Эксперт о трассе М-12 в Татарстане: «Поставлена точка — дорога будет, до 2024 года»

С пуском платной автодороги смертность в ДТП на республиканском участке М-7 должна снизиться вчетверо

Эксперт о трассе М-12 в Татарстане: «Поставлена точка — дорога будет, до 2024 года»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Альтернативу трассе М-7 — татарстанский участок новой платной скоростной автодороги М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань» планируют построить уже к 2024 году, заявил директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Темы строительства магистрали обсудили с журналистами в ходе организованной татарстанским Минтрансом дискуссии. О макроэффектах проекта, особенностях дороги, детальное проектирование которой еще не началось, и разумной стоимости проезда по ней — в материале «Реального времени».

«Глобальных компромиссов не бывает, локальные могут быть»

Участниками дискуссии кроме Михаила Блинкина стали заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Артем Чукин, руководитель «Татмедиа» Айдар Салимгараев и журналисты республиканских изданий. В отсутствие детального проекта трассировки (варианты прохождения новой дороги по Татарстану еще обсуждаются проектировщиками) разговор сосредоточился на общих моментах, в частности, на трех принципиальных вопросах: что даст дорога республике и ее жителям, какими проблемами может обернуться строительство высокоскоростной трассы вблизи Казани и ее пригородов и как инициаторы намерены нейтрализовать отрицательный эффект от реализации проекта.

Отвечать на эти вопросы доверили директору Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. Михаил Блинкин сразу, что называется, взял быка за рога — сообщил, что решение на правительственном уровне принято, «поставлена точка — дорога будет, и будет до 2024 года».

— Не было в мировой практике дорог, по поводу которых не возражала бы общественность, — предвосхитил Блинкин вопросы о несогласных со строительством. — Просто не было! Есть такое понятие — NIMBY (not in my back yard (англ.), — прим. ред.). «Не на моем заднем дворе», — это стандартная психология жителей любого города мира. У меня, у всех моих родственников есть машины, все ездят. Дорога необходима, но не на моем заднем дворе! И эксперт должен четко понимать, идет ли речь об эффекте NIMBY либо о том, что надо искать какие-то компромиссы.

Михаил Блинкин сразу, что называется, взял быка за рога — сообщил, что решение на правительственном уровне принято, «поставлена точка — дорога будет, и будет до 2024 года». Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Эксперт напомнил о двух «дорожных» конфликтах в Москве: с Химкинским лесом, когда инцидент дошел «до папы римского», и с Одинцовским лесом, когда «скандала вообще не было», инвесторы и власти «разумно работали с населением».

— Глобальных компромиссов по трассировке [дорог] не бывает, — честно объявил Блинкин. — Это принципиальные вещи. Локальные, когда планы переносят на местность, вполне могут быть.

Треть протяженности дороги М-7 идет по населенным пунктам, в том числе по населенным пунктам Республики Татарстан. Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Плюс на минус дает плюсы

— Дорога М-7 совмещает несовместимое, — с неожиданной стороны подошел московский эксперт к ответу на вопрос о плюсах, которые принесет строительство М-12. — Это старинная дорога протяженностью за 700 километров, и на ней имеются полторы тысячи точек доступа, в среднем — две точки доступа на километр. Треть протяженности дороги М-7 идет по населенным пунктам, в том числе по населенным пунктам Республики Татарстан. Получается ни богу свечка, ни черту кочерга. Для российского грузового трафика это очень плохо, если я треть пути еду по населенным пунктам, где ограничение скорости 60 километров и сплошь идут светофоры — я еду медленно и неэффективно. И с точки зрения гуманитарной — для жителей этих населенных пунктов это тоже плохо.

В отличие от М-7, трасса М-12, по его словам, задумана как дорога высшей технической категории с лимитированным количеством входов. Без светофоров, без наземных пешеходных переходов. И с барьерным ограждением, разделяющим встречные потоки. То есть такая дорога, утверждает Блинкин, на которой «практически не бывает лобовых столкновений и гибели пешеходов».

По его словам, эксперты, ориентируясь на данные об аварийности на уже построенных участках М-12, обещают снижение количества ДТП со смертельным исходом на участке Москва — Казань по сравнению с сегодняшним (188 жертв) на 75% (до 25 потенциальных жертв).

Вместе с тем ввод в эксплуатацию М-12 (целиком, а не татарстанского участка) должен, по расчетам, обеспечить макроэкономический эффект в 2,4 трлн руб. и двукратное сокращение времени в пути. Перевозчикам это сулит экономию не только времени, но и топлива. Еще один бонус, который обещают проектировщики, — бесперебойная сотовая связь вдоль всей трассы.

