«Такси» Джафара Панахи: послание иранской Эсме с Омаром Хайямом за баранкой таксомотора «с любовью и всякой мерзостью»

В сети (iTunes) появился релиз нового фильма иранского гения Джафара Панахи, которому иранские власти запретили заниматься кинематографом до 2030 года, и который в условиях домашнего ареста умудрился снять еще одно чудесное кино. «Такси», получившее «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале-2015, показывает современную иранскую мегаполисную жизнь из окна такси, за руль которого сел сам Джафар Панахи, сняв своих тегеранских пассажиров «на скрытую камеру». Притворяющаяся документальной (в действительности, конечно, художественная) лента хотя как будто и критикует цензуру, противоречия в головах современников Панахи и полна злободневности – на деле же является прекрасным подношением иранского мудреца, причем не только своему народу. Обозреватель «Реального времени», зачарованный милыми суматошными тегеранцами, взрослыми и детьми, нашел «Такси» не только одним из лучшим фильмов 2015 года, но и лучшим кинопосланием этого года о любви к людям.

«Такси» (Taxi, 2015) Джафара Панахи

Джафара Панахи жалко. Жалко Панахи, очень жалко. Вы знаете Джафара Панахи? – Ну, как же! Жалко Джафара! – И я о чем, Панахи Джафара жалко, очень жалко. Жалко Джафара Панахи! – И не говорите, очень, очень, очень… Жал-ко!

Так думают о несчастном Панахи многие узнающие о его сегодняшнем положении. Классик «новой волны» иранского кино арестован пять лет назад иранскими властями и осужден на шесть лет заключения за антиправительственную пропаганду и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов 2009 года: срок за решеткой заменили домашним заключением, но главное – Панахи запретили снимать кино и выезжать из Ирана до 2030 года. Это не мешает ему снимать кино тайно, будучи ограниченным в финансовых и технических возможностях, и контрабандой передавать на Запад ленты на «флэшках». Посмотревший последний фильм режиссера, «забаненного» иранским правительством – удивится. Панахи жалко?! Вы серьезно?! Вот этого счастливого мудреца, похожего на Омара Хайяма за баранкой таксомотора?

Панахи прекрасен, прекрасен и потому, что добрейшей и мудрейшей души человек, и потому, что гений. В очередной раз он снял произведение искусства, которое и десятилетия спустя останется гордостью иранской культуры и иранской нации – в парадоксальных печальных условиях неприятия его официальным культурным Ираном. «Такси» — 80 минут абсолютного абсурда и абсолютного же счастья. «Такси» — это окно в Иран, в душу нации противоречивых человечков, фанатиков и ироников и детей, «цветов жизни». С одной стороны, по сюжету «Такси» это вроде бы стандартное кино в духе, скажем, джармушевской «Ночи на Земле». С другой стороны, «Такси» кажется документальным. «Такси» из тех фильмов, когда хочется, чтобы показанное – оказалось документальным, а не выдуманным – в отличие от отдельных документальных фильмов, которые лучше бы оказались от начала и до конца вымыслом.

Иранцы лучше всех умеют снимать людей, подать человеческое так, что любишь после этого всех человечков вместе взятых, даже подонков. Иранцы лучше всех умеют снимать детей, а таковых, как известно, Царствие небесное. Панахи детей снимает так… так, что сердце твое само на мгновение становится этим Царствием, и научается прощать даже каких-нибудь палачей с кровью замученных на руках.

Панахи установил камеру в такси и проехался по тегеранским улицам (давайте представим, что все было «как на самом деле», и люди-герои всамделишные – тем более, что все равно они актеры-любители, не профессионалы). За 80 минут в его такси побывали самые разные люди самых разных классов и типажей, традиционалисты по убеждениям и местные либералы, каждая сценка при этом, будучи завуалированной критикой общественных противоречий, цензуры и тому подобного – полна какой-то небесной теплоты. Критика Панахи – не безжалостный каток, а скорее ироничная насмешка, легкое подтрунивание: он слишком любит людей, чтобы над ними громко смеяться. Панахи, сидя в кресле водителя такси, не собирается никого переубеждать, никому не готов насаждать свои собственные ценности. Он рад каждому новому клиенту, ведь тот для него – целый мир, который Джафар пытается все же понять, а не судить. И каждый из этих маленьких суматошных двуногих миров – очаровательный.

