работа электронной биржи, реестр добросовестных поставщиков, внедрение систем банковских расчетов и т.д. Для развития медицины — создание Городской платформы сервисной медицины с единым инфоцентром и коммуникативной площадкой. Для появления инноваций — муниципальная инновационная система «Город стартапов», некоммерческий фонд посевного финансирования «Муниципальный инновационный фонд» и муниципальная же программа развития инновационного и технологического комплекса. Короче говоря, проектов много, начиная с «умного города», «умного автобуса», «вертикальных развязок» и заканчивая «флагманским проектом «Водный фасад города». У слушающих к 37-й минуте наверняка возник самый очевидный вопрос: «Как же практически провести мероприятие, подвести, так сказать, базу»? Или же подразумевается опять Остап с его легендарным выводом: «Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто»?
«Нам нужно понять и усвоить: денег нет!»
Как раз к этому моменту подоспела и заключительная часть документа — «Финансовое обеспечение стратегии». Елена Машкова не скрывала, что проблема эта — наиважнейшая:
— Наконец остается главный вопрос: где на все эти проекты взять деньги? Если есть еще у меня пара минут (а регламент истекал, — прим. ред.) — попробую ответить, — смущенно заметила докладчица.
— Ради ответа на такой вопрос и пять минут можно дать! — воскликнула Наталия Кропотова.
— Оглашу главные принципы. Нам нужно понять и усвоить: денег нет! — огорошила она присутствующих, которые только нервно рассмеялись в ответ. — Есть только инвестиции. Деньги у инвесторов. Они там, где легче их просить. Не инвесторы должны искать площадки, а город должен предлагать проекты. Мы должны ответить на вопросы, какие проекты должны быть экономически выгодными для инвесторов, каких элементов в цепочке создания стоимости не достает, какие крупные болезненные проблемы есть у инвесторов. Мы предлагаем разработать программы «Инвестиционный бюджет Набережных Челнов», «Агентство развития капитала», «ГЧП социальных объектов»…
Ну, и так далее, опять же начиная с «инфраструктурного налога» на городские и «богатые» участки и заканчивая федеральными программами «Технопарк 3.0 и 4.0» и «Челны — киберфизический город».
КАМАЗ разочарован Стратегией: 50 страниц расходной сметы и только одна страница по доходам
Попытка ответа на вопрос, «где взять деньги», кажется, не убедила всех и точно не убедила депутата горсовета и советника гендиректора ПАО «КАМАЗ» Рамиля Вагизова:
— До начала мероприятия я задал Наталии Кропотовой вопрос: какой ключевой вектор сегодняшней встречи? Тут многие люди из бизнеса. Мы получили глубоко разработанный документ в деталях. Если мы упростим, мы получили проект сметы, в которой на 50 страницах расписана расходная часть, и один лист, на котором написано «Доходы». Мне кажется, самый ценный вектор суждения этого дня будет заключаться в этой странице, которая была последней! Чтобы находящиеся здесь руководители компаний, которые реально знают или не знают, где взять деньги. Не хотелось бы уйти в генерирование идей по расходной части, — саркастично заметил Вагизов.
Аудитория шумом голосов Вагизова поддержала, и, кажется, под тезисом «не хотелось бы, чтобы проекты в итоге превратились в прожекты» могла подписаться вся элита автограда. Еще один каверзный вопрос задал глава ТПП Набережных Челнов и Закамья Юрий Петрушин, считающий, что одна из проблем заключается в том, что между системами управления бизнесом и системами управления городским хозяйством — пропасть: системы в результате живут отдельно, каждая своей жизнью. Машкова с готовностью ответила: в силу того, что у чиновников в рамках разработки и особенно реализации Стратегии будет возникать — и уже возникает — много функций, «направленных не на текущую работу»:
— Два часа через день нужно будет [чиновникам] тратить время на работу по Стратегии. Нужно поэтому будет создать новые департаменты, в том числе департамент стратегического развития и департамент доходов.
— Пока мы не соединим систему управления бизнесом и систему управления городским хозяйством, — угрюмо заметил Петрушин, — бесполезно говорить о том, что сегодня мы обсуждаем.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.