Выиграют, в том числе в плане возможностей передвижения, жители населенных пунктов, через которые проходит М-7: она будет разгружена. Фото realnoevremya.ru/Максима Платонова

Обслуживать — можно, заехать — нельзя

Кроме того, заявил Михаил Блинкин, в выигрыше окажутся жители расположенных вдоль новой трассы населенных пунктов. Но выигрыш этот — специфический: они получат новые рабочие места на объектах придорожного сервиса и дорожно-эксплуатационных базах, созданных для обслуживания М-12. А вот что касается самой дороги — для большинства из них она окажется недоступной:

— Эта дорога высшей технической категории, и количество входов на нее лимитировано. «Я из своего дома въеду на платную дорогу» — такого не бывает! До ближайшей точки входа может быть больше километров, чем до точки назначения.

Зато выиграют, в том числе в плане возможностей передвижения, жители населенных пунктов, через которые проходит М-7: она будет разгружена:

— С нее уберут транзитные фуры.

«Ущерб компенсируют»

На вопрос корреспондента «Реального времени» о сохранении экологии эксперт ответил общими фразами. По его словам, вовсе не потому, что эта задача не ставится, а потому, что она решается в ходе детального проектирования, которого еще не было.

— Пройти южнее, по пустыне, невозможно, — пошутил Михаил Блинкин. — Там леса, хорошая территория. И проход надо будет сделать наиболее экономным и аккуратным.

Он заверил, что при строительстве дороги такого уровня экологические аспекты будут детально проработаны: предусмотрены компенсационные посадки, обеспечены пути миграции диких животных:

— Проект проработан. Эта задача — решаемая.

Уравнение с одними неизвестными

Более сложная задача, с точки зрения Михаила Блинкина, — переместить грузовой (и не только грузовой) трафик на платную дорогу. Какой установить тариф, чтобы вложения частного инвестора окупились и автовладельцам было выгодно пользоваться М-12?

Бонусы в виде экономии на бензине за счет сокращения времени в пути и стабильно высокой скорости в глазах путешественников могут перевесить неприятную необходимость платить за проезд по трассе только в случае, если такая же поездка вдвоем не на машине, а, скажем, на поезде окажется дороже, — привел пример эксперт:

— Иначе никто не поедет.

Фото realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Торопиться надо, а то проедут мимо нас?

Михаил Блинкин подчеркнул: «Если не построить М-12 сейчас, Запад может пройти мимо нас!»

— В Китае уже все построено, в Казахстане две с половиной тысячи километров тоже построены, остается наш кусок, а мы все дискутируем, дискутируем… Можно ждать еще год, пять лет, а тем временем коридор на Запад может пройти мимо нас! Путь в Европу мимо России, если посмотреть на карту, уже есть. Мы, честно говоря, уже догоняем…

Инна Серова
АвтоБизнесТранспортЭкономикаИнвестицииОбществоИнфраструктура Татарстан Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям ТатмедиаСалимгараев Айдар СаитгараевичЧукин Артем Викторович
комментарии 53

комментарии

  • Тахир Давлетшин 07 сен
    Нельзя сказать, что М 12 - наиболее оптимальное вложение средств в дорожную инфраструктуру в масштабах страны.
    В то же время трасса не вызывает массовый протест, дорога нужна
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Дорога нужна. Но не там, где ее собираются прокладывать. По головам людей. И как это нет массовых протестов? Люди бьются за свою жизнь, жизнь своих детей, за свои дома, а власть и сми делают вид, что людей не существует. Трассировка проходит по головам, на расстоянии 100м, проходит посередине деревни Орел. Разве слова Путина о том, что люди-это главное в России, с ними нужно считаться и слышать их, и защита экологии -это приоритетная задача, - для Татарстана его слова ничего не значат??
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Зачем так нагнетать?
    Зачем так истерить и скандалить?

    Любая стройка затрагивает чьи-то интересы.
    Есть цивилизованный способ найти компромисс.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Посмотрте на карту Германии и как проходят автобаны.
    Поймете, как нужно строить дороги.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    А давайте мы построим эту трассу у вас на голове и посмотрим, как вы будете рады, что ваши дети и вы будете глотать газы, как в газовой камере и сходить с ума от круглосуточного шума от фур, летящих со скоростью 130 с периодичностью 100тыс единиц в сутки. Как легко рассуждать, когда тебя это не касается. И, кстати, изучите вопрос, эта трасса жителям Татарстана, кроме вреда, ничего не принесет. Не надейтесь, что вы сможете пользоваться этой дорогой. Съезд для Татарстана будет только в Атабаево. Никаких рабочих мест для жителей здесь тоже не будет. Это прерогатива владельцев дороги. Это не дорога для людей. Это КОММЕРЧЕСКИЙ проект!! Если вы понимаете, что это значит.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Та переезжайте жить, где Вам нравится - компенсация позволяет это сделать.
    Или многие десятки миллионов людей должны подстраиваться под Ваши "хотелки"?
    Ответить
    Анонимно 08 сен
    Не в Атабаево же.

