Свияжский логоцентр: без частных инвесторов и с подрядчиком РЖД, который «почти не подвел»

Логистический мегапроект стоимостью 7 млрд рублей пока поддержат «Татфлот» и ОЭЗ

Сегодня открытие первой очереди одного из крупнейших федеральных проектов провели в виде телемоста. Президент РТ Рустам Минниханов и министр транспорта РФ Максим Соколов наблюдали за открытием из Москвы. Как выяснилось в ходе телемоста, стройка не обошлась без проблем — подвел подрядчик РЖД. Кроме того, по-прежнему не удалось найти частных инвесторов. Руководство страны и республики надеется сдвинуть дело с мертвой точки после создания ОЭЗ.

«И подрядчик нас не подвел, так скажем, почти не подвел»

Сегодня состоялось торжественное открытие Свияжского мультимодального логистического центра (СММЛЦ). Запуск объекта провели в режиме телеконференции. На самой площадке символический ключ от комплекса Илья Гудков, генеральный директор ФГУП «Ространсмодернизация», передал вице-премьеру РТ Алексею Песошину. Глава республики Рустам Минниханов вместе с министром транспорта РФ Максимом Соколовым наблюдал за этим из Москвы, с делового завтрака.

— Докладываем, что все строительные работы по федеральным объектам, региональным объектам закончены, — отчитался Илья Гудков. — Еще раз хочу подчеркнуть, что сделать это можно было только благодаря слаженной работе и нас как государственного заказчика, и минтранса России, и коллег из Татарстана. И подрядчик нас не подвел, так скажем, почти не подвел: были объективные причины.

Максим Соколов подтвердил, что, «действительно, была определенная задержка». Как выяснилось позже, речь шла о задержке в строительстве железнодорожных объектов, которые строил подрядчик ОАО «РЖД», компания «Альтаир». Претензий к татарстанскому подрядчику, ООО «ПСО «Казань», у заказчиков не было, заявил «Реальному времени» пресс-секретарь компании Шамиль Садыков.

— Запуск Свияжского мультимодального комплекса является результатом деятельности, нашей совместной команды. Только так, вместе мы можем реализовать самые амбициозные, кажущиеся несбыточными, но теперь уже работающие в реальности проекты, — рассказал Максим Соколов и поблагодарил Рустама Минниханова за его вклад в работу.

Частные инвесторы проехали мимо логистического центра

Расположенный на пересечении железнодорожных, речных и автомобильных путей, СММЛЦ должен стать одним из ключевых пунктов на пути из Европы в Западный Китай. Если, конечно, этому не помешают планы Китая, Казахстана, Турции, Азербайджана и Грузии по созданию альтернативного маршрута доставки грузов, в обход России.

Разговоры о создании Свияжского ММЛЦ прошли с 2006 года. Тогда проект был включен в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России на 2006-2010 годы», а также вошел в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». Непосредственно работы начались в 2007 году. За счет республиканских средств была подготовлена площадка методом гидронамыва, а также обеспечено электроснабжение. Сейчас также закончено строительство объектов, названных на презентации «федеральными»: причальной стенки для приема как речных, так и морских судов, подъездных железнодорожных путей, противорадиационного укрытия на 600 человек, автодорог и транспортной развязки на соединении с федеральной трассой М-7, модернизировано оборудование ж/д станции «Свияжск». Все это, как выразился Рустам Минниханов, лишь первая очередь.


К 2015 году в проект было вложено порядка 7 с лишним миллиардов рублей, из них 1,4 млрд — за счет республиканского бюджета и 6 млрд — за счет бюджета РФ. Позже миндортранс РТ сообщил, что общий объем финансирования 1 этапа проекта составил 8 млрд рублей, из который 6,5 — средства из федерального бюджета. Однако, как ранее «Реальному времени» рассказал министр экономики Артем Здунов, всего проект оценивается в 20 млрд рублей.

Изначально предполагалось, что в проект будут вовлечены частные инвесторы. Планировалось, что объем их вложений составит 4,7 млрд руб. Параллельно начался и поиск резидентов в будущий логоцентр. Так, в качестве возможного участника проекта называлась «дочка» российской железнодорожной монополии РЖД — ОАО «Трансконтейнер» (компании предложили участвовать в качестве акционера путем вхождения в уставный капитал с помощью земли и денежных средств).