Скажем, первые два клиента. На переднем сиденьи пижон, фанатично настроенный, он возмущается тому, до чего дошла преступность! – «Шариата на них нет! Повесить бы парочку, тут же бы присмирели!» Женщина в хиджабе на заднем сидении подает голос, ехидно улыбаясь: «Как так можно, что вы за человек вообще, Аллах прости и помилуй, да что это вы говорите такое, любезнейший – нас по казням только Китай опережает, стало лучше?» Узнав, что она учительница, пижон расплывается в саркастичной улыбке: «Идеалистка!» Можно узнать, кто вы-то хоть по профессии, не менее саркастично интересуется женщина. Пижон молчит и признается только на выходе, что он… карманник, но «чтобы грабить так беспредельно – ни-ни, только шариат нам всем поможет!» Женщина качает головой, Панахи улыбаясь вздыхает. Или вот две тегеранские бабушки с золотыми рыбками в полиэтиленовом пакете, которые из-за «неумелого вождения» Панахи чуть не подохли – а нельзя рыбкам подыхать! Рыбок бабки везут отпустить обратно, и взять новых, а если не отпустят – то подохнут бабки, сообщают суеверные бабки. Панахи в ужасе останавливает авто, и пересаживает их в другое такси: «Он вас быстрее довезет, а мне за племянницей надо, никак тоже нельзя опоздать!». Аллах прости и помилуй, возмущаются бабки, пересаживаясь, и честя на чем свет стоит Джафара Панахи. Еще у Панахи есть клиенты, знающие его в лицо, и торгующие пятым сезоном «Ходячих мертвецов» (хит в Тегеране!) и «Полночью в Париже» Вуди Аллена.

Золотой момент фильма – главная «клиентка» режиссера. Племянница Джафара Панахи лет 10-11, которую он забирает из школы. Ядовитая на язычок и смотрящая на дядюшку исподлобья: чего ты опоздал-то, любезнейший? Панахи, задыхаясь, оправдывается, но девочка, конечно, не слушает и знай себе отчитывает дядю. «И чего ты хотела поговорить наедине?» — спрашивает у маленькой родственницы Панахи. Та вздыхает от невежества товарища: «Так не пойдет, в машине?!» — «Почему? Мы же вместе. Давай поговорим». – «Ты безнадежен! На встрече с умной интеллигентной дамой надо сначала выпить кофе. Скажем, в ресторане… Съесть мороженое. Ну, или еще что-нибудь. А потом уже говорить!» Панахи весь внимание, слушая умную интеллигентную кофеманку, которая, доставая видео-фото-камеру, сообщает обомлевшему режиссеру: учительница дала задание снять небольшой фильм. Но годный к показу! А это значит, что… «Соблюдать предписания ислама, носить хиджаб. Никаких межполовых контактов. Никакой чернухи! Никакого насилия. Положительные герои не должны носить галстук и иметь иранских имен – а должны носить имена исламских святых! Дядя почему ты не слушаешь?!» — «Я слушаю… Просто задумался», — отвечает мрачно Панахи. Джафар спрашивает девочку, а как бы они поступили с его другом, хорошим добрым человеком, которого только что встретили – он же в галстуке. Сняли бы галстук, сообщает она, назвали бы «по-исламски», не было бы бороды – мы бы ее добавили. «Дальше читать?» — «Читай», — вздыхает Панахи. – «Никакой экономики и политики». – «Достаточно!» — говорит Панахи, не зная, то ли плакать ему, то ли смеяться.

Лучший эпизод, маленький шедевр – без Панахи, который оставляет племянницу одну, закрыв машину. Девочка, достав камеру, решает снять свадьбу из окна такси, но замечает, как какой-то маленький пацан подбирает выпавший из кармана жениха кошелек и, разумеется, прикарманивает его себе. Девочка возмущена, подзывает его к себе и отчитывает: «Учительница сказала за месяц снять фильм, пригодный к показу! Ты взял деньги, и теперь мой фильм не годен к показу! Иди и верни их жениху. И я дам тебе взамен 5 туманов» — «Пять туманов вместе пятидесяти? Какой дурак это сделает?! Да и они богатые, смотри сама, один макияж невесты чего стоит» — «Мне нет дела до их денег! Мне важен мой фильм! Положи деньги, где взял. Ты портишь мне фильм! А если вернешь, станешь героем моего фильма!» Хочу, говорит мадемуазель Панахи, показать жертвенность и доброту!

И тут уж не знаешь, плакать тебе или смеяться. Такого чувства любви к людям, какое дарит мелочами жизни Джафар Панахи (со своей племянницей!), редко когда испытаешь во время просмотра современных фильмов. Очаровательной же мадемуазель Панахи можно только пожелать стать достойной имени своего дядюшки и снять еще одно великое иранское кино! Про жертвенность и доброту, разумеется, а как же иначе?! Написать человечеству кинописьмо в духе сэлинджеровской Эсме: «С любовью и всякой мерзостью».

Кадры из фильма — filmz.ru. Трейлер — youtube.com

Сергей Афанасьев

Новости партнеров