    На левом берегу развязка с Оренбургским трактом рядом с Сокурами, далее развязка с М7 рядом с Шали. На правом берегу развязка с ульяновской трассой. Всё норм.
    Ответить
    Анонимно 04 апр
    Полностью согласна.????????
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Прекрасные новости.
    Спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Интересно все написали
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Сколько времени остаётся до 24 года.Три года.А всё одна только болтовня.Идёт якобы трассировка.Значит пока нет утверждённой трассы.А раз нет трассы то нет и геологических изысканий.А как без геологии строить мосты да и дороги тоже чтоб потом не пришлось постоянно ремонтировать ползуны на косогорах.А надо ещё заказать всё необходимое и наконец начать работы.С таким количеством болтовни самый реальный ввод в эксплуатацию не раньше 30 года.А как пользоваться этой дорогой ели на неё местный житель не заедет.Это из Москвы в Питер и из Москвы на юга поток транзитников идёт постоянный а тут ещё надо подумать поедут ли дальнобои круги наматывать.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Какие "круги" - прямая трасса М12 короче трассы М7.
    Не говоря уж о качестве.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Сначала надо посмотреть где проходит китайская и казахская трассы а потом и рассуждать о кругах.Там уже есть М-5 и кто от Тольятти поедет на Канаш если там есть прямая дорога и бесплатно.И кто из Казани поедет в Москву чрез Гребени и за деньги если есть прямая дорога через Моркваши.В лучшем случае будут ездить по какой то перемычке на Канаш или Сергач с выходом на М-12.Да и мифических 6,5 часов тоже не будет.Это как раньше в Челны за 2 часа пытались ездить и усеяли всю дорогу памятниками.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Извините, но Вы плохо знаете географию и не можете работать с топографическими картами.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    А Вы в Китай поедете через Тольятти?
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    И казахи тоже плохо знали карты раз вывели дорогу на Самару и те кто строит частную дорогу от Самары через Смоленск минуя Москву с её пробками тоже плохо в картах разбирается.Скажите что просто пролоббировали М12 через Казань а как потом в натуре будет ни кого не волнует.Главное подряды получить на дорогу.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Спокойнее, спокойнее - просто есть ответвления от основной дороги, что в этом плохого?
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Это ПРЯМОЕ ВРЕДИТЕЛЬСТВО, втягивать в очередной раз Россию в тухлячие проекты, приносящие одни убытки. Давайте по пунктам.
    1. Никакой загруженности на м 7 нет. Если соблюдать скоростной режим 90 -100 км можно ехать положив ноги на баранку. Дороги не хватает лишь тем, у кого скорость 110 и выше. Вот они и есть смертники.
    2. м 12 "убъёт" примерно через 3 года м 7, так как чтобы отбить бабаки, затраченные на м 12, м 7 скорее всего останется с мизерным денежным обеспечением. А дорогой данной категории нужно заниматься каждый день, чтобы в итоге она была в порядке.
    3. Создав тысячи новых мест на новой дороге м 12, десятки тысяч останутся безработных на м 7. А это автозаправки, автомойки, мотели, автосервисы, придорожные магазинчики и закусочные. КУДА ДЕВАТЬ ЭТИХ ЛЮДЕЙ? НА УЛИЦУ?
    Короче опять бардак в России - когда правая рука не знает, что делает левая нога.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    1. На М12 скорость будет 130 км/час.

    2. Дороги строят отличного качества с гарантией на много лет - будет действовать и старая М7 и новая М12.

    3. М7 останется загруженной и никто работы не потеряет.

    4. В Жизни есть не только "черное", но есть и "белое".
    И "белого" гораздо больше, чем "черного".
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    10.34.
    Уважаемый. Я ведь не алармист - чё Вы тут меня чёрным и белым путаете. У меня хорошее зрение. Не беспокойтесь. Я никогда не путаю цвета. Тем более, что не дальтоник. Это первое.
    Во-вторых. Я Вам говорю КАК БУДЕТ. Вы же мне пытаетесь убаюкать, говоря КАК ДОЛЖНО БЫТЬ. Я и сам знаю, что должно быть, как Вы говорите. Но вот беда в нашей стране так практически не бывает. Страну собственную нужно знать, уважаемый.
    Как говорил один мудрый человек (прогуглите) : В России нужно жить до-о-олго!!