Свое желание работать на этой площадке изъявила одна из крупнейших транспортно-экспедиторских компаний России «Совфрахт». В 2010 году стало ясно, что подрядчиком очередной татарстанской стройки века станет ООО «ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Тогда же среди возможных резидентов называлась структура главного татарстанского строителя — «Татфлот». По сути, сегодня именно «Татфлот» остается единственно возможным инвестором-резидентом ММЛЦ, компания готова сюда перевести грузовой порт из казанского речного порта. Впрочем, «Татфлот» готов был переехать в Свияжскую зону еще до официального открытия, перенеся туда свой грузовой порт из Казани.

Весной 2011 года был определен первый шорт-лист инвесторов проекта. Так, ОАО «Совфрахт» обещало вложить более 2 млрд рублей в контейнерный терминал и водные перевозки, татарстанские ЗАО «Дорстройинвест» — 2,36 млрд рублей, ОАО «Татфлот» — 1,96 млрд рублей и ООО «КЕН» — 2,25 млрд рублей. Велись переговоры о привлечении к работе на Свияжском центре и структур миллиардера, основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Однако сегодня на презентации не было названо ни одного частного инвестора.

«Задний ход давать нельзя»

Выступая на открытии, Рустам Минниханов отметил, что СММЛЦ позволит создать мощный кластер в казанской агломерации.

— То, что мы сегодня обсуждаем, очень важно для российского государства, для каждого субъекта. И, конечно же, тот объект, который мы сегодня запускаем — первую очередь мультимодального межрегионального логистического центра, вписывается в нашу стратегию развития коридора Европа — Китай. Это позволяет создать мощный кластер в казанской агломерации. Те вложения, которые сделали федеральный бюджет и Республика Татарстан, дали привлекательности этой площадке, и, конечно же, мы намерены дальше развивать ее. Я хотел поблагодарить Максима Юрьевича. Это начало нашей совместной работы, — отметил президент РТ.

Речь президента неожиданным образом повернулась к ситуации с протестами дальнобойщиков. Минниханов неожиданно заявил, что деньги, собранные «Платоном», буду направлены в регионы.

— Сегодня я не могу не обратиться к своим коллегам: тем решениям, которые были приняты в части большегрузного транспорта, сегодня задний ход давать нельзя, потому что каждый регион уже подготовил массу проектов, которые ждут наши люди. Кто-то может в своих политических амбициях сказать: «Давайте сделаем так…». Но в стране на самом деле есть сложности с финансами. Это решение позволит нам, регионам (а эти деньги до последней копейки пойдут в регионы), реализовать те проекты, которые мы уже разработали и будем вместе разрабатывать. С нашей стороны мы приложим все усилия, чтобы довести до наших граждан, разъяснить, найти общий язык с транспортниками. Потому что есть другие формы, как их можно поддержать.

Третья ОЭЗ

Несмотря на то, что частных инвесторов, судя по всему, пока нет, и федеральные власти, и региональные по-прежнему рассчитывают на их участие. Из презентационного ролика, показанного на церемонии, стало ясно, что привлечь их хотят за счет образования на территории СММЛЦ особой экономической зоны. О такой возможности много раз говорили и ранее.

— Нам будет выгоднее, если мы создадим третью площадку особой экономической зоны «Иннополис» для Свияжского мультимодального логистического центра. Разница в том, что у нас уже есть решение о создании зоны более стратегическое. И развивать комплексно третью площадку проще, это будет быстрее, мы же должны быстрее все это делать», — рассказывал летом этого года «Реальному времени» министр экономики РТ Артем Здунов. Под двумя другими площадками он подразумевал зону самого Иннополиса и площадку на территории Лаишевского района («Смарт Сити»).

Пока на сайте «Россия. Особые экономические зоны» в Татарстане выделено только 2 ОЭЗ — «Алабуга» и «Иннополис». Причем «Алабуга» относится к числу промышленно-производственных зон, а «Иннополис» — технологических. СММЛЦ должен относиться к логистическим зонам, однако пока в России их только три — в Ульяновске, Мурманске и Хабаровском крае.

Напомним также, что президент Татарстана Рустам Минниханов в последнем годовом послании Госсовету объявил, что Татарстан объединит в единый кластер управление всеми особыми экономическими зонами республики. Также он заметил, что третья ОЭЗ появится на базе Свияжского межрегионального мультимодального центра.

1/23
Дмирий Семягин, Дмитрий Щипанов, фото и видео предоставлены ПСО "Казань"

Новости партнеров