Римзиль Валеев: «Народ, который не читает, не смотрит свои медиаресурсы, обречен на исчезновение»

Какова миссия национальной прессы?

Римзиль Валеев: «Народ, который не читает, не смотрит свои медиаресурсы, обречен на исчезновение»
Фото: kazanfirst.ru

«Татарская печать выживет, если будет соответствовать своей исторической миссии — объединять и сохранять народ», — считает публицист Римзиль Валеев. В авторской колонке, написанной в рамках спецпроекта «Реального времени», посвященного предстоящей переписи населения, он делится мыслями по итогам онлайн-конференции «Татарские периодические печатные издания: ретроспектива и будущее». По мнению нашего колумниста, сегодня татарская пресса заметно уступает национальной печати, которая была у народа до революции. Также журналист перечисляет основные проблемы татарских СМИ.

Передовая национальная пресса до революции

Печатные издания татар — феноменальное явление, а татарские издатели были лидерами в Российской империи среди нерусских народов страны. Уже в 1905 году в Санкт-Петербурге появились две татарские газеты — «Нур» (в начале сентября) и «Ульфат», которая стала выходить ровно 115 лет назад — 11 декабря 1905 года. В Казани стала выходить «Казан мохбире», в Уральске — газета «Фикер», которую основал Камил Мутыгый и издавал вместе с 19-летним Габдуллой Тукаем. Всего до революции появилось 120 татарских изданий. По количеству они уступали только русским изданиям. Тематика и содержание публикаций тоже служили примером для других российских народов.

В то время эти события были восприняты как информационный взрыв, вспышка просветительства. Поток общественной активности был соразмерен духу эпохи революций и глубоких процессов, которые происходили в начале прошлого века. Татарские газеты, журналы не финансировались государством, они издавались за счет меценатов и усилиями издателей — в этом заключалось проявление духа татарского народа.

Различной была тематика изданий — левая, демократическая, правая, буржуазная, консервативная, монархистская, религиозная, демократическая, литературная, просветительская, сатирическая печать отражала срез общественной жизни. Газета «Ульфат» Рашита Ибрагимова освещала общественную жизнь мусульман, в Москве выходили политическая газета «Суз» и даже журнал семейного воспитания. В Самаре издавался журнал «Иктисад» («Экономика»).

Газета «Нур». Фото: tataroved.ru
Всего до революции появилось 120 татарских изданий. По количеству они уступали только русским изданиям

Лидерство татар было очевидным и в советский период. Издатели СМИ народов России и некоторых союзных республик перенимали опыт татар. Тиражи татарских журналов и газет исчислялись сотнями тысяч, некоторые приближались к миллиону.

«Тиражи падают, доставка дорожает и хромает»

Так же обстоит дело и сейчас. Сильная инфраструктура, поддержка государства в Татарстане помогают выживать. Но глобализация и общий тренд перемалывают этнокультуру, в том числе и печать. Тиражи падают, доставка дорожает и хромает.

Но фактически интернет не разрушает и не оттесняет издания, он может даже помочь татарской печати. Пусть оперативная информация идет по сети и ТВ, а серьезный контент, этнокультура хорошо чувствуют себя и в классических носителях.

Замечательный отчет Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ликвидируемого сейчас, демонстрирует, что люди больше доверяют печатным изданиям, а к интернету доверие снижается. В Европе — Германии, Англии — люди продолжают читать газеты и журналы. Надо различать фейковую информацию от реального контента.

В регионах РФ издается около 30 татарских газет. Среди них лидеры татарской прессы — «Кызыл таң», «Өмет», «Яңарыш» и другие газеты из Уфы, Ульяновска, Ижевска. В Нижнем Новгороде, Самаре выпускаются солидные журналы, в основном за счет верности и энтузиазма. Уфимские газеты имеют добротные интернет-версии. Будущее за мультимедийной прессой — нужны и бумажные, и электронные, и телевизионные форматы, соответствующие сложившейся ситуации.