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Что Вы так, уважаемый, возбудились?

    Почему Вы решили, что Вас кто-то "пугает"?
    Смешно - кому Вы нужны.
    Это во-первых.

    Во-вторых, не приписывайте другим то, что они не не говорили, не выдавайте свои мысли за мнения других, как Вы любите делать.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    11.45.
    Не "пугает", а "путает". Если спорите с оппонентом, то уж будьте добры прочитайте хотя бы внимательно маой комментарий. Или у Вас "звёздная болезнь"?

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Извините, за опечатку - "пуТает" - остальной текст остается без изменений.

    Извиняю и Вас за опечатку "маой".

    Но Вы опять, "Габдель" приписали свое другим - это о "звездной болезни".
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    "— Пройти южнее, по пустыне, невозможно, — пошутил Михаил Блинкин. — Там леса, хорошая территория"
    Этому эксперту бы научиться пользоваться картами и интернетом для начала
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Международные перевозки - это в первую очередь водный и ЖД транспорт. Как наиболее безопасный, дешевый и экологичный, но никак не автомобильный.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    М7 свободная вполне. Пробки только из-за ремонтов бывают. Для транспортного развития лучше настроить эстакад и развязок, расширить, чем вливать деньги в новый проект. Проект ради проекта, деньги ради денег
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Езжу по М7 и каждый раз пробки.
    Огромные.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Решение не принято! На ФГИС ТП висят изменения в распоряжение-и они не подписаны. Мнение людей при строительстве федеральных объектов тоже должно учитываться - на экологию и социальные факторы.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Не должна трасса М12 проходить в 100 метрах от жилых домов,люди спать не могут только об одной этой мысли!!!Никто не против М12,но не над головами людей,сколько природы и животных будет загубленно ,дайте людям жить не в газовой камере!!!
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Через Тургай и Каипы не дадим пустить!
    Южнее есть заброшенные поля. Работайте, проектировщики.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Почему зашли в лес и прошлись по Сараево, Тургаю и Каипы??

    Вам же на юг нужно на Шали! Так и сделайте южнее по пустым полям. Все поселение кипит. Этот участок у вас на двоечку. Исправляйте, пока есть время.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Не надо за "всё население" - научитесь отвечать сами за свои слова и поступки.
    Ответить
    Анонимно 08 сен
    Абсолютно все население! От главы поселения до собственников участков на которых просто трава.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Республика территориально небольшая, чтобы в ней столько дорог строить. Ведь ничего от природы не останется. Дорогу надо было строить вдоль болгара, на границе вдоль ульяновской, самарской области и далее.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    и зачем она там нужна?
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    А тут зачем ПЛАТНАЯ трасса?
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Халява, когда можно было жить за счет труда других давно закончилась.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    больше подземных путепроводов и надземных переходов.. все будет хорошо..
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Все будет хорошо у Вас если вы выполните те указания которые тут декламируете. А как жителям которые не планировали жить у трассы, покупали участки рядом с заповедником? О каких можно говорить защитных сооружений вдоль дороги? Китайскую стену построят в 100 метрах? Вы хотя бы карту посмотрели, где планируется пройти трасса, а потом бы говорили высокопарные фразы!!!!
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Думаете только о себе любимой?
    На остальных наплевать?
    Уж извините за правду.
    Многим десяткам миллионов трасса М12 нужна - а Вам не нужна, домик рядом Ваш оказался.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    13.26.
    Теперь понимаете почему Сталин занимался расстрелами врагов народа?
    Не оправдываю Сталина нисколько и даже возмущён, но и называть "друзьями" (другами) тех, кто занимается такими ПРОЖЕКТАМИ (не путать с проектами) не хочется и язык не поворачивается.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    "Габдель", а Вы не подумали, что Сталин Вас тоже расстрелял бы, как критикана и кляузника на действительность?
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    15.21.
    Ну вот опять начинается. Я человек критичный, даже в отношении себя.
    Допустим ладно - я критикан. Но чтобы кляузник? Никогда. Зачем? Ибо я итак в достаточной мере информированный человек - зачем мне кляузничать-то? Вы опять несправедливы ко мне. О-о-о. Мама мия. Когда колевета в отношении меня закончится?! Это ведь на меня кляузы доносили. Подонки. Некоторые из них с большими звёздами на погонах. Но подонками остались. Это кляуза?

