Федеральный ГОСТ поставит вне закона половину казанской «наружки»
Казань требует смягчить новые правила размещения наружной рекламы, а Набережные Челны заявили о готовности демонтировать 93% не соответствующих ГОСТу конструкций
Рынок наружной рекламы продолжает лихорадить. Как стало известно «Реальному времени», мэрия Казани обратилась в федеральный минстрой с просьбой отменить обязательный характер ГОСТа на размещение «наружки», изменив его на добровольный, каким он и был ранее — более 10 лет. Если этого не произойдет, уже весной 2016 года свыше 40% наружных конструкций в столице РТ окажутся вне закона. Тем временем в Набережных Челнах демонтировать ненадлежащим образом оформленные щиты потребовало татарстанское УФАС.
УФАС потребовало убрать 639 конструкций из 720, и это только начало
Столичные операторы наружной рекламы столкнулись с настоящей напастью — внедрением в качестве обязательного ГОСТа «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений».
Сам ГОСТ был принят еще в 2003 году, но носил рекомендательный характер. Однако в сентябре этого года премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил перевести его в разряд обязательных с марта 2016 года. Основная проблема заключается в том, что ГОСТ запрещает размещать рекламные носители на расстоянии менее 5 м от края автодороги, а также на одной опоре с дорожными знаками и светофорами и ближе 100 м от них. Его разработчики исходили из того, что реклама не должна отвлекать водителей или перекрывать те же дорожные знаки. По оценке Ларисы Фоминой, директора одного из крупнейших агентств наружной рекламы Larisa-City, в Казани около 80% рекламных конструкций установлено с нарушениями ГОСТа.
Казань считает убытки
Как сообщили «Реальному времени» в казанской мэрии, сейчас в городе 1022 еврощита, при этом в 2012 году часть требований ГОСТа была учтена, что привело к 30-процентному сокращению рекламных конструкций. По оценкам казанского исполкома, приведение к требованию ГОСТа всех конструкций приведет к их сокращению еще на 40%, что неприятно скажется в том числе и на поступлениях в бюджет. Плюс к этому возникают сложности и с операторами, в связи с тем, что с ними уже заключены договоры.
— Вступление ГОСТа в силу с марта 2016 года без существенной его доработки негативно отразится на наружной рекламе города. Сокращение конструкций повлечет сокращение сборов в бюджет города. Мы рассчитываем, что требования новых ГОСТов будут распространяться только на вновь устанавливаемые конструкции, а ранее установленные конструкции продолжат размещаться на своих местах до конца срока действия разрешений, даже если они не будут соответствовать новым требованиям ГОСТа, — заявили нам исполкоме Казани.
Челны взяли под козырек
Пока в других городах идут активные дискуссии о добровольном или обязательном применении ГОСТа на наружную рекламу, исполком Набережных Челнов заявил о готовности практически полностью очистить город от рекламы.
В ответ на запрос «Реального времени» в исполкоме Набережных Челнов ответили, что схема размещения содержит 720 рекламных конструкций. При этом 639 из них потребовало демонтировать управление федеральной антимонопольной службы. Дело в том, что данные конструкции были размещены без заключения договоров, на основе разрешений, что нарушает законодательство. Как рассказали «Реальному времени» в челнинской горадминистрации, процесс демонтажа уже начат, правда, городские власти особого рвения в этом вопросе не проявляют.
— Работа по демонтажу конструкций, указанных в предписании, исполнительным комитетом города начата — на сегодняшний день демонтировано 12 единиц. В связи со значительным объемом работ и погодными условиями исполнительный комитет города воспользовался законным правом на обращение в УФАС по РТ о продлении срока исполнения предписания. До настоящего момента ответа от антимонопольной службы не поступало, — говорится в ответе пресс-службы.
В пресс-службе Татарстанского УФАС «Реальному времени» сообщили, предписание № 06-641/2014 об аннулировании разрешений на установку наружной рекламы было выдано на основании незаконной пролонгации договоров аренды исполкома г. Набережные Челны с хозяйствующими субъектами. «Данное предписание было формально выполнено, но рекламные конструкции (639 штук) по-прежнему использовались, но уже без соответствующего разрешения. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании этого нарушения возбудило новое дело №06-238/2015 в отношении исполкома», — отмечается в сообщении пресс-службы УФАС.
Останется 51 щит?
Отсутствие заключенных договоров на размещение рекламных конструкций развязывает руки городским властям в вопросе исполнения ГОСТа на размещение наружной рекламы. В исполкоме Челнов на запрос «Реального времени» о судьбе рекламных конструкций высказались довольно однозначно.
— В связи с тем, что лишь часть рекламных конструкций, предусмотренных схемой размещения, соответствует требованиям ГОСТ (51 ед. соответствует ГОСТ), торги на заключение договора с последующей выдачей разрешения на установку рекламной конструкции исполнительным комитетом будут проводиться на указанную часть, — говорится в полученном ответе.
В исполкоме отметили, что на проведение аукционов потребуется 50 дней: проведение оценки рыночной стоимости, подготовка аукционной документации, публикация извещения, 30 дней с момента извещения.
Письма Медведеву и в федеральный минстрой
До предела конфликт обострили столичные гаишники, которые начали требовать исполнения ГОСТа от операторов настолько активно, что главы Москвы и Санкт-Петербурга несколько раз вынуждены были обращаться к руководству страны с просьбой вмешаться. Было выпущено несколько противоречивых разъяснений, однако в итоге было принято решение о том, что ГОСТ должен стать обязательным с весны 2016 года, дискуссия перешла в плоскость смягчения требований документа.
Татарстанская ГИБДД осталась в стороне от действий своих столичных коллег. На запрос «Реального времени» о том, применялись ли ГИБДД меры административного воздействия при нарушениях данного ГОСТа, в инспекциях ответили, что в связи с тем, что обязательный характер он начнет носить только в следующем году, таких мер пока не принимается. Участники рынка, однако, рассказали, что случаи обращения по поводу неисполнения ГОСТа на наружную рекламу были, однако не носили массового характера.
Сходной позиции придерживается и исполком Казани, на вопрос «Реального времени» о том, какие действия предпринимаются для сохранения рынка наружной рекламы, был получен ответ, что мэрия Казани сформировала судебную практику, «согласно которой судами Республики Татарстан был признан добровольный характер применения ГОСТ». Также замечания по поводу смягчения требований были направлены в минстрой РФ.
— Также на имя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ было направлено письмо об исключении ГОСТ по рекламе из перечня стандартов и свода правил, применяемых на обязательной основе, — говорится в сообщении пресс-службы казанской мэрии.
В ГИБДД РТ вопросы о позиции в отношении смягчения ГОСТа оставили без ответа и комментариев. Напомним, документ регулирует размещение наружной рекламы в том числе и с точки зрения безопасности дорожного движения, как уже сообщало «Реальное время», в федеральном УФАС напрямую увязали возможность смягчения требований с успешной аргументацией того, что они не приведут к последствиям в отношении безопасности.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.