Фото: azatliq.org
В регионах РФ издаются около 30 татарских газет. Среди них лидеры татарской прессы — «Кызыл таң», «Өмет», «Яңарыш» и другие газеты из Уфы, Ульяновска, Ижевска

Проблем много. Это малочисленные редакции, невысокие зарплаты, отсутствие гонораров.

Районные газеты в тяжелом положении. У них нет стимулирования квалифицированных журналистов со знанием языка. Дублирование текстов о животноводческих фермах и уборке хлебов, рекламные объявления и поздравления с юбилеями, свадьбами не заражает любовью к истории и культуре народа, к родному языку. Есть факты возврата к дубляжным версиям районных газет, родившихся как самостоятельные. Например, газета «Бөгелмә авазы», которая открылась 30 назад на волне демократии и борьбы за суверенитет. А ведь в Бугульме и районе живут 40 тысяч татар!

«Отстаем от уровня 1913 года»

Коллеги из «Татмедиа» знают об этих проблемах. Наверное, десятки раз было сказано, что в Татарстане нет молодежных газет. Есть журналы детские и молодежный журнал («Идель»), а общественно политической газеты нет. «Татарстан яшьләре» живет за свой счет, для стареющей аудитории. Бывший «Комсомолец Татарии» («Молодежь Татарстана») закрылся. При этом федеральная «Комсомолка» и некоторые региональные «молодежки» успешно формируют общественное сознание нынешней молодежи, иногда перекрасившись в желтый цвет, но, как правило, сохраняя патриотический и развлекательный облик. В Казани, где учатся 150 тысяч студентов, нет студенческой или спортивной газеты. Молодежных сайтов с татарстанской, казанской закваской я не знаю. У нас нет туристической, экономической газеты или журнала, да и специальных популярных сайтов нет. Все должны освещать массовые общеполитические издания и сайты. А где они?

Выходит, по диапазону тематики и охвату общественных кругов отстаем от уровня 1913 года! Не во всех областях (краях, республиках), городах компактного проживания татар издаются татарские газеты, журналы, далеко не каждая национально-культурная организация ведет свой портал. Регион, где живут 50—100 тысяч татар, иногда существует без своего сайта, символической газеты, выходящей раз в квартал или месяц — это же наша реальность. Не хватает не столько денег, сколько фантазии, мозгов, души!

Тиражи стабильно снижаются, это верно. Считается, что национальные СМИ неконкурентоспособны. Отнюдь не всегда! Учредители и редакции изданий, что вы сделали для того, чтобы у вас был достойный контент?

Фото: Роман Хасаев
Тиражи стабильно снижаются, это верно. Считается, что национальные СМИ неконкурентоспособны. Отнюдь не всегда!

А в контенте часто не хватает актуальности. В том числе в социальной, национальной проблематики. Татарские СМИ, равнодушные к этнической идентичности, не укрепляющие национальное самосознание, не освещающие историю, культуру, просвещение татар, не защищающие Татарстан и свои законные организации, не соответствуют своему высокому званию.

Народ, который не читает, не смотрит свои медиаресурсы, обречен на исчезновение вместе со своей историей, свершениями. Спасти наши газеты, журналы, книги, интернет-ресурсы могут прежде всего их адресаты, сами татары, их этнокультурная среда. И только потом мы можем обращаться к государству и спонсорам, и вождям. Татарская печать выживет, если будет соответствовать своей исторической миссии — объединять и сохранять народ.