    Габдель Юссон.

    Ответить
    Анонимно 07 сен
    это - сумашествие
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Пусть господин Блинкин через свой участок проложит трассу М12
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Очередной проект по освоению бабла! Или как сейчас любят говорить государственно-частное партнёрство. Но трасса будет платная, а кому бабки пойдут за проезд??? Очередное АО БДД в масштабе России!? Какова себестоимость одного километра? Или это тайна??? За эти бабки, которые угробят на эту трассу М7 можно в два раза расширить и благоустроить. Но М7 же бесплатная. А тут и при возведении трассы и при ее эксплуатации бабло будет литься. Смешно только, чего и кому в условиях ужесточения санкций мы будем возить? Тем более Китай как все говорят склоняется возить грузы через Казахстан. Уже силу Сибири построили и что-то не особо))) И здесь так будет)))
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    На все Ваши вопросы есть ответы в официальных СМИ - не поленитесь потрудиться и получите ответы.
    Ответить
    Анонимно 08 сен
    Эти СМИ вчера по команде и написали статьи с «экспертом» Блинкином, который даже на местности не был.

    Значит идём верным путём. Правда за жителями Лаишевского района. Дорогу можно построить только найдя компромисс.
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Понятно, что есть. Технико-экономическое обоснование, пояснительные записки, проекты и т.д. Просто вспоминая недавно обсуждение, как нам была необходима высокоскоростная магистраль, вынос вокзала на Сухую реку и освобождение центра города для строительства элитной недвижимости, потом проект менее масштабный конечно но тоже с юмором, строительства канатной дороги в Верхний Услон через Волгу. Что-то как-то без этих проектов в первую очередь конечно ВСМ, хуже не стало. Понятно, что деньги надо привлекать в Республику, тем более лоббистские возможности в лице Марата Шакирзяновича, позволяют. Ну этим пользуется наш Президент. Вот про лоббировали очередное проект типа ВСМ. Мега проект. Помню сколько было криков, как нам необходима эта ВСМ. Ну просто народ ломиться будет с утра на работу в Москву ехать))), а в пятницу вечером, так вообще как в советские времена, колбасные поезда называли, за продуктами в Москву ездили))). Ну что-то ВВ засомневался, и дал команду еще раз все посчитать. Ну и как-то тихо проект свернули после этого. И живут щас все спокойно без ВСМ. А проекты все эти, плати деньги, тебе профильный институт нарисует как надо и себестоимость подгонят и если не надо, напишут, что надо. Просто я к тому, что надо вкладываться в М7. Может быть какие-то участки платными сделать. Деньги большие заинтересованных много))), шуму много, а выхлоп как обычно, Как Виктор Степанович говорил: "Ну никогда такого не было, и вот опять")))
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    20.10.
    ВСМ нужен Татарстану.
    1. ВСМ это высокотехнологичные рабочие места, а значит и работники.
    2. ВСМ - это фактически прекращение оттока населения с республики, так как, правильно, в понедельник можно поехать в Москву, а в пятницу вечером вернуться на выходные в Казань.
    3. ВСМ - это совсем иной уровень гостей, туристов и иных интересантов, которые будут приезжать в наш город.
    НИЧЕГО ЭТОГО НЕ ПОСЧИТАЛИ. МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ЗАДУШИЛА ПРОСТО ЖАБА. ТАМ ЖЕ СПЛОШНЫЕ ТАТАРОФОБЫ.
    ВСМ не будет убыточным. Ибо с Казани в Москву будут уезжать ещё и граждане с соседних республик..
    Московский Кремль - это по сути "собака на сене" - и сам не ам, и другим не дам. Московский Кремль лучше миллиарды закопает в какой нибудь бредовый проект, как строительство, допустим, м12 или постройки ещё одной линии Сапсана между Питером и Москвой, чем что нибудь по-людски людям что-то хорошее сделать.
    На том Московский Крмель и держится, теша своё самолюбие.
    Не ту страну назвали Гондурасом, как-то высказался шоу мэн Николай Фоменко. 100% попадание, без сомнения.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Габдель, ты - хохол?
    Ответить
    Анонимно 13 сен
    Не похож по фамилии))) Так то из всего бреда, что он написал Выше - именно этот текст осмыслен. Прям как будто 2 разных человека писало)
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Мы жители деревни Орёл , Тарлаши , Троицкий , ПРОТИВ платной трассы м12 через нашу деревню и требуем отвести трассу от наших домов !!! Сделайте трассу по полям . А Не по Людям !!!!!!!!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров