Глава минтрудзащиты РТ: «Люди хотят получать зарплату, которую у меня даже заместители не получают»
Тимур Нагуманов предложил снять сериал про швей по примеру «Интернов»
Молодежь не хочет работать за зарплату менее 30 тыс. рублей, из-за чего многие так называемые «непрестижные» профессии остаются незанятыми: спрос на них почти в два раза выше предложения. Выход минтруд видит в повышении зарплат рабочим или в переходе на неполную занятость. Об этом и многом другом шла речь на очередной встрече бизнес-омбудсмена РТ Тимура Нагуманова с главой минтрудзащиты и предпринимателями, на которой побывала и корреспондент «Реального времени».
Молодежь не идет на зарплату в 30 тыс. рублей
Одной из ключевых проблем, которую предприниматели высказывали на встрече «Бизнес и власть: откровенный разговор» с министром труда, занятости и соцзащиты РТ Эльмирой Зариповой и руководителем Госинспекции труда РТ Евгением Костюшкиным, стала проблема подбора персонала. Несмотря на курс власти на снижение числа выпускников вузов и повышение уровня профессионального образования, малый бизнес по-прежнему не может найти себе работников.
«Кадры — это большая проблема. Обращаюсь в центры занятости и интернет — все неэффективно. Есть ли у власти какие-то другие решения, методы? У меня и производство, и продажа, нужны и продавцы, и рабочие…» — растерянно обращалась к чиновникам руководитель группы компаний «Богема» Марина Абдуллина. Первым же вопросом Зариповой, который она, кстати, не раз повторяла потом на протяжении встречи, был уровень зарплаты, который предлагает предприятие. «Сейчас все не привыкли зарабатывать, а у нас надо зарабатывать, у нас от 15 тыс. плюс проценты», — ответила Абдуллина и поинтересовалась, как привлечь работников на предприятие.
«Если бы мы знали ответ на этот вопрос, у нас не было бы 15,8 тыс. безработных на 28 тыс. вакансий. Это говорит о том, что привлекательность рабочего места зависит от зарплаты. В таких крупных городах, как мегаполис, даже на 30 тыс. (это то, что мне близко в министерстве) мы не можем найти работников», — ответила министр. По ее словам, несмотря на кризис и на другой режим работы, квалификации и уровень ответственности, молодые люди на такие зарплаты уже не идут: «Хотят получать зарплату, которую у меня даже заместители министра сейчас не получают».
Центры занятости займутся предприятиями
Тем не менее, проблема существует, признает Зарипова, и решать ее нужно через центры занятости. Однако министерство вышло с инициативой поменять ориентированность этих центров и отталкиваться не от потребностей людей, а от предприятий. «Функциональные центры занятости создавались еще в 90-е годы и специализируются на поиске работы для того, кто обратился. Сегодня мы хотим переориентироваться на подбор персонала для компаний, для бизнеса. И здесь вопрос состыковки — так, чтобы ваши предложения от 15 тыс. нашли тех, кто пойдет на это место», — говорит Зарипова. По ее словам, найти персонал в масштабах одного города сложно, поэтому надо искать в масштабах России. Для этого она посоветовала использовать сайт «Работа в России», созданный по поручению президента РФ и интегрированный с крупнейшими российскими сайтами по поиску работы. «Там количество вакансий даже больше тех 28 ты.ч, которые есть у наших госструктур. Каждый второй там находит работу, и срок поиска с четырех месяцев сократился до менее чем трех», — рассказала она. Среди нетрадиционных форм работы с безработными она назвала субботнюю ярмарку вакансий в казанском ТЦ «МЕГА» и «трамваи вакансий» в Набережных Челнах и Альметьевске, где во время поездки люди могут посмотреть предложения о работе.
Председатель правления Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ Ильдар Зарипов поднял вопрос профстандартов рабочих. Он напомнил, что по поручению президента РФ был разработан национальный справочник 1 600 профессий, востребованных на рынке труда. В нем выделены 50 профессий, требующих обязательного профобразования. Зарипов поинтересовался, планирует ли минтруд дополнительно способствовать обучению работников текстильной сферы. Министр отметила, что нужно выбрать 50 наиболее актуальных для Татарстана профессий, в разработке стандартов по которым участвовать. Например, по запросу «швея» в центрах занятости РТ есть 72 вакансии, а вот портного не ищет ни одно предприятие. При этом в республике высокий уровень безработицы портных, работу ищут 11 человек. Соответственно, делать упор на их подготовку не следует. Точно так же в Татарстане много безработных учителей и бухгалтеров.
«Пересматривайте экономику вашего предприятия. Почему такая зарплата — 15 тыс.?»
Тему продолжила директор швейной мастерской «Ирэн» Ирина Купряхина. «Летом подавали объявление о швее, никто не пришел. Зарплата тоже 15 тыс., но летом больше. Но в легкой промышленности нет больших зарплат, мы не можем конкурировать ни с Китаем, ни с Вьетнамом», — будто бы оправдывалась она. При этом специалисты не идут и учиться в текстильные училища, говорит Купряхина и считает, что нужно обратить внимание молодежи на эту отрасль.
«Ну как мы будем с 15 тыс. популяризировать? Популяризация — это рассказ о том, какая хорошая профессия, насколько она интересна», — удивилась Зарипова. Она предположила, что, возможно, за такую зарплату согласятся работать женщины в декрете и те, для кого важен гибкий график и возможность работать на дому. «Не надо ждать, что она к вам с 9 до 6 придет и будет у вас работать. Ну, или пересматривайте экономику вашего предприятия. Почему такая зарплата — 15 тысяч?» — продолжала недоумевать министр. На замечания предпринимателей, что такая — по всей России в этой отрасли, она возразила, что в Иванове швеи могут получать и по 25 тыс. рублей. «Еще надо понимать, что там большой теневой рынок. Пока каждый производитель не пересмотрит оплату труда, как бы я ни рассказывала, какая это хорошая профессия, мы не найдем этих девочек», — окончательно запугала бизнесменов Зарипова. За них даже вступился бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов. «Легкая промышленность хоть и легкая, но лежит как-то тяжело. Работодатель платит зарплату, соответствующую своей маржинальности. Чудес не бывает. Мы знаем представителей легкой промышленности, это не люди, которые жируют, кладут в карман многого денег, а людям не доплачивают», — парировал он, согласившись при этом, что популяризация нужна. Сейчас большинство молодежи намерены уехать из деревни в город и получить хоть какой-то диплом о высшем образовании, не важно, какой. При этом сельское хозяйство и промышленность остаются без специалистов.
Интерес к рабочим профессиям минтруда пытается привить детям уже с детского сада, рассказала Зарипова. «Сейчас многие дети стали писать, что хотят работать военными или в сельском хозяйстве. Ну, и у нас в республике — нефтяники и газовики», — заявила она. Следующим шагом ведомства станет пропаганда трудовых династий и преемственности профессий, говорит чиновник. «У нас выросло целое поколение девочек, которые насмотрелись фильмов и хотят не работать, а ничего не делать. Но при этом, чтобы было здорово и классно. Или приходить на работу, чтобы только чай-кофе попить», — посетовала Зарипова на современную молодежь, отметив, что процесс продолжается и сейчас. А Нагуманов предложил разговаривать с молодежью на ее языке и по примеру комедийного сериала про медиков «Интерны» предложил снимать сериалы про швей.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.