Римзиль Валеев
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ТехнологииМедиаОбщество БашкортостанУдмуртияТатарстан ТатмедиаВалеев Римзиль Салихович
комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 17 дек
    Мда...и куда ж все делось...то, а?
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    «Отстаем от уровня 1913 года»
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/197465-rimzil-valeev-kakova-missiya-nacionalnoy-pressy

    Надо честно признать, что международные марксисты-террористы обманули народы России "бананом" (блестящим стеклышком) самоопределения "вплоть до отделения".
    Они расчленили Россию и её многонациональный народ по "коммунальным" квартирам "национальных" территориальных образований, что остановило культурное развитие этносов России.
    А единый этнос поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком и культурой диктаторы Ленин и Троцкий расчленили на "башкир" и "татар".
    А был же проект (предложенный ещё до вооруженного захвата власти марксистами-террористами в октябре 1917 года) создания территориального Волго-Уральского Штата, где динамично развивались бы все этносы Поволжья, в составе свободных демократических Соединенных Штатов России.

    Осознав и поняв Историю, можно будет думать "что делать" дальше, как выбираться из "ямы", вырытой террористами Лениным и Троцким.
    Ответить
  • Анонимно 17 дек
    Сейчас наверно людей, читающих газеты, можно увидеть чаще в деревне, потому что в городе все всегда в телефонах сидят
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    Бумажные газеты и Книги стали доступны лишь состоятельным людям на отдыхе или пенсионерам, которые ещё имеют силы для чтения.
    Чтение - это огромный труд, который нагружает все органы Человека - от мозга до мышц.

    Большинство народа, вынуждено тратить бОльшую часть своего времени на добывания "хлеба насущного".
    Поэтому "все всегда в телефонах сидят".
    Вопрос "национальной печати" тесно связан с вопросом о развитии этносов и нации, с развитием языка.
    Славянский язык славян "московии" давным давно исчез.
    И на нем давно никто ничего не печатает - тем более периодику.
    Но вместо славянского языка появился "русский" язык, который "впитал" в себя не только славянские слова, но и финно-угорские, тюркские, еврейские, немецкие, французские, английские и др.

    Вопрос гораздо "глубже и ширше", чем пишет уважаемый публицист.
    "национальная печать" это лишь один из многочисленных Вызовов для всего Человечества по всему земному шару.
    Надо всем вместе, всем Человечеством думать о дальнейших путях развития Жизни на маленькой планетке Земля.
    Было бы прекрасно, чтобы все люди понимали друг друга, в каком бы уголке планеты они не жили.
    Для этого нужен единый ОбщеЧеловеческий язык.
    Возможно это?
    Или это строительство очередной "Вавивонской башним" под влиянием очередной "Вавилонской блудницы"?
    Как сохранить "региональные" языки?
    Возможно ли это?
    Вон даже "восьмерка" и то не смогла договориться...
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    Газеты на бумажных носителях- вчерашний день, надо идти в ногу со временем
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    Зачатие ребенка традиционным способом тоже "вчерашний день".
    Перешли на искусственное осеменение?
    Ответить
  • Анонимно 17 дек
    Не читаю татарские издания.
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    Читаю татарские издания на русском языке.
    К сожалению плохо владею татарским языком.
    Православный русский.
    Ответить
    Анонимно 17 дек
    татарские или татарстанские?
    Ответить
  • Анонимно 17 дек
    Статью не читал,тема знакомая. Крутился вчера в одной большой больнице и очень удивился,когда в одном уголочке заговорили по-татарски.За весь день,в одном уголочке.Просто язык уже не восстребован и со временем,конечно,исчезнет примерно на 98%. Сам татарин,с удовольствием поговорить на татарском языке хожу на маленькие уличные рынки. Туда приезжают из разных районов и говоры очень интересные. Об алчности медиков поговорим в другой раз.
    Ответить
  • Анонимно 17 дек
    опять "народ не тот"?
    Ответить
  • Тахир Давлетшин 17 дек
    Хотелось бы узнать, сколько газет на татарском издается в Татарстане, и их тираж, но такой информации в статье нет.
    Насколько известно, есть несколько газет тиражом 10 тысяч и более (!).
    Статистика будет более полной, если отдельно указать районные газеты
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров